Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека".pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие эмоциональных состояний, а также механизмов их возникновения
1.1 Определение эмоциональных состояний
1.2 Формы эмоционального реагирования
1.3 Связь эмоций с деятельностью
1.4 Компоненты эмоционального реагирования
ГЛАВА 2. Эмоциональное реагирование
2.1 Физиологический компонент эмоционального реагирования
2.2 Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
2.3 Мимические средства экспрессии
2.4 Психомоторные средства экспрессии
ГЛАВА 3. Понятие экспрессивности, различия в эмоциональном состоянии
3.1 Звуковые и речевые средства экспрессии
Страсть - доминантный, продолжительный, всеобъемлющий опыт. Это выражается в концентрации, концентрации мыслей и сил, их сосредоточенности на одной цели. Страсть — это слияние эмоций, мотивов и чувств, сосредоточенных вокруг определенного вида деятельности или объекта (человека).
Стресс (критические состояния) — это форма эмоционального переживания, которая возникает в экстремальной ситуации, требующей мобилизации нервных и психических сил человека.
1.3 Связь эмоций с деятельностью
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о связи эмоциональной сферы человека с деятельностью, в которую она включена. Осницким А.К., Филипповой Е.В. отмечалась необходимость рассмотрения специфики протекания эмоциональных процессов в разных видах активности человека. Было выделено три основных вида активности, характеризующиеся разной степенью сложности и осознанности.[7]
Первый вид активности – это реактивное поведение человека, для его описания можно использовать известную формулу S → R. В основе реактивности лежат ответные реакции человека на внешние воздействия; действия человека в этом случае зависят от силы воздействия и отчасти от его внутреннего состояния. Сознание, если и фиксирует данное поведение, то только после того, как воздействие оказало влияние, и в меру его интенсивности или значимости для человека. Особенности данного вида активности откладывают отпечаток на эмоциональные проявления. В реактивном поведении более представлены те модальности эмоций, которые В. Вундтом были охарактеризованы одним из двухполюсных параметров: удовольствием–неудовольствием.
Другой вид активности человека – это импульсивное поведение, которое определяется формирующимися в организме и психике напряженностями. Если средство, необходимое для снятия напряжения, является легкодоступным для человека, тогда поведение мало чем отличается от реактивного. Сознанием также фиксируется данное поведение в меру интенсивности проявления. Если же при возникновении напряженности для ее разрядки нужно прилагать дополнительные усилия, тогда поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев приобретает форму деятельности. В эмоциональной сфере при импульсивном поведении обнаруживают себя два других двухполюсных параметра эмоций: возбуждение–успокоение, напряжение–разрешение.
И последний вид активности, выделенный А.К. Осницким, – деятельно организованное поведение. Здесь мы имеем дело с принципиально другим видом активности, который не укладывается в формулу S → R, то есть не может рассматриваться как реактивное, не совпадает оно и с инстинктивным поведением. Деятельно организованное поведение является целенаправленным, осознанным, регулируемым человеком и, что самое главное, исходно проектируемым даже при повторении. Феноменология сознания в этом случае уподобляется экспериментальной площадке, на которой проигрываются возможности реализации замысла человека. Эмоции, возникающие непосредственно или хранящиеся в памяти, в деятельно организованном поведении выполняют функцию информационного обеспечения процесса принятия решения, принимают участие в регуляции действий, приводящих в совокупности к проектируемым преобразованиям. Эмоции участвуют также в формировании преднастроек к тем или иным действиям, составляющим более сложную деятельность.
Таким образом, следует учитывать возможные изменения в эмоциональных проявлениях при переходе от одного вида активности к другому. Практически не изученной является область эмоциональных проявлений, возникающих как конфликт между разными уровнями организации поведения: реактивной, импульсивной и деятельностной.[8]
По мнению Осницкого и Филиповой, приблизиться к решению проблемы вклада эмоций в регуляцию активности человека поможет, во-первых, разграничение анализа эмоциональных проявлений в реактивном, импульсивном и деятельно организованном поведении и, во-вторых, изучение взаимосвязи эмоциональных проявлений с особенностями осознанной регуляции активности, связанной с регуляцией деятельности и тех видов импульсивно порождаемого поведения, которое по ходу реализации переходит в деятельно организованное.
