Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека".pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие эмоциональных состояний, а также механизмов их возникновения
1.1 Определение эмоциональных состояний
1.2 Формы эмоционального реагирования
1.3 Связь эмоций с деятельностью
1.4 Компоненты эмоционального реагирования
ГЛАВА 2. Эмоциональное реагирование
2.1 Физиологический компонент эмоционального реагирования
2.2 Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
2.3 Мимические средства экспрессии
2.4 Психомоторные средства экспрессии
ГЛАВА 3. Понятие экспрессивности, различия в эмоциональном состоянии
3.1 Звуковые и речевые средства экспрессии
Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, которые представляют собой синтез произвольных и непроизвольных способов реагирования, зависят также от культурных особенностей данного народа. У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции, что и описал О. Клайнбер, изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе.
2.4 Психомоторные средства экспрессии
Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.[17]
В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.
Чтение экспрессивных движений — сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.
П. Экман выделяет следующие виды жестов:
- адаптеры,
- регуляторы,
- иллюстраторы,
- эмблемы.
К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы – это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.[18]
П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:
- среднее время передачи;
- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".
Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.
ГЛАВА 3. Понятие экспрессивности, различия в эмоциональном состоянии
3.1 Звуковые и речевые средства экспрессии
К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:
- интонационное оформление,
- четкость дикции,
- логическое ударение,
- чистота звучания голоса,
- лексическое богатство,
- свободное и точное выражение мыслей и эмоций.
Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.
По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.
Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.[19]
По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы.
Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность.
А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса.
Для звуковых средств выражения наиболее характерны смех и плач.
Смех — это выражение нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и значение. Одно дело, когда человек счастлив, а другое - когда человек смеется над хорошей шуткой, в смешной позе или когда его щекочут.
Смех у человека начинается с вдоха, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, обструкция грудной клетки и мышц живота (и поэтому они говорят: «живот лопнул от смеха»). Со смехом все тело откидывается назад и дрожит, рот широко открыт, уголки губ подтянуты назад и вверх, верхняя губа приподнята, лицо и вся голова наполнены кровью, круговые мышцы глаза судорожно уменьшены. Морщинистый нос кажется укороченным, глаза сверкают, часто появляются слезы.
Стереотипы выражения. Во-первых, многие профессионалы, которые работают с людьми (врачи и медсестры, учителя и преподаватели, менеджеры и студенты), считают, что у них нет «дежурного» выражения, что их улыбки, взгляды, жесты, тон речи и осанка принимают очень разные значения. - все зависит от ситуации общения. Тем не менее, самооценки респондентов не соответствуют истине. Дело в том, что из-за характера и воспитания стереотип эмоционального поведения человека резко ограничивает вариации выражения. Он всегда заявляет о себе, хотят ли люди этого или нет. Эмоциональные реакции и присущие им состояния, коммуникативные качества эмоций проявляются в разных ситуациях общения, а тем более в типичных. Конечно, любой может продемонстрировать разные эмоциональные реакции и состояния. Но в повседневной жизни у него эмоциональный стереотип.
Во-вторых, подавляющее большинство опрошенных находят свои выразительные средства в идеальном порядке. Многие считают, что в типичных обстоятельствах они либо близки к идеалу, либо показывают норму. Люди редко отмечают нежелательные формы самовыражения и почти никогда не находят их неприемлемыми.
Около 20% опрошенных из разных социально-демографических групп нуждались в коррекции выражения. Однако, чем очевиднее была необходимость в этом, тем упорнее человек сопротивлялся, отстаивая свое право оставаться таким, каким его создала природа.
3.2 Различия в эмоциональной экспрессивности
В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие, наоборот, начинают активно действовать.
Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.[20]
О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том, что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.
Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными".
А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.[21]
Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, – это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.
Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не
каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности
выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:
- чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,
- неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других
- людей;
- невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;
- чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.
Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе "Восприятие человека человеком" указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего.
Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.
А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.
Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:
-
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Таким образом, в существующих определениях выражения и выразительности имеются указания на связь этого явления с духовным и духовным миром человека.