Файл: Теоретические основы индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Индустрия гостеприимства, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, бурно развивается. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние двадцать лет туризм стал доступен широким слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получила инфраструктура туризма и основной ее компонент гостиничный сектор. Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в индустрию услуг, которая в сочетании с индустрией развлечений стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная индустрия гостеприимства включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

Узбекистан располагает огромным потенциалом в сфере туризма. Уникальные исторические памятники, места поклонения, живописная природа нашей страны, неповторимая культура, богатые традиции и обычаи нашего народа привлекают туристов со своего мира. Создаются более широкие и благоприятные условия для расширения сотрудничества с зарубежными партнерами. В этом направлении высокий эффект дают организуемые национальной компанией «Узбектуризм» маркетинговые проекты – мегаинфотуры. В их рамках налажены взаимосвязи с более чем 200 туристическими компаниями многих государств, таких, как Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Россия, Нидерланды, Венгрия, Сингапур. В настоящее время в стране действуют 828 туристических организаций – 510 туроператоров и 318 гостиниц.

Внимание, уделяемое в процессе развития гостиничного бизнеса и туризма вопросу подготовки кадров, также дает свои результаты. В колледжах туристического направления в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве, на туристическом факультете Ташкентского государственного экономического университета, в Самаркандском институте экономики и сервиса, а также в Сингапурском институте развития менеджмента в Ташкенте готовятся специалисты по таким направлениям, как туристический маркетинг и менеджмент, сервис, международный туризм, гостиничное хозяйство и ресторанное дело. Созданные в данных образовательных учреждениях специальные гостиничные центры имеют особое значение в закреплении теоретических знаний учащихся и студентов.

В целом в нашей стране уделяется особое внимание последовательному совершенствованию туристической инфраструктуры и сервиса. По данным национальной компании «Узбектуризм», в 2018 году в нашей стране были задействованы 125 туристических предприятия и 55 гостиниц. До конца нынешнего года намечено построить еще 77 гостиниц, 90 объектов туристического показа и 70 объектов сервисного обслуживания туристов.


В связи с этим встает насущная проблема разработки методических рекомендаций по эффективному управлению гостиничным бизнесом и разработки рекомендаций по совершенствованию их деятельности отличающихся целостностью, системностью, универсальностью и в то же время пригодных использования в оригинальных гостиничных проектах.

До последнего времени проблемы развития индустрии гостеприимства в большей части оказались недостаточно исследованными, а имеющиеся публикации, посвященные данной проблематике, сводятся в основном к частным рекомендациям преимущественно технологического характера. Этим можно обосновать актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Проблемы совершенствования индустрии гостеприимства были в поле зрения многих учёных – экономистов, в число которых можно отнести О. Л Федосеев, Е. В. Корягин, В. Б. Димурин, И. В. Вихляев, Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокинаи многих других.

В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы данной проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятий гостиничного бизнеса с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Для достижения цели нами были выполнены следующие задачи:

  1. Изучены понятие и сущность индустрии гостеприимства;
  2. Рассмотрены методические подходы к оценке стратегии в гостиничном бизнесе;
  3. Дана характеристика деятельности гостиничного предприятия;
  4. Проведён анализ деятельности ООО «LeGrandPlaza»;
  5. Разработаны основные мероприятия по улучшению деятельности гостиницы;

Объектом исследования является гостиница ООО «LeGrandPlaza», расположенный в центре города Ташкента.

Предметом исследования является изучение индустрии гостеприимства в Узбекистане.

В процессе работы применялись статистические, монографический, сравнительный и другие методы экономического анализа.

В процессе работы использованы показатели годовых статистических и финансовых отчетностей за 2016 – 2018 годы гостиниц ООО «LeGrandPlaza».

1. Теоретические основы индустрии гостеприимства


Понятие и сущность индустрии гостеприимства

Различные иностранные специалисты по-разному трактуют понятие «индустрия гостеприимства».

Например, М. Балашовой считает, что индустрия гостеприимства– это сектор индустрии туризма, отвечающий за размещение туристов, а также отрасли, деятельность которых направлена на продажу алкогольных напитков, предоставление жилья, пищи и увеселительных мероприятий [Балашова М.В. и др., 2015, с. 12].

По мнению Д.Бекташевой, индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний [Бекташева Д.Л. и др., 2017, с. 23].

Согласно толковому словарю Н. Уэбстераиндустрия гостеприимства– это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

С точки зрения В.Иванова, индустрия гостеприимства является собирательным понятием для разнообразных и многочисленных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием гостей. Основные направления индустрии гостеприимства: общественное питание, размещение, перевозка и отдых [Иванов В 2017 с. 56].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что зарубежная методология индустрии гостеприимства включает в себя предприятия размещения, общественного питания, транспортного и культурно-развлекательного сектора. В России это понятие также используется, но в него работники туризма, государственные и научные круги общества вкладывают иной смысл.

В научной литературе очень сложно найти точное описание понятия «индустрия гостеприимства». Существует только одно приблизительное определение индустрии гостеприимства. Это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения [Федцов В. 2018 с. 56].

