Файл: Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования
1.1Сущность, цель и задачи индикативного планирования
1.3. Зарубежный опыт применения индикативного планирования для государственного регулирования
II. Анализ применения индикативного планирования в Российской Федерации
2.1. Применение индикативного планирования в развитии Республики Бурятия
2.2. Применение индикативного планирования с целью развития сельского хозяйства в России
2.3. Сравнительная характеристика индикативного планирования в России и Франции
Отличительная черта французских индикативных планов – четкая ориентация планов на инвестиционный процесс. Более того, индикативный план подразумевает разработку хозяйственного механизма для обеспечения достижение экономических индикаторов, которые предусмотрены планом.
В России с начала 1990-х гг. в связи со сменой экономической модели и переходом к рыночным отношениям встал вопрос о целесообразности внедрения индикативного планирования. Однако, до сих пор используются лишь некоторые его инструменты, тем не менее, очень важные (прогнозирование, бюджетирование, ориентированное не результат (БОР), программирование, государственные закупки на основе контрактов). Сегодня индикативное планирование охватывает примерно 65% регионов. Большинство планов разработано и одобрено Министерством регионального развития РФ. Индикативное планирование, по существу, стало одним из основных инструментов управления трансформационными процессами в экономике России.
В России началом создания системы индикативного планирования можно считать принятие Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Затем последовал ряд законодательных документов, прогнозов и стратегий. Однако, как правило, принятые планы не были состыкованы ни друг с другом, ни с прогнозами и не сопоставлялись с достигнутыми показателями.
Попытка преодоления «хаоса планов» была сделана в июле 2014 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Он предусматривает разработку стратегий социально-экономического развития страны каждые шесть лет, горизонт планирования определен не был. Кроме того, Закон предусматривает разработку стратегий национальной безопасности РФ, бюджетных прогнозов РФ на долгосрочный период, основных направлений деятельности Правительства РФ (на шесть лет), государственных программ РФ, отраслевых стратегий, стратегий и прогнозов социально-экономического развития макрорегионов, субъектов РФ и муниципальных образований и т.д.[21]. К началу 2017 г. должна быть создана информационная система стратегического планирования.
Таким образом, закон вводит элементы скользящего планирования. Важно, что он предусматривает вовлечение в процесс стратегического планирования граждан и хозяйствующих субъектов, объединений профсоюзов и работодателей, общественных и научных организаций.
Вместе с тем механизм реализации планирования, который описан в законе, не выглядит обоснованным, поскольку большое количество документов создает впечатление избыточности. А общая методология составления стратегий и прогнозов отсутствует. Понятие краткосрочного плана и прогноза в документе не вводится; на федеральном уровне предусмотрены среднесрочные прогнозы, но не планы. Установлено подчинение документов «сверху вниз» в соответствии с управленческой иерархией. Очевидно, что процесс их формирования должен иметь итеративный характер, чтобы стратегии федерального уровня учитывали цели и возможности отраслей и регионов.
Сравнение ключевых параметров индикативного планирования в рассмотренных выше странах представлено в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Сравнение ключевых параметров индикативного планирования России и Франции
Признак сравнения |
Франция |
Россия |
Главныйпринцип |
Механизм координации действий и интересовгосударства и других субъектов экономики |
Координация государственного, муниц- ипального стратегического управления и бюд- жетной политики, полномочий федеральных органов государственной власти и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. |
Роль государства |
Воздействует на экономическое развитие скорее посредством координациии обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний |
Полномочия органов государственной власти установлены таким образом, что участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности РФ, а также пути достижения этих целей и решения этих задач. |
Направления распро- странения плана |
«Снизу» |
«Сверху» |
Степень формализации |
Показатели плана не являются обязательными, а выступают в основном в качестве индикаторов |
Представляют собой мобилизирующие и ориентирующие государственные показатели |
Временной гори- зонт планирования |
Среднесрочное планирование (от 5 до 10-15 лет) |
Среднесрочное планирование (6 лет) |
Опираясь на опыт Франции, в России представляется целесообразным при Правительстве Российской Федерации создать специальный орган по стратегическому планированию, возложив на него координацию деятельности по разработке стратегических и индикативных планов, долгосрочных прогнозов и мониторинг их реализации. Кроме того, стоит рассмотреть возможность создания совета по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического, инновационно-технологического и территориального развития из представителей бизнеса, науки, местных и региональных властей.
Таким образом, изучение опыта французского индикативного управления может быть полезным при формировании российской системы индикативного планирования. Несмотря на то, что показатели индикативных планов не являются обязательными, планирование выступает в качестве активного и эффективного средства государственного регулирования экономики.
