Файл: Адаптивная физическая культура (Предпосылки развития адаптивной физической культуры).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предпосылки развития адаптивной физической культуры
1.2. Условия применения средств адаптивной физкультуры
1.3. Особенности применения упражнений адаптивной физкультуры в образовательный процесс
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Методика коррекционных упражнений на уроках физической культуры
В ходе занятий время отводится для разучивания новых элементов и движений, и повторению пройденных ранее. Урок рекомендуется выстраивать в такой последовательности:
Организованный вход в зал (марш, различные виды шагов и бега).
Поклон.
Разминочные упражнения. (10-15 минут)
Элементы партерной гимнастики. Развивающая гимнастика (для детей первого-второго года обучения в форме игры или сказки 10-15 минут), элементы партерной гимнастики (для детей третьего-четвертого года обучения 15-20 минут).
Танцевальная часть урока 10-15 минут.
Упражнения на развитие навыков актерского мастерства. Игры и игровые элементы. 5-10 минут.
Поклон. Организованный выход из зала.
Весь материал программы можно ориентировочно распределить на три календарных четверти (четвертую четверть оставить для повторения и подготовки к открытым урокам и переводному экзамену в подготовительном классе).
Первую четверть целесообразней отвести на подготовку суставно-мышечного аппарата – приведению организма учащихся в состояние полной работоспособности. С детьми первого года обучения необходимо основательно проработать и закрепить элементы подготовительной части урока. На втором году обучения в первой четверти рекомендуется больше времени уделить как повторению ранее пройденных, так и освоению новых, более сложных упражнений комплекса партерной гимнастики.
На вторую и третью четверть учебного года лучше планировать изучение и закрепление новых элементов и упражнений, а также подготовку репертуара. При подготовке к уроку следует руководствоваться следующими правилами:
Наметить новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся.
Определить новый материал (предусмотренный программой) для изучения.
Вводить новый материал в различные комбинированные задания
Готовясь к очередному уроку, надо также обдумывать, что, зачем и как следует сказать своим питомцам, при этом, касаясь не только исполнительской техники, но и затрагивать на уроках темы творчества, искусства танца, музыки и т.д.
Возможное применение технологий, методов, приемов обучения и воспитания.
Активное обучение - организация и ведение учебного процесса, который направлен на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования педагогических и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти посредством совершенствования форм и методов обучения. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации. Использование методов анализа и сравнения на занятии – например, разделив учащихся на группы, активизировать процесс за счет того, что учащиеся одной группы анализируют качество и технику исполнения упражнения учащимися другой и наоборот.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, поисковый, создание ситуации успеха, поощрение, наказание, контроль.
Приемы работы: показ, объяснение, сравнение, повторение.
Критерии оценки.
Оценивать ребенка, прежде всего, можно только за старание, причем это может быть, как в устной форме: «молодец, ты сегодня постарался» или «на прошлом занятии ты выполнял это движение лучше, сегодня тебе необходимо быть более внимательным», так и в поощрительной, - за хорошие успехи, педагоги часто практикуют вручение звездочек, «смайликов», вырезанных из бумаги или других материалов.
Этапы работы.
Групповые занятия - 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут)
Работа с родителями (проведение собраний, бесед, консультаций, открытых уроков, посещение культурных мероприятий, проведение праздников).
