Файл: Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования
1.1Сущность, цель и задачи индикативного планирования
1.3. Зарубежный опыт применения индикативного планирования для государственного регулирования
II. Анализ применения индикативного планирования в Российской Федерации
2.1. Применение индикативного планирования в развитии Республики Бурятия
2.2. Применение индикативного планирования с целью развития сельского хозяйства в России
2.3. Сравнительная характеристика индикативного планирования в России и Франции
Необходимо отметить, что только в некоторых регионах таких как, Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край и Республика Бурятия формируется индикативный план как комплексный документ, отражающий стратегию развития региона на планируемый период. В ряде регионов (Самарская область, Республика Мордовия, Красноярский край и т.д.) используются отдельные элементы индикативного планирования социально-экономического развития. Например, в Республике Мордовия предоставляются налоговые льготы, субсидии организациям, осуществляющим реализацию продукции с ростом к предыдущему году в сопоставимых ценах, а также организациям, работающим в приоритетных для республики направлениях. Таким образом, реализуется механизм косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Предоставление финансовой помощи из республиканского бюджета муниципальным образованиям осуществляется пропорционально проценту выполнения ими основных показателей социально-экономического развития[13].
Таблица 2.1
Структура индикативного плана Правительства Республики Бурятия на 2014г.[14]
Наименование раздела и подраздела индикативного плана (государственного заказа на управление) |
Количество индикаторов |
Доля в % к итогу |
I. Развитие экономики |
184 |
42,30% |
Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
65 |
14,90% |
Государственная программа «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» |
36 |
8,30% |
Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» |
31 |
7,10% |
Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» |
21 |
4,80% |
Государственная программа «Развитие имущественных и земельных отношений» |
4 |
0,90% |
Государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» |
27 |
6,20% |
II. Развитие социальной сферы |
146 |
33,60% |
Государственная программа «Развитие образования, науки и молодежной политики» |
48 |
11,00% |
Государственная программа «Развитие здравоохранения» |
34 |
7,80% |
Государственная программа «Культура Бурятии» |
32 |
7,40% |
Государственная программа «Социальная поддержка граждан» |
17 |
3,90% |
Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» |
15 |
3,40% |
III. Развитие инфраструктуры |
85 |
19,50% |
Государственная программа «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» |
46 |
10,60% |
Государственная программа «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» |
37 |
8,50% |
Государственная программа «Безопасность жизнедеятельности» |
2 |
0,50% |
I V. Совершенствование государственного управления |
20 |
4,60% |
Государственная программа «Совершенствование государственного управления» |
16 |
3,70% |
Государственная программа «Управление государственными финансами и государственным долгом» |
4 |
0,90% |
Итого: |
435 |
100% |
В Республике Бурятия также используются система регуляторов, обеспечивающих достижение заданных параметров развития. В качестве регуляторов выступают следующие инструменты государственного регулирования: лицензирование деятельности, регулирование тарифов, налоговое стимулирование, формы государственной поддержки (государственные гарантии, субсидии, дотации и т.д.), программно-целевые методы управления и т.д.
Что касается механизма косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов необходимо отметить следующее. В соответствии с действующим регламентом индикативного управления органами исполнительной власти Республики Бурятия заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с бюджетообразующими предприятиями республики. Данными соглашениями определены основные параметры развития предприятия на среднесрочный период, в том числе объем производства продукции, прибыль организации, численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд заработной платы, инвестиции в основной капитал.
За выполнение установленных индикаторов соглашениями предусматриваются меры государственной поддержки, в частности налоговые льготы либо субсидии на компенсацию процентных ставок за пользование кредитами коммерческих банков.
За последние годы в экономике республики были достигнуты положительные результаты, достижению которых способствовала и система индикативного управления, реализуемая в регионе.
Так среднедушевые денежные доходы населения республики в 2013 году составили 20785 рублей с ростом в 18,2 раза к уровню 1999 года (до введения индикативного управления), для сравнения рост данного показателя по РФ составил 15,6 раза, по СФО – 15 раз[15].
Валовой региональный продукт на душу населения вырос в 2012 году в 10,2 раза к уровню 1999 года (по РФ – 12,3 раза, по СФО – 11,2 раза). Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 481,4 тыс. человек в 1999 году до 154,4 тыс. человек в 2013 году, соответственно доля данной категории населения в общей численности населения республики сократилась с 51 % до 15,9 %[16].
2.2. Применение индикативного планирования с целью развития сельского хозяйства в России
Под государственным индикативным регулированием сельского хозяйства авторы понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение и создание социальной инфраструктуры села.
Задачами государственного индикативного регулирования сельского хозяйства являются:
- стабилизация и развитие сельского хозяйства;
- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;
- улучшение продовольственного обеспечения населения;
- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
- защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Основными направлениями государственного индикативного регулирования сельского хозяйства являются:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села.
В Новосибирской области разработана ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции в Новосибирской области на 2013-2020 годы», которая опиралась на производственные показатели целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Некоторые данные из целевой программы в сравнении с данными по Российской Федерации приведены в табл.2.2.
