Файл: Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.2. Последовательность и содержание этапов индикативного планирования[9]

При этом выделенные индикаторы не должны носить директивный характер, а при выполнении заданных ориентиров со стороны конкретных предприятий и организаций по существу должны являться ориентирами, предусматривающими реализацию стимулирующих экономических механизмов – например, предоставление субсидий и налоговых льгот, выделение льготных кредитов, и т.п.

Таким образом, применение индикативного механизма в вопросах планирования продовольственного обеспечения региона позволит более детально оценить степень влияния внешних и внутренних факторов на функционирование региональной системы продовольственного обеспечения в целом, выработать комплекс конкретных мероприятий по снижению (локализации) его негативной составляющей, а также стабилизировать организационные и управленческие процессы в продовольственной сфере.

1.3. Зарубежный опыт применения индикативного планирования для государственного регулирования

Если проанализировать индикативное планирование во Франции, то данный метод позволил стране более продуктивно регулировать хозяйственные процессы, а также использовать принцип планирования «снизу вверх», который основывается на принципах согласования и консультирования и осуществляется в рамках интересов государства, частного сектора и населения. Во Франции индикативное планирование является механизмом по координированию деятельности и интересов государства и остальных субъектов экономики. Помимо его основного назначения выступает координирующую функцию, т. е. основной задачей в процессе планирования является достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами. Также плановые показатели не носят обязательный характер, а представляют из себя экономические индикаторы, показывающих информацию об ожидаемой экономической конъюнктуре[10].

Основными проблемами Франции являются экономическая отставание Южной и Западной части страны от других территорий, а также большая концентрация экономики в Парижском районе.


Основные принципы региональной политики:

  • региональное развитие является неотъемлемой частью плана национального развития;
  • основным методом развития регионов является применение теории полюсов роста, т. е. создание региональных столиц.

Индикативное планирование во Франции, в первую очередь, ориентировано на инвестиционную деятельность. Изначально осуществлялись определенные отраслевые прогнозы и плановые задания, которые впоследствии были заменены целевые программы государственного регулирования, направленные на развитие основных отраслей промышленности. Достижение показателей планового задания не является обязательным, но данный инструмент является способом государственного регулирования экономики, поскольку благодаря этому не только удается прогнозировать тенденции и показатели экономического развития, но и воздействовать на них.

Для координирования деятельности министерств и ведомств по вопросам регионального развития было создано Управление по обустройству территории и региональному развитию (ДАТАР). Каждый регион представляет разработанный план территориального развития в ДАТАР для осуществления анализа и выявления перспективных идей. В функции министерств и ведомств не входит осуществление контроля за ходом реализации.

Япония использует индикативное планирование, как инструмент ориентирования частного сектора на выполнение задач, обозначенных государством. Разработанные планы общегосударственного социально-экономического развития страны формально являются не законами, а государственными программами, которые ориентируют отдельные области экономической структуры на реализацию данных программ в общенациональных интересах.

На государственном уровне разрабатываются планы комплексного развития территорий, которые охватывают все экономические районы Японии. В рамках национального плана существуют раздел для каждого региона страны, а также особое внимание уделяется отдаленным и менее развитым региона, префектурам. Для каждой префектуры соответствующее Агентство по развитию разрабатывает план комплексного развития. Данный план состоит из целей и задач, способов их достижения, плановых показателей и источников финансирования. Каждая префектура самостоятельно разрабатывает и реализует планы территориального развития.

Это и является особенностью индикативного планирования Японии. Централизованный механизм достижения поставленных целей можно сравнить с деятельностью корпорации, которая разрабатывает долгосрочный план развития государства в целом, а также его регионов[11].


Представители частных предприятий, на основании этих планов, формируют свою политику. Государство, выступая в роли «центра», который использует различные инструменты, вынуждающие крупные компании осуществляться вой действия в общенациональных интересах. Данные планы разрабатываются на период от пяти и более лет. Поскольку частый капитал активно участвует в реализации общенационального плана, индикативное планирование в Японии является очень важным фактором, который и обеспечивает высокие темпы роста экономики и повышения благосостояния населения.

Основные инструменты региональной политики Японии[12]:

  • субсидии центрального правительства местным властям;
  • налоговые льготы и права ускоренной амортизации предприятиям, инвестирующим в экономику выделенных районов;
  • займы государственных финансовых учреждений.

В Южной Корее индикативный план экономического развития региона формируется на пять лет и его целью является повышение стабильности экономики, либерализации внешнеэкономической деятельности и расширение рыночной сферы регулирования. Итоги реализации данных планов свидетельствуют о том, что индикативное планирование играет ключевую роль в создании динамичной рыночной экономики в стране. Частный сектор ориентируется на индикативные показатели, а централизованные и заемные ресурсы стимулируют выполнение экономических программ.

