Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прибыли предприятия
1.1. Понятие прибыли и ее значение в деятельности предприятия
1.2. Организация деятельности и формирования прибыли на предприятии
1.3. Использование прибыли торгового предприятия
2. Оценка финансовых результатов и их влияние на деятельность предприятия
2.1. Анализ формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
3. Разработка рекомендаций по улучшению экономического роста предприятия
Гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.
Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного определения была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.
Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, то есть виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет, то есть всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата.
Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке, так называемых реализованных и нереализованных доходов.
Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.
Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский - для понимания логики и порядка ее практического исчисления.
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.
Алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности:
- оплата затрат труда и материалов (материальные расходы),
- оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы);
- выплата налогов и обязательных платежей;
- распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи - повышение прибыли - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям.
Поиск и мобилизация факторов повышения прибыли находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
Таким образом, прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Прибыль – это часть чистого дохода, который получают предприятия после реализации товаров. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью проданных товаров.
2. Оценка финансовых результатов и их влияние на деятельность предприятия
2.1. Анализ формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия
ООО «Абсолют Дока» был создан 14 ноября 2002 года в городе Ноябрьск.
Основной вид деятельности:
- розничная торговля.
- прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах.
- розничная торговля прочими пищевыми продуктами.
Основная цель магазинов – это увеличивать покупательскую способность все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10 – 20% ниже, чем у конкурентов.
Таблица 2.1.
Формирование показателей прибыли предприятия по данным отчета о финансовых результатах, тыс. рублей
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Выручка от продаж |
199211 |
158461 |
139075 |
267025 |
252975 |
Себестоимость продаж |
(163353) |
(125343) |
(97074) |
(214646) |
(200260) |
Валовая прибыль |
35858 |
33118 |
42001 |
52379 |
52715 |
Коммерческие расходы |
(28159) |
(29416) |
(39154) |
(48194) |
(45940) |
Прибыль от продаж |
7699 |
3702 |
2847 |
4185 |
6775 |
Проценты к получению |
2389 |
1912 |
1215 |
1197 |
918 |
Проценту к уплате |
(912) |
(914) |
(1768) |
(1866) |
(1244) |
Прочие доходы |
4238 |
2712 |
915 |
315 |
233 |
Прочие расходы |
(1311) |
(1504) |
(1011) |
(1233) |
(788) |
Прибыль до налогообложения |
12103 |
5908 |
2198 |
2598 |
5894 |
Текущий налог на прибыль |
(2663) |
(1317) |
(528) |
(941) |
(1328) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
9440 |
4591 |
1670 |
1657 |
4566 |
Как видно, из таблицы 2.1. выручка от продаж в 2015 году сократилась по сравнению с 2014 годом на 14 050 тыс. рублей, или на 5,26%. Снижение выручки от продаж может быть связано с финансовым кризисом в стране, и как следствие с финансовой неустойчивостью многих предприятий, с снижением объемов работ и производств, с задержкой и снижение заработной платой работников. И как следствие, люди начинают покупать только товара первой необходимости.
В 2014 году был рост выручки от продаж по сравнению с 2013 годом на 127 950 тыс. рублей, или на 92%. В 2013 году выручка снизилась по сравнению с 2012 годом на 12,2%, или на 19386 тыс. рублей.
Себестоимость продаж в 2015 году также сократилась, как и выручка на 14386 тыс. рублей или на 6,74% по сравнению с 2014 годом. Это связано со снижением продаж, и как следствие снижением объемов закупаемой для продажи продукции. В 2014 году произошел рост себестоимости по сравнению с 2013 годом на 117 572 тыс. руб. или на 121,1%.
Таблица 2.2
Состав и структура доходов предприятия
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
|
Доходы всего |
205838 |
100 |
163085 |
100 |
141205 |
100 |
268537 |
100 |
254126 |
100 |
В том числе: |
||||||||||
Выручка от продаж |
199211 |
96,8 |
158461 |
97,2 |
139075 |
98,5 |
267025 |
99,4 |
252975 |
99,5 |
Проценты к получению |
2389 |
1,2 |
1912 |
1,2 |
1215 |
0,9 |
1197 |
0,4 |
918 |
0,4 |
Прочие операционные доходы |
4238 |
2 |
2712 |
1,6 |
915 |
0,6 |
315 |
0,2 |
233 |
0,1 |
В таблице 2.2. представлены исходные и аналитические показатели отчета о финансовых результатах ООО «Абсолют Дока» для проведения структурно-динамического анализа.
В 2012 и 2013 годах было снижение доходов предприятия на 20,8% и на 31,4% соответственно по сравнению с 2011 годом, это может быть связано с экономическим кризисом в стране, покупательная способность населения упала, люди начали покупать товары, которые дешевле и товары первой необходимости.
В 2015 году общая величина доходов организации составила 254126 тыс. рублей, что на 14411 тыс. рублей или на 5,4% меньше общей величины доходов 2014 года. Значительное влияние на рост доходов оказали операционные доходы, сумма которых в отчетном году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 82 тыс. рублей или на 26,1%.
Отклонения показателей удельного веса доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом можно считать значительными. Преобладающим источником доходов ООО «Абсолют Дока» остается выручка от продаж, удельный вес которой составляет 99,4% на начало года и 99,5% на конец года. Следует отметить, что более высокое «качество» доходов любой компании характеризует большая доля доходов, получаемых в рамках осуществления обычных видов деятельности, то есть за счет выручки от продаж товаров, продукции. Получение прочих видов также способствует росту прибыли организации, но вместе с тем имеет эпизодический характер.
Расходы предприятия, так же и доходы в 2012 и в 2013 году снизились по сравнению с 2011 годом на 19,3% и на 28,9% соответственно. В 2014 году расходы увеличились на 91,3%, и составили 266880 тыс. рублей; что связано в первую очередь с увеличением объемов реализации продукции, и увеличением выручки.
Таблица 2.3
Состав и структура расходов предприятия в 2011-2015 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
|
Расходы всего |
196398 |
100 |
158494 |
100 |
139536 |
100 |
266880 |
100 |
249560 |
100 |
В том числе: |
||||||||||
Себестоимость |
163353 |
83,2 |
125343 |
79,1 |
97074 |
69,6 |
214646 |
80,4 |
200260 |
80,2 |
Коммерческие расходы |
28159 |
14,3 |
29416 |
18,6 |
39154 |
28,1 |
48194 |
18,1 |
45940 |
18,4 |
Проценты к уплате |
912 |
0,4 |
914 |
0,6 |
1768 |
1,3 |
1866 |
0,7 |
1244 |
0,5 |
Операционные расходы |
1311 |
0,7 |
1504 |
0,9 |
1011 |
0,7 |
1233 |
0,5 |
788 |
0,4 |
Налог на прибыль |
2663 |
1,4 |
1317 |
0,8 |
528 |
0,3 |
941 |
0,3 |
1328 |
0,5 |