Таблица 2.1. Тематический план проведения занятий
№ |
Тема |
Часы |
Теория |
Практика |
Ритмика и подготовительные упражнения |
||||
1. |
Введение в программу, инструктаж по технике безопасности |
0,5 |
0,5 |
- |
2. |
Разучивание основных шагов |
5,5 |
0,5 |
5 |
3. |
Основные виды бега |
5,5 |
0,5 |
5 |
4. |
Прыжки |
3,5 |
0,5 |
3 |
5. |
Упражнения на дыхание |
5,5 |
0,5 |
5 |
6. |
Упражнения на развитие чувства ритма |
5,5 |
0,5 |
5 |
Танцевальные элементы |
||||
1. |
Тематическая разминка |
10,5 |
0,5 |
10 |
2. |
Танцевально-игровые этюды |
10,5 |
0,5 |
10 |
Игровые элементы |
||||
1. |
Развивающие игры |
12,5 |
0,5 |
12 |
2. |
Игры на развитие актерских навыков |
12,5 |
0,5 |
12 |
Итого: |
72 |
5 |
67 |
Дети должны знать:
- роль и значение занятий танцем для укрепления здоровья;
- правила и последовательность выполнения изучаемых комплексов упражнений;
- основные требования к поведению на уроке, форме одежды, прически;
- знать и определять понятия: напряженный – расслабленный,
- знать принципы построения по кругу, линии;
- направления «право», «лево», соответственно ноги, руки.
Уметь:
- выполнять элементы и движения раздела «Ритмика и подготовительные упражнения»: поклон; шаги – с носка (марш), на полупальцах, пятках, с захлестыванием голени, с высоким подниманием колена, «ползунец» (шаг в присяде на полупальцах, с ровной спиной); бег – с захлестыванием голени, с высоким подниманием колена; прыжки на месте и с продвижением по VI позиции ног, выполнять заданные педагогом упражнения на дыхание, воспроизводить с помощью хлопков заданный педагогом несложный ритм.
- уметь повторить за педагогом и воспроизвести самостоятельно несложные упражнения на координацию;
- уметь закрепить и расслабить мышцы, вытянуть и сократить стопу;
Иметь навыки:
- элементарной координации;
- техники выполнения элементов и упражнений, представленных в учебном плане.
Хотя Программами по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Следует признать, что в силу ряда причин, в том числе в связи с многообразием задач по прохождению программного материала, занятия по физической культуре не обеспечивают формирование правильной осанки у детей.
Следовательно, наблюдается выраженное противоречие между необходимостью формирования правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью теоретико-методических и организационно-практических аспектов решения этой задачи.
Указанные противоречия определяют актуальность проблемы, которая заключается в обосновании подходов к формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Задачи исследования:
- Изучить теоретико-методические подходы к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
- Оценить состояние опорно-двигательного аппарата воспитанников старших групп и выявить детей с функциональными нарушениями.
- Разработать комплекс педагогических условий формирования правильной осанки у детей в ДОУ и проверить его эффективность.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата осуществлялась на основе разработанной системы диагностики состояния опорно-двигательного аппарата (табл. 2.2). С целью оценки уровня физической подготовленности детей проводились педагогические наблюдения и тестирования. Анализ индивидуальных медицинских карт воспитанников старших групп выявил, что к первой группе здоровья отнесены 6% детей, ко второй группе здоровья - 74%, к третьей группе - 20%.
Таблица 2.2. Система диагностики состояния опорно—двигательного аппарата
Содержание
Методы оценки, кто проводит |
|
Соматоскопия (врач-педиатр, врач-ортопед). Плантография (инструктор по гигиеническому воспитанию). Антропометрия (инструктор по гигиеническому воспитанию). Педагогическое тестирование (инструктор ФК, воспитатель). Психодиагностика (психолог). Интегральная оценка (инструктор по гигиеническому воспитанию, инструктор ФК). Разработка программы формирования правильной осанки (инструктор по гигиеническому воспитанию, инструктор ФК, воспитатель). |
Осмотр туловища и конечностей по специальной схеме. Снятие отпечатков стоп и анализ по специальной методике. Измерение длины тела, массы тела, окружности груди и т.п. Оценка показателей физической подготовленности детей. Оценка психического статуса (самооценка). Оценка физического развития и подготовленности в соответствии с паспортным, биологическим и моторным возрастом. Подбор форм, средств, методов формирования правильной осанки с учетом выявленных особенностей детей. |
Распределение детей 6-8 лет (n = 50) по группам здоровья. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата воспитанников старших групп выявила, что 60% воспитанников имеют нарушение осанки.