Внедрение индикативного планирования как инструмента социально-экономического развития региона позволить повысить конкурентоспособность субъекта относительно остальных территорий, улучшения уровня жизни населения.

Для увеличения региональной конкурентоспособности система целей индикативного планирования затрагивает вокруг три основных направления:

  • инновационная деятельность;
  • информационные технологии;
  • человеческие ресурсы.

Для развития региона следует разработать концепцию развития региона, в которую будет входить, к примеру, цели и задачи развития региона, основные принципы и факторы развития. Далее определяются приоритетные направления развития, а также ресурсы, требуемые для реализации плана развития, и пути достижения поставленных целей.

По окончанию разработки концепции развития региона, следует перейти непосредственно к планированию, где будут рассмотрены такие вопросы, как:

  • какую цель ставит перед собой регион;
  • что требуется для реализации этой цели;
  • как будет достигнута эта цель;

Также не маловажным является определение степени достижимости поставленной цели.

Индикативное планирование на уровне региона представляет из себя поэтапный процесс социально-экономического развития территории, включающий в себя комплекс мер, направленных на точечное воздействие определенных областей экономики региона, образующее в итоге синергетический эффект и развитие всего региона в целом.

Достаточно сложным вопросом остается управление региональной экономикой на данном этапе, поскольку решение заключается в определении наиболее эффективной системы развития экономики. Зарубежный опыт в области индикативного планирования на региональном уровне демонстрирует различные варианты дальнейшего развития, но из-за своей специфики в России должен быть свой подход в планировании развития регионов. На основании опыта таких стран, как Франция, Япония, Южная Корея следует разработать свое собственное видение данного инструмента регулирования регионального развития.

Следует задуматься о реализации принципов внутренней региональной сбалансированности при осуществлении государственного стратегического планирования, также следует учитывать мнение самого региона при выборе пути развития.

Таким образом, в первой главе курсовой работы проведен анализ особенностей индикативного планирования экономики регионов, что является основой для внедрения программно-целевого метода в экономику России и для стратегического управления развитием социально-экономических систем. Кроме того, были исследованы особенности государственного регулирования и индикативного планирования в наиболее развитых странах мировой экономики.

Для улучшения реализации индикативного планирования экономики регионов в сочетании с программно-целевым методом в Российской Федерации следует учитывать опыт зарубежных стран, с целью выявления успешных методик решения определенных проблем и внедрения их в нашей стране, но с учетом вносимых доработок для сглаживания отрицательных сторон.

II. Анализ применения индикативного планирования в Российской Федерации


2.1. Применение индикативного планирования в развитии Республики Бурятия

Система индикативного управления реализуется в регионах России с конца 1990-х – начала 2000 годов, в числе первых регионов, внедривших систему индикативного управления, была Республика Бурятия. Указом Президента Республики Бурятия от 18 июля 2000 года № 153 «О совершенствовании государственного регулирования экономических процессов в Республике Бурятия» в Республике Бурятия в качестве основного метода государственного управления социально-экономических процессов введено индикативное управление.

Основной целью индикативного управления в Республике Бурятия, как и в других регионах России, является повышение уровня и качества жизни населения республики за счет устойчивого роста экономики региона. Достижение данной цели предполагается путем согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Введение системы индикативного управления повышает прозрачность, предсказуемость и обоснованность принятия важнейших государственных решений в экономике и социальной сфере.

Система индикативного управления в республике реализуется на четырех уровнях: республика, виды экономической деятельности, муниципальные образования и хозяйствующие субъекты. Все уровни между собой логически увязаны через систему индикаторов разрабатываемых с учетом полномочий и функций, закрепленных за органами власти.

По мере внедрения данной системы совершенствовалась региональная нормативно-правовая база по индикативному управлению с учетом требований времени, совершенствования структуры государственного управления и развития экономики республики. В рамках системы индикативного управления было разработано и принято более 40 нормативных правовых актов, которые позволили поэтапно вводить основные элементы системы управления, введен регламент системы индикативного управления.

Для повышения эффективности и качества принимаемых управленческих решений органам исполнительной власти республики с 2001 года введен государственный заказ на управление, который устанавливает пороговые значения индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия в соответствии с функциями управления, закрепленными за министерствами и ведомствами.

В настоящее время индикативный план формируется по четырем направлениям с распределением на государственные программы: развитие экономики – 198 индикаторов, развитие социальной сферы – 141, развитие инфраструктуры – 95 и совершенствование государственного управления – 36. Структура индикативного плана Правительства представлена в табл. 2.1.