Файл: Распределение и использование прибыли как источник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного определения была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.

Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, то есть виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет, то есть всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата.

Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке, так называемых реализованных и нереализованных доходов.

Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.

Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский - для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.


Алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности:

  • оплата затрат труда и материалов (материальные расходы),
  • оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы);
  • выплата налогов и обязательных платежей;
  • распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи - повышение прибыли - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям.

Поиск и мобилизация факторов повышения прибыли находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.

Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

Таким образом, прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Прибыль – это часть чистого дохода, который получают предприятия после реализации товаров. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью проданных товаров.


2. Оценка финансовых результатов и их влияние на деятельность предприятия

2.1. Анализ формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия

ООО «Абсолют Дока» был создан 14 ноября 2002 года в городе Ноябрьск.

Основной вид деятельности:

  • розничная торговля.
  • прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах.
  • розничная торговля прочими пищевыми продуктами.

Основная цель магазинов – это увеличивать покупательскую способность все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10 – 20% ниже, чем у конкурентов.

Таблица 2.1.

Формирование показателей прибыли предприятия по данным отчета о финансовых результатах, тыс. рублей

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Выручка от продаж

199211

158461

139075

267025

252975

Себестоимость продаж

(163353)

(125343)

(97074)

(214646)

(200260)

Валовая прибыль

35858

33118

42001

52379

52715

Коммерческие расходы

(28159)

(29416)

(39154)

(48194)

(45940)

Прибыль от продаж

7699

3702

2847

4185

6775

Проценты к получению

2389

1912

1215

1197

918

Проценту к уплате

(912)

(914)

(1768)

(1866)

(1244)

Прочие доходы

4238

2712

915

315

233

Прочие расходы

(1311)

(1504)

(1011)

(1233)

(788)

Прибыль до налогообложения

12103

5908

2198

2598

5894

Текущий налог на прибыль

(2663)

(1317)

(528)

(941)

(1328)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

9440

4591

1670

1657

4566


Как видно, из таблицы 2.1. выручка от продаж в 2015 году сократилась по сравнению с 2014 годом на 14 050 тыс. рублей, или на 5,26%. Снижение выручки от продаж может быть связано с финансовым кризисом в стране, и как следствие с финансовой неустойчивостью многих предприятий, с снижением объемов работ и производств, с задержкой и снижение заработной платой работников. И как следствие, люди начинают покупать только товара первой необходимости.

В 2014 году был рост выручки от продаж по сравнению с 2013 годом на 127 950 тыс. рублей, или на 92%. В 2013 году выручка снизилась по сравнению с 2012 годом на 12,2%, или на 19386 тыс. рублей.

Себестоимость продаж в 2015 году также сократилась, как и выручка на 14386 тыс. рублей или на 6,74% по сравнению с 2014 годом. Это связано со снижением продаж, и как следствие снижением объемов закупаемой для продажи продукции. В 2014 году произошел рост себестоимости по сравнению с 2013 годом на 117 572 тыс. руб. или на 121,1%.

Таблица 2.2

Состав и структура доходов предприятия

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Доходы всего

205838

100

163085

100

141205

100

268537

100

254126

100

В том числе:

Выручка от продаж

199211

96,8

158461

97,2

139075

98,5

267025

99,4

252975

99,5

Проценты к получению

2389

1,2

1912

1,2

1215

0,9

1197

0,4

918

0,4

Прочие операционные доходы

4238

2

2712

1,6

915

0,6

315

0,2

233

0,1

В таблице 2.2. представлены исходные и аналитические показатели отчета о финансовых результатах ООО «Абсолют Дока» для проведения структурно-динамического анализа.

В 2012 и 2013 годах было снижение доходов предприятия на 20,8% и на 31,4% соответственно по сравнению с 2011 годом, это может быть связано с экономическим кризисом в стране, покупательная способность населения упала, люди начали покупать товары, которые дешевле и товары первой необходимости.


В 2015 году общая величина доходов организации составила 254126 тыс. рублей, что на 14411 тыс. рублей или на 5,4% меньше общей величины доходов 2014 года. Значительное влияние на рост доходов оказали операционные доходы, сумма которых в отчетном году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 82 тыс. рублей или на 26,1%.

Отклонения показателей удельного веса доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом можно считать значительными. Преобладающим источником доходов ООО «Абсолют Дока» остается выручка от продаж, удельный вес которой составляет 99,4% на начало года и 99,5% на конец года. Следует отметить, что более высокое «качество» доходов любой компании характеризует большая доля доходов, получаемых в рамках осуществления обычных видов деятельности, то есть за счет выручки от продаж товаров, продукции. Получение прочих видов также способствует росту прибыли организации, но вместе с тем имеет эпизодический характер.

Расходы предприятия, так же и доходы в 2012 и в 2013 году снизились по сравнению с 2011 годом на 19,3% и на 28,9% соответственно. В 2014 году расходы увеличились на 91,3%, и составили 266880 тыс. рублей; что связано в первую очередь с увеличением объемов реализации продукции, и увеличением выручки.

Таблица 2.3

Состав и структура расходов предприятия в 2011-2015 гг.

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Расходы всего

196398

100

158494

100

139536

100

266880

100

249560

100

В том числе:

Себестоимость

163353

83,2

125343

79,1

97074

69,6

214646

80,4

200260

80,2

Коммерческие расходы

28159

14,3

29416

18,6

39154

28,1

48194

18,1

45940

18,4

Проценты к уплате

912

0,4

914

0,6

1768

1,3

1866

0,7

1244

0,5

Операционные расходы

1311

0,7

1504

0,9

1011

0,7

1233

0,5

788

0,4

Налог на прибыль

2663

1,4

1317

0,8

528

0,3

941

0,3

1328

0,5