Заключение
Опыт экономически развитых стран показал, что в условиях рынка планирование и прогнозирование являются важными звеньями в системе государственного регулирования.
Индикативное планирование получило значительное развитие за рубежом в середине ХХ века в послевоенный период и доказало свою достаточно высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования рыночной экономики. Успех индикативного планирования главным образом определяется способностью правительств объединять стратегические подходы отдельных экономических агентов вокруг общенациональных целей.
Индикативное управление в современных условиях становится основным методом и главной формой достижения стратегических и тактических целей на всех уровнях экономики.
В России же индикативное планирование получило свое развитие только в последние годы. Государственное управление экономикой на основе индикативного планирования заключается в определении экономических приоритетов развития, индикативное планирование носит рекомендательный характер, дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно-денежная политика и т.д.). Базовым понятием индикативного планирования является «индикатор» – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса.
При индикативном планировании, прежде всего, надо обращать внимание на принятие таких решений, которые будут способствовать достижению требуемых результатов в перспективе, изменению факторов внешней среды, предупреждению нежелательных отклонений, использованию инновационных мероприятий, определению необходимых материальных и финансовых ресурсов, которые потребуются региону, чтобы выйти на запланированные показатели.
Для более продуктивного использования данного направления планирования необходимо:
- обеспечить долгосрочную конкурентоспособность, которая обусловливает прочность и устойчивость региона на рынке, что особенно актуально при нынешней разбалансированности хозяйственной деятельности регионов.
- проводить анализ и определять перспективы развития сельского хозяйства региона, а также разработать такие индикаторы для их развития, которые ориентировали бы на достижение основных результатов, обеспечивающих продовольственную безопасность.
При принятии целевых индикаторов должно учитываться два направления:
- определение желаемых показателей развития объектов управления (производственных, социальных и экономико-результативных индикаторов);
- разработка способов достижений этих индикаторов (регуляторов).
Выполнение задач индикативного планирования во многом зависит от государственного индикативного регулирования.
Должна быть предложена такая стратегия успеха, которая базируется на комплексном изучении факторов внешней среды, слабых и сильных сторон, на разработке основных индикаторов развития.
В условиях нестабильности рыночных отношений выполнение задач индикативного планирования во многом зависит от государственного индикативного регулирования. Это, прежде всего, должно касаться вопросов финансирования, кредитования, льготного налогообложения, системы страхования.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (ред. от 03.07.2016).
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 1 апреля 2014 г. №146 «Об индикативном плане Правительства Республики Бурятия по реализации Закона Республики Бурятия «О программе социально-экономиче-ского развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» в 2014 году (в ред. Постановлений Правительства РБ от 03.12.2015)
- Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции в Новосибирской области на 2013-2020 годы»: утв. приказом М-ва сел. хоз-ва Новосиб. обл. 03.08.2012 № 50-нпа. - Новосибирск, 2012. - 235 с.
- Пащенко Ф.Ф. д.т.н. Проф., Индикативное планирование и развитие регионов. – М.: Инфра –М,2012. – 349 с.
- Асеева О.Ю. Индикативное планирование, как метод регулирования производственной деятельности градообразующего предприятия // Евразийское Научное Объединение .– 2015. – Т. 1. – № 3 (3). – С. 53–55.
- Баранов Д.Н. Анализ динамики секторов экономики в структуре валовой добавленной стоимости //Вестник Московского университета им. СЮ. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (14). - С. 8-15.
- Бутырин В.В., С.И.Ткачев Формирование системы индикативного планирования регионального АПК // Вестник Саратовского госагроуниверсистета им. Н.И. Вавилова.– 2013. – № 3. – С. 24–26.
- Васильева Л.П. Повышение эффективности системы прогнозирования и планирования регионального социально-экономического развития // Теория и практика общественного развития . 2014. № 7. – с.23-35.
- Индикативное планирование и управление устойчивым инновационным развитием региона / Ф.Ф.Пащенко [и др.] // Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы X Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2014. – С. 44–48.
- Карапетян С.Т. Индикативное планирование экономики России: в поисках новой модели / С.Т. Карапетян // Микроэкономика. – 2014. - № 5. – С. 6-11.
- Могзоев А. М. Индикативное планирование совокупного спроса с учетом инвестиционной привлекательности ресурсов региона/ A.M. Могзоев // Инвестиции в России. 2013. № 3. - С. 22.
- Могзоев А. М. Сравнительный анализ развития экономики России и стран Восточной Азии в период современных реформ / A.M. Могзоев // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 6. - С. 37.
- Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в России / В.М. Полтерович // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2015. –№2 (26). – c. 31 – 46.
- Попова Е.В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России / Е.В. Попова // Инновации. – 2014 – № 9 – С. 15-27.
