Файл: Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования
1.1Сущность, цель и задачи индикативного планирования
1.3. Зарубежный опыт применения индикативного планирования для государственного регулирования
II. Анализ применения индикативного планирования в Российской Федерации
2.1. Применение индикативного планирования в развитии Республики Бурятия
2.2. Применение индикативного планирования с целью развития сельского хозяйства в России
2.3. Сравнительная характеристика индикативного планирования в России и Франции
Введение
В современных условиях планирование используется во всех развитых странах при составлении социально-экономических прогнозов. В России закон о стратегическом планировании был принят в 2014 году. Под стратегическим планированием в законе понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития России, субъектов федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития.
На современном этапе развития российской экономики одной из ключевых проблем все так же остается задача нахождения оптимального соотношения степени государственного регулирования и рыночного саморегулирования. В процессе формирования экономической политики следует учитывать, что эффективного рыночного механизма без индикативного планирования, который основан на научном прогнозировании, не будет достаточно высокой.
Важность стратегического планирования была отмечена в послании Президента Федеральному Собранию в декабре 2012 года. Ранее уже были приняты Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ (1995 г., утратил силу), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (2008 г.), Стратегия национальной безопасности до 2020 года (2009 г.), Стратегия государственной национальной политики до 2025 года (2012 г.).
Объектом исследования в курсовой работе является применяемые в Российской Федерации методы планирования при разработке государственных программ.
Предмет исследования – особенности индикативного планирования в России.
Целью исследования является выявление основных тенденций применения индикативного планирования в государственном регулировании развитием регионов и отраслей экономики в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования;
- проанализировать применение индикативного планирования в регионах России и в отдельных отраслях экономики.
Методологическую основу исследования составляют учебная и методическая литература, в которой рассматриваются вопросы планирования, статьи в периодической печати, посвященные индикативному планированию, и Интернет-ресурсы.
I. Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования
1.1Сущность, цель и задачи индикативного планирования
Стратегическое управление развитием социально-экономических систем имеет особую актуальность в Российской Федерации, в особенности при использовании индикативного планирования в виде инструмента государственного регулирования развитием регионов. Индикативное планирование это выстраивание системы целей, или индикаторов, на основании которых выстраивается дальнейшая деятельность субъекта.
Индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой.
На региональном уровне это относительно новый процесс, поэтому механизм реализации данной идеи на уровне субъектов страны требует доработки. В крупных регионах страны используются индикаторы и элементы планирования для реализации стратегических целей. Большая дифференциация показателей социально-экономического развития и территориальных особенностей регионов, говорит о том, что при разработке методики и инструментов планирования и прогнозирования следует учитывать специфику каждого субъекта. Также следует отметить, что инструменты индикативного планирования достаточно разнообразны. Использование данных инструментов возможно при детальной адаптации в каждом регионе[1].
Метод индикативного планирования на региональном уровне подразумевает сотрудничество между органами власти, частным сектором и общественностью. Основной характеристикой индикативного планирования является определение и достижение целей социально-экономического развития, осуществляющееся на основе рыночных стимулов и регуляторов, за счет корректировки реализуемых процессов.
Начальным этапом индикативного плана является прогнозирование, как обязательная аналитическая часть, после которой следует планирование, которое является закономерным продолжением прогнозирования. По осуществлению данной стадии индикативного плана, следует определить желаемое значение показателей (индикаторов) объектов индикативного плана и определение способов достижения заявленных показателей.
Основная функция индикативного планирования – координация деятельности хозяйствующих субъектов разного уровня, повышающая сбалансированность экономики, и ведущая к снижению неопределенности ее будущего. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они формируют количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют дать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную либо отрицательную сторону. Индикаторы помогают понять комплексность подходов устойчивого развития и взаимозависимость его составляющих. Они дают возможность осуществлять измерение, мониторингу, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и, в случае необходимости, корректировать общую политику, обеспечивая устойчивость развития.
В зависимости от степени экономической значимости объекта индикативного планирования, изменяется система регулирования процесса. Если регулятор является бюджетнообразующим, жизнеобеспечивающим, то предусмотрена система жесткого регулирования, в ином случае, система индикаторов и регуляторов функционирует в режиме мониторинга[2].
При разработке стратегии индикативного планирования следует провести анализ региональных особенностей для обеспечения большей эффективности реализуемого комплекса мероприятий, который состоит из краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных индикативных планов.
