Файл: Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что только в некоторых регионах таких как, Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край и Республика Бурятия формируется индикативный план как комплексный документ, отражающий стратегию развития региона на планируемый период. В ряде регионов (Самарская область, Республика Мордовия, Красноярский край и т.д.) используются отдельные элементы индикативного планирования социально-экономического развития. Например, в Республике Мордовия предоставляются налоговые льготы, субсидии организациям, осуществляющим реализацию продукции с ростом к предыдущему году в сопоставимых ценах, а также организациям, работающим в приоритетных для республики направлениях. Таким образом, реализуется механизм косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Предоставление финансовой помощи из республиканского бюджета муниципальным образованиям осуществляется пропорционально проценту выполнения ими основных показателей социально-экономического развития[13].

Таблица 2.1

Структура индикативного плана Правительства Республики Бурятия на 2014г.[14]

Наименование раздела и подраздела индикативного плана (государственного заказа на управление)

Количество индикаторов

Доля в % к итогу

I. Развитие экономики

184

42,30%

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»

65

14,90%

Государственная программа «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли»

36

8,30%

Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»

31

7,10%

Государственная программа «Развитие лесного хозяйства»

21

4,80%

Государственная программа «Развитие имущественных и земельных отношений»

4

0,90%

Государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

27

6,20%

II. Развитие социальной сферы

146

33,60%

Государственная программа «Развитие образования, науки и молодежной политики»

48

11,00%

Государственная программа «Развитие здравоохранения»

34

7,80%

Государственная программа «Культура Бурятии»

32

7,40%

Государственная программа «Социальная поддержка граждан»

17

3,90%

Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта»

15

3,40%

III. Развитие инфраструктуры

85

19,50%

Государственная программа «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия»

46

10,60%

Государственная программа «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства»

37

8,50%

Государственная программа «Безопасность жизнедеятельности»

2

0,50%

I V. Совершенствование государственного управления

20

4,60%

Государственная программа «Совершенствование государственного управления»

16

3,70%

Государственная программа «Управление государственными финансами и государственным долгом»

4

0,90%

Итого:

435

100%


В Республике Бурятия также используются система регуляторов, обеспечивающих достижение заданных параметров развития. В качестве регуляторов выступают следующие инструменты государственного регулирования: лицензирование деятельности, регулирование тарифов, налоговое стимулирование, формы государственной поддержки (государственные гарантии, субсидии, дотации и т.д.), программно-целевые методы управления и т.д.

Что касается механизма косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов необходимо отметить следующее. В соответствии с действующим регламентом индикативного управления органами исполнительной власти Республики Бурятия заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с бюджетообразующими предприятиями республики. Данными соглашениями определены основные параметры развития предприятия на среднесрочный период, в том числе объем производства продукции, прибыль организации, численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд заработной платы, инвестиции в основной капитал.

За выполнение установленных индикаторов соглашениями предусматриваются меры государственной поддержки, в частности налоговые льготы либо субсидии на компенсацию процентных ставок за пользование кредитами коммерческих банков.

За последние годы в экономике республики были достигнуты положительные результаты, достижению которых способствовала и система индикативного управления, реализуемая в регионе.

Так среднедушевые денежные доходы населения республики в 2013 году составили 20785 рублей с ростом в 18,2 раза к уровню 1999 года (до введения индикативного управления), для сравнения рост данного показателя по РФ составил 15,6 раза, по СФО – 15 раз[15].

Валовой региональный продукт на душу населения вырос в 2012 году в 10,2 раза к уровню 1999 года (по РФ – 12,3 раза, по СФО – 11,2 раза). Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 481,4 тыс. человек в 1999 году до 154,4 тыс. человек в 2013 году, соответственно доля данной категории населения в общей численности населения республики сократилась с 51 % до 15,9 %[16].

2.2. Применение индикативного планирования с целью развития сельского хозяйства в России


Под государственным индикативным регулированием сельского хозяйства авторы понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение и создание социальной инфраструктуры села.

Задачами государственного индикативного регулирования сельского хозяйства являются:

  • стабилизация и развитие сельского хозяйства;
  • обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • улучшение продовольственного обеспечения населения;
  • поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
  • сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
  • защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основными направлениями государственного индикативного регулирования сельского хозяйства являются:

  • формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
  • защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • развитие социальной сферы села.

В Новосибирской области разработана ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции в Новосибирской области на 2013-2020 годы», которая опиралась на производственные показатели целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Некоторые данные из целевой программы в сравнении с данными по Российской Федерации приведены в табл.2.2.

Таблица 2.2

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции

Виды продукции

1990г.

2013г.

2020г.