- Смагина В.В., Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне // Вестник ТГУ.2014. №4. – с.53 – 67.
- Стадник А. Т., Чернова С. Г., Тен Ен Дог. Сдерживающие факторы инновационного развития АПК региона и стратегия его регулирования // Вестн. НГАУ. 2013. № 1 (26). - С. 146-152.
- Суханова И.Ф, Баскаков С.М. Индикативное планирование продовольственного обеспечения региона: выявленные особенностии возможность применения // Аграрный научный журнал , 2016. №4. – с.94-98.
- Халтаева С.Р. Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. № 18. – С. 34–37.
Семенчикова М.В. Опыт российских регионов по использованию инструментов индикативного планирования [Электронный ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Системное управление». – 2015. – Выпуск 2 (4). – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/ 02/25-Semenchikova.pdf
- Регионы России. Социально-экономические показатели за 1999-2014 гг. [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/ doc_ 1138623 506156
-
Васильева Л.П. Повышение эффективности системы прогнозирования и планирования регионального социально-экономического развития // Теория и практика общественного развития . 2014. № 7. – с.23-35 ↑
-
Баранов Д.Н. Анализ динамики секторов экономики в структуре валовой добавленной стоимости //Вестник Московского университета им. СЮ. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (14). - С. 8-15. ↑
-
Попова Е.В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России / Е.В. Попова // Инновации. – 2014 – № 9 – С. 15-27. ↑
-
Смагина В.В., Индикативное планирование как перспективный инструмент управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне // Вестник ТГУ. 2014. №4. – с.53 – 67. ↑
-
Асеева О.Ю. Индикативное планирование, как метод регулирования производственной деятельности градообразующего предприятия // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 3 (3). – С. 53–55. ↑
-
Бутырин В.В., Ткачев С.И.Формирование системы индикативного планирования регионального АПК // Вестник Саратовского госагроуниверсистета им. Н.И. Вавилова. 2013. № 3. – С. 24–26. ↑
-
Индикатвное планирование и управление устойчивым инновационным развитием региона / Ф.Ф.Пащенко [и др.] // Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы X Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2014. – С. 44–48. ↑
-
Халтаева С.Р. Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. № 18. – С. 34–37. ↑
-
Суханова И.Ф, Баскаков С.М. Индикативное планирование продовольственного обеспечения региона: выявленные особенности и возможность применения // Аграрный научный журнал , 2016. №4. – с.94-98.(97) ↑
-
Могзоев А. М. Индикативное планирование совокупного спроса с учетом инвестиционной привлекательности ресурсов региона/ A.M. Могзоев //Инвестиции в России. 2013. № 3. - С. 22. ↑
-
Пащенко Ф.Ф. д.т.н. Проф., Индикативное планирование и развитие регионов. – М.: Инфра –М, 2012. – 349 с. ↑
-
Могзоев А. М. Сравнительный анализ развития экономики России и стран Восточной Азии в период современных реформ / A.M. Могзоев // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 6. - С. 37. ↑
-
Семенчикова М.В. Опыт российских регионов по использованию инструментов индикативного планирования [Электронный ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Системное управление». – 2015. – Выпуск 2 (4). – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/ 02/25-Semenchikova.pdf ↑
-
Постановление Правительства Республики Бурятия от 1 апреля 2014 г. №146 «Об индикативном плане Правительства Республики Бурятия по реализации Закона Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» в 2014 году (в ред. Постановлений Правительства РБ от 03.12.2014) ↑
-
Регионы России. Социально-экономические показатели за 1999-2014 гг. [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/ doc_ 1138623 506156 ↑
-
Регионы России. Социально-экономические показатели за 1999-2014 гг. [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623 506156 ↑
-
Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции в Новосибирской области на 2013-2020 годы»: утв. приказом М-ва сел. хоз-ва Новосиб. обл. 03.08.2012 № 50-нпа. - Новосибирск, 2012. - 235 с. ↑
-
Стадник А. Т., Чернова С. Г., Тен Ен Дог. Сдерживающие факторы инновационного развития АПК региона и стратегия его регулирования // Вестн. НГАУ. 2013. № 1 (26). - С. 146-152. ↑
-
Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в России / В.М. Полтерович // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. №2 (26) – c. 31 - 46. ↑
-
Карапетян С.Т. Индикативное планирование экономики России: в поисках новой модели / С.Т. Карапетян // Микроэкономика. – 2014. - № 5. – С. 6-11. ↑
-
Степочкина Е.А. Динамическая сбалансированность и перспективы индикативного планирования / Е.А. Степочкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экон. Экол. 2012. № 1 (20). – С. 164-170. ↑