Принципиальная схема процесса индикативного управления представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Процесс индикативного планирования[3]
На объекты плана осуществляют влияние экономические рычаги (регуляторы), которые поддерживают функционирование реализуемого процесса. Регулятором по большей части является механизм реакции на размер индикатора. Индикатор - это показатель, определяющий качественно-количественное состояние реализуемого процесса[4].
Существует различные виды индикаторов, пороговые значения, которые уведомляют о приближении критического состояния объекта планирования и о необходимости принятия мер, включению регуляторов.
Основные индикаторы экономики отражают главные пропорции народного хозяйства: соотношение потребления и накопления, добывающей и обрабатывающей промышленности, промежуточной и конечной продукции, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи.
Таким образом, центральным понятием индикативной системы управления является индикатор, который нередко отождествляется с такими понятиями как «индекс», «показатель», «параметр». Также, определяются некие «коридоры», за пределы которых не должны выходить выбранные индикаторы. В случае выхода индикатора за рамки установленного коридора, необходимо принять корректирующие управленческие меры к экономике в целом и к подсистеме экономики, к которой относится данный индикатор.
Меры государственного воздействия на социально-экономическое развитие могут осуществляться вне системы индикативного планирования, но они несравнимо более эффективны в системе индикативного планирования. Многие экономисты считают, что формирование системы индикативного планирования в структурной форме представляется остро необходимым направлением развития хозяйственного механизма. Но они допускают возможность перехода к либеральной, стратегической форме индикативного планирования лишь после преодоления экономического кризиса и завершения периода технологической и институциональной модернизации российской экономики. Именно в условиях кризиса и быстрых структурных изменений многие страны были вынуждены отказаться от неповоротливых, негибких систем и процедур структурного планирования.
Наиболее эффективными оказались методы стратегического управления. Гибкость стратегического управления, принципы которого – невысокий уровень регламентации и незамедлительное принятие решений в ответ на возникающие опасности и выявляющиеся возможности, диктует необходимость использовать в российских условиях стратегическую форму индикативного планирования, в рамках которого целесообразно применять и элементы структурного планирования.
1.2 Этапы индикативного планирования для государственного регулирования продовольственной безопасности
С точки зрения практической реализации индикативного планирования продовольственного обеспечения, предлагаемые механизмы предполагают разделение процесса планирования на отдельные этапы или стадии.
В этой связи О.Ю. Асеева выделяет 6 стадий индикативного планирования: анализ производственно-хозяйственной деятельности; формирование стратегии развития; разработка индикативных бюджетов; разработка тактических планов на один бюджетный год; выявление мероприятий по стратегии реализации индикативного плана; контроль за реализацией мероприятий индикативного плана[5].
В.В. Бутырин и С.И.Ткачев обосновывают следующий алгоритм индикативного планирования и выделяют уже семь его стадий: анализ и прогнозирование тенденций развития; определение приоритетов долгосрочного развития; формирование производственной стратегии; разработка концепции развития; определение системы индикаторов; разработка планирующих документов; оценка результатов индикативного планирования[6].
Коллектив авторов Института проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова под руководством Ф.Ф. Пащенко считает, что индикативное плановое решение должно строится на двух группах характеристик: характеристики желаемых состояний объекта управления в опорных точках (индикаторах) и характеристики способов достижения этих состояний (регуляторов).[7]
С.Р. Халтаева выделяет поэтапное функционирование индикативного планирования по схеме замкнутого контура: целеполагание; планирование измеримых результатов; бюджетирование; внешний и внутренний контроль реализации программных документов; мониторинг результатов деятельности[8].
Однако, по нашему мнению, большинство ученых не учитывают при этом ключевую особенность и отличие индикативного от традиционного планирования. Так, при традиционном планировании в первую очередь проводится анализ внешней и внутренней среды, а также степени их влияния на реализацию плановых мероприятий, что является основанием для определения параметров, которые можно достигнуть в указанных экономических условиях. В то время как при индикативном планировании основной акцент должен быть, прежде всего, сосредоточен на определении параметров и характеристик выделенных целевых индикаторов, которые позволят представить нам конечную цель реализации плановых мероприятий и ответить на вопрос: ≪Что мы хотим достичь в итоге?≫. Исходя из этого меняется и механизм реализации индикативного планирования продовольственного обеспечения, алгоритм и содержание этапов которого отражены на рис. 1.2.
Предложенный алгоритм основан на поиске таких управленческих решений и реализации таких плановых мероприятий, которые позволят мобилизовать все имеющиеся ресурсы, трансформировать внутреннюю и регулировать внешнюю среду под определенные критерии и показатели, что является безусловным приоритетом для аппарата управления, в том числе на уровне отдельных регионов РФ.