Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения.

Восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет установить связи между различными предметами и явлениями. Образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время.

Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир.

Тема данной курсовой работы – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того, что хотел нам передать другой человек.

Объект исследования - виды эмоциональных состояний, предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний.

Исходя из объекта и предмета исследования, целью данной работы является раскрытие понимания, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие. Таким образом, из цели, следуют такие задачи:

  • исследование понятия эмоциональных состояний, а также механизмов их возникновения,
  • исследование понятий эмоционального реагирования,
  • изучение понятий экспрессивности, различия в эмоциональном состоянии.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

В первый год жизни ребенок еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Развиваясь, ребенок усваивает речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а усложняется и занимает хотя о не ведущею позицию в коммуникации, но весьма значительную.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.


ГЛАВА 1. Понятие эмоциональных состояний, а также механизмов их возникновения

1.1 Определение эмоциональных состояний

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления".

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции — это явления сознания, располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.[1]

Так в теории Джеймса- Ланге эмоции — это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса- Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека – это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал : " Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование".


Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс- с позиции " периферической" теории.

П. Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно (последние возникают несколько позже).[2]

Резко критиковал теорию Джеймса- Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека. эмоциональный физиологический реагирование экспрессивный

В концепции эмоций отечественной(рефлексивной) психологии эмоции — это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.[3]


Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно- физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета.[4]

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи с чем носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.

1.2 Формы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:

  • знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;
  • влияние на поведение и деятельность;
  • интенсивность, то есть глубина переживания;
  • и величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью, под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью.

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • эмоции (включая аффекты);
  • и настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:

  • эмоциональный отклик,
  • эмоциональную вспышку
  • и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом. Они открыли существование "кратковременных выражений" лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешнее проявление более заметным.[5]

Самое же заметное проявление, которое замечают и легко описывают большинство людей, является эмоциональный взрыв. Он характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

Основные формы эмоциональных явлений.

На самом деле эмоции. Отражать события в форме обобщенной субъективной оценки. Они могут быть реакцией не только на событие, но и на вероятные или отозванные. Поскольку все, что человек делает, в конечном итоге служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любое проявление активности человека сопровождается эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые переживает человек, делятся на его собственные эмоции, чувства и аффекты. Эмоции выражают значение ситуации для человека с точки зрения реальной потребности в данный момент, то есть для удовлетворения ее предстоящего действия или деятельности.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое окрашивает всю умственную деятельность и поведение человека в течение определенного времени.

Аффект - самая сильная эмоциональная реакция. Это бурное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся сужением сознания и последующей амнезией (полной или частичной). Аффект не предшествует поведению, а скорее сдвинут в его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем сильнее первоначальный мотивационный стимул поведения и, тем больше усилий требуется для его реализации; чем меньше результат, полученный в результате всего этого, тем сильнее получаемый эффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты возникают быстро, бурно, сопровождаются выраженными органическими изменениями и моторными реакциями. Аффекты, как правило, мешают нормальной организации поведения, его рациональности.[6]