В советские времена для определения сферы деятельности, связанной с предоставлением услуг размещения и питания, применялось понятие «гостиничное хозяйство» либо «гостинично-ресторанное хозяйство». Применение понятия «индустрия гостеприимства» вместо «гостиничное хозяйство» предпочтительнее. Оно показывает всю природу этой деятельности, ведь индустрия гостеприимства ассоциируется у потребителей с дружелюбием, щедростью, вниманием по отношению к гостям.


В последнее время можно наблюдать рост конкуренции во всех областях экономики развитых стран. Самая важная проблема состоит в привлечении клиентов и создании высочайшего уровня предлагаемого сервиса. В таких условиях очень актуальным становится маркетинговая стратегия гостиниц. Как и любая другая сфера экономики, индустрия гостеприимства нуждается в маркетинговой стратегии.

Стратегия маркетинга (от лат. strategia) - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направленных на достижение генеральной цели предприятий любых отраслей.

Выдвижение целей - это сложный процесс, требующий увязки различных элементов маркетинга, четкого понимания границы между желаемым и возможным, уяснения последовательности действий. Для этого строится иерархическое и структурированное древо целей; в его основе - главная, генеральная цель, из которой выводятся цели второй и последующих очередей. Анализ древа целей позволяет выделить наиболее важные, приоритетные направления и сосредоточить на них основные силы маркетинга, чтобы не распылять силы и средства при достижении главной цели.

Обычно в качестве генеральной стратегической цели гостиниц выдвигают: рост доли рынка данной гостиницы или полный захват рынка (экспансионистские цели), выпуск и сбыт новых услуг (инновационные цели), получение определенной прибыли (финансово-экономические цели).

Существует множество вариантов стратегического выбора. В разработке стратегии гостиницы, конечно, очень важно использовать накопленный опыт, но не должно быть шаблона.

Одной из распространенных стратегий маркетинга является стратегия роста гостиницы. Она имеет два направления: интенсивного роста за счет приемов агрессивного маркетинга - захвата новых позиций на рынке в результате осуществления инновационной политики и политики совершенствования методов сбыта, сервиса, активной рекламы и т.д., и инте­грационного роста - установления мягкого или жесткого контроля над поставщиками (регрессивная интеграция), конкурентами (горизонтальная интеграция). [Морковская О. и др.; 2018].

Большое внимание при разработки стратегии гостиницы уделяется вопросу привлечения клиентов со стороны других предприятий. Это связано прежде всего со свойствами услуги как товара. Услуга неосязаема и нематериальна. Процесс реализации услуги зависит от процесса ее производства. По этой причине качество услуг находится в непосредственной зависимости от эмоционального и психологического состояния потребителя, а также работы самого персонала.


Различные фирмы индустрии гостеприимства не могут использовать традиционные стратегии или методы продвижения услуг в отношении потребителей, так как ужесточение конкуренции приводит к необходимости разработки новых программ и генерированию идей по привлечению и удержанию клиентов.[Нестерук М. 2018 с. 19].

В настоящее время существует определенная маркетинговая концепция управления туристическим бизнесом. Суть данной системы взглядов заключается в понятии «индустрия гостеприимства». Понятие «индустрия гостеприимства» является более широким, чем понятие «индустрия туризма». В основе этих двух сфер деятельности лежит понятие «гостеприимство», т. е. щедрость и дружелюбие по отношению к гостям[Прилепо А.. 2018 с. 40].

Индустрия гостеприимства направлена на создание позитивной программы по привлечению туристов, отдыхающих, путешественников, а индустрия туризма связана с предоставлением услуг по отправлению туристов в различные страны или города.

В рамках данной маркетинговой концепции большинство фирм занимается разработкой программ для привлечения внимания клиентов. Это может осуществляться двумя способами – путем ценовой дифференциации и по системе натурального вознаграждения клиентов. Указанные способы нуждаются в более подробном рассмотрении, поскольку оказывают достаточно большое влияние на развитие инфраструктуры гостиничного бизнеса.

Ценовая дифференциация– это сегментация рынка, основанная на эластичности индивидуального спроса по цене. Другими словами, данное понятие можно охарактеризовать как использование специальных ценовых надбавок или скидок с целью привлечения клиентов, для которых цена имеет решающее значение. При этом для других клиентов цены не изменяются. Так, к примеру, отели в центральных районах города имеют высокие цены и обслуживают более состоятельных гостей, а в выходные дни загружены мало.

Из этого можно сделать вывод, что в выходные или праздничные дни эти отели устанавливают низкие и вполне приемлемые цены для туристов, которые вряд ли бы выбрали для своего отдыха подобную гостиницу при других условиях. Это один из методов привлечения клиентов, когда благодаря разработанной концепции предприятие делает упор именно на цены услуг, имеющие непосредственное значение для туристов.

Следует отметить, что в индустрии гостеприимства широко используется манипулирование ценами. Предприятия разрабатывают программы и системы дифференцированного ценообразования, чтобы привлечь клиентов. Так, у каждого отеля или гостиницы имеется своя многоуровневая система цен с учетом различных групп клиентов.