Файл: Теоретические основы управления затратами предприятия.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1. Понятие и функции управления затратами
1.2. Прицнипы и методы методы управления затратами в современных условиях
Глава 2. Анализ эффективности управления затратами ПАО «КуйбышевАзот»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «КуйбышевАзот»
2.2 Оценка состава и структуры затрат производственной деятельности ПАО «КуйбышевАзот»
Введение
В экономике России продолжается развитие и дальнейшее совершенствования рыночных отношений, основной характеристикой которых являются неопределенность и быстрая изменяемость условий хозяйствования, в связи с чем управление различными сферами деятельности предприятия с целью обеспечения их эффективности является сложнейшей задачей.
Основным способом обеспечения эффективности деятельности промышленного предприятия является рациональное формирование производственных затрат. От затрат зависит основной экономический результат предприятий - прибыль. Следовательно, особую значимость приобретает задача управления затратами и нахождения таких форм и методов управления, которые обеспечили бы максимальную прибыль хозяйствующему субъекту.
Цель работы - изучить возможность улучшение показателей работы предприятия за счет совершенствования процесса управления затратами.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления затратами;
- провести исследование существующей системы управления затратами на ПАО «КуйбышевАзот»;
- выявить резервы и разработать мероприятия по совершенствованию системы управления затратами.
Объектом исследования выступает публичное акционерное общество «КуйбышевАзот» - одно из ведущих предприятий химической промышленности.
Предметом исследования является сама система управления затратами на ПАО «КуйбышевАзот».
Информационной базой для данной работы явились теоретические и учебные пособия по управлению затратами, по системам, функциям и методам управления затратами, законодательство Российской Федерации в частности Положение о составе затрат, отчетные показатели работы предприятия, бюджет предприятия.
В работе используются методы экономического анализа, такие как сравнение, метод абсолютных разниц, методы наблюдения, графический анализ. Данные методы были выбраны для рассмотрения экономических показателей в развитии, с учетом количественных и качественных изменений, с выявлением причин и следствий, во взаимосвязи всех их составных частей. Кроме перечисленных методов в бакалаврской работе применяется графические отражения и аналитические таблицы, назначение первых - наглядное изображения динамики экономических показателей, вторых – выявление отклонений показателей.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней не просто исследуется система управления затратами, а выявляется влияние управления затратами на показатели работы предприятия в целом.
Глава 1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1. Понятие и функции управления затратами
Управление затратами — это крайне сложный многосторонний процесс. Для его лучшего понимания необходимо разобраться с особенностями объекта управления[1].
В экономической литературе указывают следующие признаки затрат[2]:
Динамизм - в условиях сегодняшней экономики постоянно меняются цены на приобретаемую продукцию- сырье, материалы и т.д., происходит постоянное обновление продукции, что, безусловно, отражается на уровне затрат;
Многообразие – об этом свидетельствует большое количество признаков классификации затрат;
Трудность измерения, оценки и учета затрат - не существует абсолютно точных методов измерения затрат;
Неоднозначность и сложность влияния затрат на экономический результат;
Современные условия хозяйствования, отличающиеся ужесточением конкуренции, глобализацией экономики требуют постоянного поиска эффективных решений, направленных на обеспечение прибыльности производства и построения условий для постоянного роста деловой активности предприятия[3].
В этой связи огромную актуальность приобретает построение системы управления затратами, основными целями которой являются: Максимизация прибыли; Эффективный контроль за затратами; Гибкость в управлении затратами; Объективная и своевременная оценка результатов деятельности; В основе любой системы управления затратами лежит их классификация по определенным признакам. Такое деление необходимо для оценки степени влияния конкретных затрат на результат работы, а также оценки возможности влиять на конкретные затраты[4].
Деление затрат на основные и накладные, прямые и косвенные связано с потребностью наиболее точного калькулирования. Косвенное отнесение затрат при любой базе распределения делает расчет себестоимости неточным. Зависимость неточности прямая- чем выше доля косвенных затрат, тем менее точна калькуляция, тем больше риск неверных управленческих решений[5].
В настоящее время различают следующие основные систем управления затратами[6]:
Система «стандарт-костс» - в РФ ее еще называют методом нормативного учета и регулирования затрат - характеризуется тем, что для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно. Данный метод требует детально проработанных норм и нормативов;
Система «директ-костинг» от английского direct costing- учет прямых затрат - в основе которого лежит деление затрат на переменные и постоянные. Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли;
СVP-анализ (анализ точки безубыточности) – некоторые авторы называют его системой управления затратами на основе информации управленческого учета. Для характеристики поведения затрат в связи с изменением объема производства используют их классификацию на переменные и постоянные. Именно такое деление затрат лежит в основе метода расчета критического объема производства- точки безубыточности-определении объема производства, при котором выручка полностью покрывает затраты. Чем больше удельный вес постоянных затрат, тем больше сила воздействия операционного рычага. Разница между объемом реализации и порогом безубыточности составляет запас финансовой прочности;
Система ABC – аббревиатура от английского Activity-Based-Costing управление затратами должно обеспечить их снижение за счет прекращения или сокращения деятельности, не создающей добавленной стоимости[7]. Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или операций. Сумма затрат за период или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности этих процессов и операций[8];
Система «таргет-костинг» - целевую себестоимость определяют на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами.