Таблица 2.2
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
Виды продукции |
1990г. |
2013г. |
2020г. |
|||
РФ |
НСО |
РФ |
НСО |
РФ |
НСО |
|
Овощи закрытого и открытого грунта |
10,33 |
0,20 |
14,7 |
0,22 |
42,2 |
0,28 |
Зерновые |
117,0 |
2,26 |
92,38 |
2,29 |
115,0 |
2,92 |
Картофель |
31,0 |
0,81 |
30,2 |
0,55 |
34,0 |
0,61 |
Молоко |
55,7 |
1,57 |
30,53 |
0,65 |
38,2 |
0,92 |
Мясо (в живой массе) |
14,9 |
0,240 |
8,5 |
0,15 |
14,1 |
0,285 |
Яйца, млн.шт. |
47469,7 |
849,3 |
41286 |
1340,9 |
44105 |
1502 |
В Новосибирской области ежегодно производится в среднем около 2,7 млн т зерна, 775 тыс. т молока, 224 тыс. т мяса, 1,3 млрд шт. яиц. Кроме того, выращиваются картофель, овощи открытого и закрытого грунта, кормовые культуры, лен-долгунец[17].
В программе определены следующие индикаторы: производство зерна (после доработки) довести до 2 млн 920 тыс. т со средней урожайностью 17,1 ц/га; молока - до 923 млн т, надой молока на одну корову - до 4250 кг; мяса в живой массе -до 285 тыс. т; картофеля - до 610 тыс. т. Однако анализ данной программы показывает, что в сельскохозяйственных организациях области производство продукции к 2020 г. можно довести до 3400 тыс. т зерна, 1,10 - молока, 310 - мяса в живой массе, картофеля - до 790 тыс. т. Это может быть обеспечено за счет интенсификации растениеводства. Приоритетным направлением должно стать развитие семеноводства и переход на использование районированных сортов семян высшей репродукции. Необходимо освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить внесение минеральных удобрений с 7 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2012 г. до 20-30 кг в перспективе. Особое внимание требуется уделить выполнению работ по защите растений от вредителей, болезней и сорной растительности, используя отечественные разработки в этой области. Посев производить перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.
В этих условиях индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2013 г. должен достичь 152,3%, в том числе продукции растениеводства - 171,1, продукции животноводства -125,0%; уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций в 2020 г. может составить не менее 42%[18].
2.3. Сравнительная характеристика индикативного планирования в России и Франции
Проведем сравнение условий и практики индикативного управления в России и Франции с целью оценки возможности применения французского опыта в управлении российской экономикой.
Первый опыт применения индикативного управления, появился во Франции в послевоенный период. Он доказал достаточно высокую эффективность индикативного планирования в качестве одного из инструментов государственного управления рыночной экономикой. В конце 1940-х годов Ж. Монне была разработана и начала реализоваться достаточно уникальная по тем временам «демократическая система планирования», которая позволила органам государственного управления регулировать экономические процессы[19]. Утвердилось планирование «снизу», основывающееся на принципах согласования и консультирования и предполагающее участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов», таких как предпринимателей, фермеров и др.
На регулярной основе индикативные планы разрабатывались около пятидесяти лет. Начиная с 1946 по 1996 гг. было разработано и реализовано правительством одиннадцать планов (табл. 2.3).
Большинство из них были рассчитаны на пять лет, несколько – на четыре года, в период реализации некоторых последних планов составлялись промежуточные планы.
В 1990-х гг. институт планирования претерпел определенные изменения. Французское правительство должно было вносить проект закона на рассмотрение парламента, в котором определялись стратегические ориентиры и ключевые принципы долгосрочного развития территорий. Благодаря данному усовершенствованию был преодолен кризис во Франции. А при помощи планомерной политики социального и промышленного развития удалось сформировать растущую и стабильную экономику.
Таблица 2.3
Планы социально-экономического развития Франции[20]
№ п/п |
Срок действия |
Цели |
1 |
1947– 1953 |
восстановить основополагающие отрасли; дать стране средства производства, которые позволят больше производить и в короткие сроки |
2 |
1954– 1957 |
улучшение качества продукции, рост производства и повышение рентабельности |
3 |
1958– 1961 |
создать экономику такого уровня, который будет соответствовать требованиям общего рынка; затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу |
4 |
1962– 1965 |
модернизация, расширение, инвестиции, а также распределение результатов экономического роста; создание атомной отрасли |
5 |
1966– 1970 |
обеспечение независимости, конкурентоспособности и расширения экономики |
6 |
1971– 1975 |
повышение темпов экономического роста, равновесия и конкурентоспособности при приоритете промышленного развития |
7 |
1976– 1980 |
улучшение качества жизни, обеспечение полной занятости, сокращение социального неравенства |
8 |
1981– 1984 |
содействие научным исследованиям; сокращение сырьевой и энергетической зависимости; развитие образования; повышение потенциала сельскохозяйственной отрасли; усиление соцзащиты населения |
9 |
1985– 1988 |
развитие средства связи, модернизация промышленности, повышение уровня сбыта за рубежом и в стране |
10 |
1989– 1993 |
стратегия роста – снизить инфляцию, добиться экономической конкурентоспособности, достигнуть 100% роста капиталовложений |
11 |
1994– 1998 |
содействовать успеху ЕС; усилить общественную территориальную сплоченность |