РФ

НСО

РФ

НСО

РФ

НСО

Овощи закрытого и открытого грунта

10,33

0,20

14,7

0,22

42,2

0,28

Зерновые

117,0

2,26

92,38

2,29

115,0

2,92

Картофель

31,0

0,81

30,2

0,55

34,0

0,61

Молоко

55,7

1,57

30,53

0,65

38,2

0,92

Мясо (в живой массе)

14,9

0,240

8,5

0,15

14,1

0,285

Яйца, млн.шт.

47469,7

849,3

41286

1340,9

44105

1502


В Новосибирской области ежегодно производится в среднем около 2,7 млн т зерна, 775 тыс. т молока, 224 тыс. т мяса, 1,3 млрд шт. яиц. Кроме того, выращиваются картофель, овощи открытого и закрытого грунта, кормовые культуры, лен-долгунец[17].

В программе определены следующие индикаторы: производство зерна (после доработки) довести до 2 млн 920 тыс. т со средней урожайностью 17,1 ц/га; молока - до 923 млн т, надой молока на одну корову - до 4250 кг; мяса в живой массе -до 285 тыс. т; картофеля - до 610 тыс. т. Однако анализ данной программы показывает, что в сельскохозяйственных организациях области производство продукции к 2020 г. можно довести до 3400 тыс. т зерна, 1,10 - молока, 310 - мяса в живой массе, картофеля - до 790 тыс. т. Это может быть обеспечено за счет интенсификации растениеводства. Приоритетным направлением должно стать развитие семеноводства и переход на использование районированных сортов семян высшей репродукции. Необходимо освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить внесение минеральных удобрений с 7 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2012 г. до 20-30 кг в перспективе. Особое внимание требуется уделить выполнению работ по защите растений от вредителей, болезней и сорной растительности, используя отечественные разработки в этой области. Посев производить перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В этих условиях индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2013 г. должен достичь 152,3%, в том числе продукции растениеводства - 171,1, продукции животноводства -125,0%; уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций в 2020 г. может составить не менее 42%[18].

2.3. Сравнительная характеристика индикативного планирования в России и Франции

Проведем сравнение условий и практики индикативного управления в России и Франции с целью оценки возможности применения французского опыта в управлении российской экономикой.

Первый опыт применения индикативного управления, появился во Франции в послевоенный период. Он доказал достаточно высокую эффективность индикативного планирования в качестве одного из инструментов государственного управления рыночной экономикой. В конце 1940-х годов Ж. Монне была разработана и начала реализоваться достаточно уникальная по тем временам «демократическая система планирования», которая позволила органам государственного управления регулировать экономические процессы[19]. Утвердилось планирование «снизу», основывающееся на принципах согласования и консультирования и предполагающее участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов», таких как предпринимателей, фермеров и др.


На регулярной основе индикативные планы разрабатывались около пятидесяти лет. Начиная с 1946 по 1996 гг. было разработано и реализовано правительством одиннадцать планов (табл. 2.3).

Большинство из них были рассчитаны на пять лет, несколько – на четыре года, в период реализации некоторых последних планов составлялись промежуточные планы.

В 1990-х гг. институт планирования претерпел определенные изменения. Французское правительство должно было вносить проект закона на рассмотрение парламента, в котором определялись стратегические ориентиры и ключевые принципы долгосрочного развития территорий. Благодаря данному усовершенствованию был преодолен кризис во Франции. А при помощи планомерной политики социального и промышленного развития удалось сформировать растущую и стабильную экономику.

Таблица 2.3

Планы социально-экономического развития Франции[20]

№ п/п

Срок действия

Цели

1

1947– 1953

восстановить основополагающие отрасли; дать стране средства производства, которые позволят больше производить и в короткие сроки

2

1954– 1957

улучшение качества продукции, рост производства и повышение рентабельности

3

1958– 1961

создать экономику такого уровня, который будет соответствовать требованиям общего рынка; затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу

4

1962– 1965

модернизация, расширение, инвестиции, а также распределение результатов экономического роста; создание атомной отрасли

5

1966– 1970

обеспечение независимости, конкурентоспособности и расширения экономики

6

1971– 1975

повышение темпов экономического роста, равновесия и конкурентоспособности при приоритете промышленного развития

7

1976– 1980

улучшение качества жизни, обеспечение полной занятости, сокращение социального неравенства

8

1981– 1984

содействие научным исследованиям; сокращение сырьевой и энергетической зависимости; развитие образования; повышение потенциала сельскохозяйственной отрасли; усиление соцзащиты населения

9

1985– 1988

развитие средства связи, модернизация промышленности, повышение уровня сбыта за рубежом и в стране

10

1989– 1993

стратегия роста – снизить инфляцию, добиться экономической конкурентоспособности, достигнуть 100% роста капиталовложений

11

1994– 1998

содействовать успеху ЕС; усилить общественную территориальную сплоченность