2.2. Результативность методов адаптивной физкультуры
Оценка уровня физической подготовленности детей в контрольных упражнениях, результаты которых отражают уровень развития двигательных качеств, взаимосвязанных с состоянием осанки детей до начала эксперимента.
Распределение детей по уровням подготовленности в контрольных упражнениях, результаты которых отражают уровень развития двигательных качеств, взаимосвязанных с состоянием осанки детей (%) до начала эксперимента (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Взаимосвязь контрольных упражнений и уровня подготовленности
Контрольное упражнение |
Уровни подготовленности |
||
В |
С |
Н |
|
Статическое равновесие, р |
10 |
50 |
40 |
Сгибание туловища из положениялежа на спине, согнув ноги, за 30 с, раз |
5 |
45 |
50 |
Разгибание туловища из положениялежа на животе, р |
5 |
40 |
55 |
Прыжок в длину с места, см |
40 |
50 |
10 |
Наклон вперед из положения сидя, см |
5 |
30 |
65 |
Примечание: В - высокий, С - средний, Н - низкий |
Был разработан комплекс педагогических условий формирования правильной осанки у детей в ДОУ (табл. 2.4), включающий:
- комплексное и направленное использование различных средств физического воспитания в образовательном процессе ДОУ;
- специальную тренировку опорно-двигательного аппарата, направленную на формирование правильной осанки, в системе физического воспитания;
- формирование у детей доступных представлений и знаний об опорно-двигательном аппарате человека, факторах, влияющих на его формирование и правилах, предупреждающих нарушения осанки;
- обеспечение преемственности в формировании правильной осанки у детей в ДОУ и семье.
Таблица 2.4. Комплексное использование средств физического воспитания в формировании правильной осанки у детей
Средства физического воспитания |
Характер использования |
1 |
2 |
Гигиенические факторы |
|
Гигиена одежды |
Правильный подбор одежды в соответствии с температурой окружающей среды и видом деятельности. |
Гигиена обуви |
Правильный подбор обуви в соответствии с ее назначением: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. |
Режим дня |
Рациональный суточный режим обеспечивает оптимальные условия для деятельности, восстановления организма и сохранения правильной позы. |
Гигиена помещений |
Оптимальная освещенность предупреждает порочные позы в видах деятельности. |
Гигиена мебели |
Соответствие мебели росту ребенка. |
Гигиена питания |
Полноценное питание с достаточным содержанием белков, витаминов, минеральных солей и микроэлементов. |
1 |
2 |
Гигиена сна |
Постель - полужесткая, ровная, устойчивая, с невысокой (лучше ортопедической) подушкой; следует приучить ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком». |
Гигиена деятельности |
Исключение длительной статической нагрузки на опорно-двигательный аппарат в положениях стоя и сидя; правильная поза в различных видах деятельности; паузы отдыха в разгрузке позвоночника и стоп. |
Природно-экологические факторы |
|
Солнце |
Применение солнечных ванн способствует синтезу в коже витамина D, нормализации фосфорно-кальциевого обмена и, тем самым, улучшению развития опорно-двигательного аппарата. |
Воздух |
Обеспечение благоприятной экологии воздушной среды; дефицит некоторых элементов (Са, Р) приводит к функциональным нарушениям и патологиям опорно-двигательного аппарата. |
Вода |
Используется как среда для занятий физическими упражнениями в разгрузке позвоночника. |
Физические упражнения |
|
Упражнения в равновесии |
Комплексное систематическое ежедневное использование перечисленных видов упражнений в различных формах физического воспитания: занятия по физической культуре, утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, самостоятельная двигательная деятельность детей. |
Гимнастика - «школа осанки» |
|
Подвижные игры» на осанку» |
|
Упражнения на укрепление мышечного корсета |
|
Упражнения на развитие гибкости |
|
Упражнения, формирующие навык рационального дыхания |
|
Психотоническая тренировка |