Система «кайзен-костинг» предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение. Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции LCC – анализ - в соответствии с ним определяются затраты на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с доходами от его реализации. Применяется в стратегическом управлении затратами.
Метод VCC - Рассматривает всю цепочку потребительской стоимости, а именно, предусматривает анализ затрат, находящихся вне воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами. Применяется в стратегическом управлении затратами. Такой анализ требует полного знания конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, представления о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием. Он позволяет оценить целесообразность процессов, формирующих затраты, максимально привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам. Для него необходимы соответствующее информационное обеспечение и специалисты высокой квалификации[9].
Таким образом, применяя различные классификации затрат и методы их учета можно строить различные систему управления затратами, необходимую для тех или иных целей. Следует отметить, что с точки зрения предприятия затраты, которые они несут, выполняют две функции: интеграционную и ограничительную. С одной стороны, затраты являются необходимым условием получения им дохода, а, соответственно, и прибыли, что является основной целью предприятия. С другой стороны, наличие затрат у предприятия приводит к ограничению размера прибыли, которую может получить это предприятие[10].
Таким образом, существует противоречие между необходимостью расходов как обязательного условия получения прибыли и их наличием, что является фактором, ограничивающим прибыль. Разрешение данного противоречия осуществляется посредством разработки и реализации комплекса организационно-экономических мероприятий по управлению затратами предприятия. Затраты первичны по отношению к производству, т.е. сначала нужно произвести определенные затраты, а потом уже получить производственный результат.
Поэтому цель управления затратами — это правильное определение размера затрат для достижения определенного результата наиболее экономичным способом[11]. Выполнение всех функций управления, совершаемых с целью повышения эффективности использования ресурсов в процессе реализации поставленной цели по результатам деятельности предприятия в целом это и есть управление затратами.
Субъектами управления затратами являются менеджеры предприятия. Объектом управления являются затраты предприятия: на производство, реализацию разработку, утилизацию и пр. В современной экономической литературе нет единства формализации функций управления затратами. Основными функциями процесса управления затратами многие авторы считают пять функций: планирование (прогнозирование), учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.
Планирование затрат – это важнейшая функция управления, основная задача которой максимально снизить предпринимательские риски. Именно эта функция определяет путь предприятия от существующего положения к желаемому. Планирование определяет цель хозяйствующего субъекта и средства, которыми предстоит эту цель достигать. Планы предприятия конкретизируются в сметах в денежное выражение и транслируют задачи каждому структурному подразделению.
Планирование бывает перспективным – на этапе долгосрочного планирования, его еще называют прогнозированием, и текущим – на этапе краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат достаточна невысока и подвержена влиянию неопределенности поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и обстоятельствам форс-мажорного характера, то краткосрочные планы затрат более точные, отражают потребность ближайших периодов и определяются годовыми, квартальными и месячными расчетами.
Задачами планирования является расчет количества и стоимости необходимых ресурсов для производства, определение общих необходимых затрат, расчет себестоимости каждого вида продукции. В современных условиях функция планирования реализуется на большинстве предприятии при формировании единого бизнес-плана и являются разделами данного документа.
Анализ затрат - элемент управления затратами, нацеленный на оценку эффективности использования ресурсов предприятия, оценку возможности дальнейшей оптимизации затрат, подготовку информации после ее обработки для дальнейшего принятия решений субъектами управления затратами. В системе управления затратами анализ заканчивает функциональный цикл и в то же время является его началом.
Анализ затрат включает в себя анализ совокупных затрат на производство и реализацию продукции по элементам, анализ себестоимости готовой продукции по калькуляционным статьям, анализ себестоимости единицы продукции, анализ затрат на рубль товарной продукции. Предприятие может расширить количество анализируемых групп затрат.
Контроль (мониторинг) в системе управления затратами — это функция, в результате реализации которой обеспечивается обратная связь, а именно сравнение плановых и фактических затрат предприятия. Эта функция связана с корректирующими действиями управленцев: либо принимаются меры к приведению фактических затрат к плановому уровню, либо уточняются планы при наступлении событий, приводящих к невозможности их выполнения на производстве. Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат – это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, при наличии отклонений - принятие оперативных мер по их устранению. Если имеет место изменение условий производства и хозяйствования, то затраты, запланированные на выполнение производственного задания корректируются.