Они писали, что: "эмоция в системе психических процессов представляет собой реакцию человека на значимые события во взаимодействии с окружением, участвует в организации, регуляции и осуществлении деятельности и поведения". Это влияние эмоций на деятельность и поведение заметнее, потому что сразу же обнаруживается отношение человека к происходящему. Иными словами: за эмоциями всегда стоит отношение человека к тому, что происходит с ним и к тому, что ему делать в следующий момент.[9]
Таким образом можно заключить что эмоции обнаруживают себя в самых разных видах активности, являясь ее составляющими. Они определяет согласование общей направленности активности субъекта с теми значениями и смыслами, которые для него приобретают воспринимаемые объекты и ситуации.
1.4 Компоненты эмоционального реагирования
Вен П. Джанет (Janet, 1928) писал, что эмоции не ограничиваются внутренним опытом или физиологическими нарушениями. Эмоция — это реакция всей личности (включая организм) на ситуации, к которым она не может адаптироваться, это поведение. Конечно, снижение эмоций к поведению не оправдано. Но в основном
Джанет прав. К. Изард пишет то же самое: поскольку влияние любой эмоции обобщено, физиологические системы и органы более или менее вовлечены в эмоции. Таким образом, эмоция в своем проявлении является многокомпонентной.
Переживание как впечатляющий компонент эмоционального отклика.
Как пишет К. К. Платонов (1984), опыт определил скачок от физиологической формы отражения, присущей растениям, к психическому, присущему только животным с высокоразвитым мозгом. Согласно А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личном значении события.
Однако определения, данные опыту, являются формальными и противоречивыми. Например, Л. С. Выготский определил опыт как особую целостную единицу сознания. К. К. Платонов (1984) определил опыт как простейшее субъективное явление, как ментальную форму отражения, являющуюся одним из трех атрибутов сознания. Опыт Ф. Е. Василюка (1990) определяется как любое эмоционально окрашенное состояние, испытываемое субъектом и явлением реальности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. В то же время автор считает возможным использовать в названии своей книги (Василюк, 1984) понятие «опыт» в смысле «переживания», «преодоления» возникшей критической ситуации, что еще больше сбивает с толку понимание сути этого термина. Протоколист Немов (1994) считает, что опыт — это ощущение, сопровождаемое эмоциями. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) определяют опыт как значимое эмоциональное состояние, вызванное значительным объективным событием или воспоминаниями об эпизодах предыдущей жизни.
Понятно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Однако какова глубинная специфика этого отражения по сравнению с другими его типами - сенсорным, интеллектуальным? Подчеркивая субъективную природу этого отражения вопроса, не снимает - восприятие, например, также субъективно.[10]
Пожалуй, наиболее адекватное определение опыта было дано в его более ранней работе К. К. Платонова (1972), чей опыт является «атрибутом акта сознания, который не содержит изображения отраженного и проявляет себя в форме удовольствия или неудовольствия» ( страдание), стресс или разрешение, возбуждение или успокоение ».
Близко к этому понимание опыта Л. М. Веккера (2000). Для него опыт является прямым отражением субъекта его собственных состояний, а не отражением свойств и соотношений внешних эмоциональных объектов. Последнее знание.
Любой опыт — это волнение. По своему значению оно близко к латинскому слову emoveo («встряхнуть», «беспокоиться»), из которого произошло слово «эмоция». Волнение — это беспокойное состояние. Но возникает вопрос - что такое спокойное состояние? Как это реализовано?
Согласно знаку, эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Такое полярное разделение переживаний на знаке общепринят, хотя Н. Д. Левитов отмечает, что это слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных (безразличных) состояний, не отягощенных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) считал вопрос о существовании таких состояний человека неразрешимым.[11]
Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:
- импрессивный;
- физиологический;
- экспрессивный внутреннее переживание
Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.
Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста используется методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального поведения личности".
Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления. В связи с этим я опускаю его рассмотрение и перехожу к двум внешне регистрируемым компонентам: физиологическому и экспрессивному.
ГЛАВА 2. Эмоциональное реагирование
2.1 Физиологический компонент эмоционального реагирования
О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким, как например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу. Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.[12]
Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого "детектором лжи". К сожалению, данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так, например сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.
Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.
Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.