Файл: Адаптивная физическая культура (Предпосылки развития адаптивной физической культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механотерапия - физические упражнения на специальных снарядах и тренажерах. Данный метод применяется при стойких двигательных нарушениях и имеет своей целью упрощение движений и повышение подвижности в суставах, а также укрепление отдельных групп мышц.

Лечебная дозированная ходьба используется как форма закрепляющей двигательной активности, которая позволяет сформировать устойчивость походки и нормализовать координацию движений. Дозированное восхождение, или терренкур - разновидность ходьбы, по специально разработанному маршруту с обязательными подъемами и спусками. Особое внимание следует уделить гидрокинезотерапии, то есть выполнению физических упражнений в воде.

Гидрокинезотепия - это один из наиболее распространенных и эффективных способов реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей такой терапии является восстановление оптимального физического состояния путем использования активных и пассивных движений[9].

Физическая активность в водной среде оказывает общеукрепляющее действие на организм, снижает мышечное напряжение, увеличивает подвижность суставов, развивает мышцы и ослабляет болезненные ощущения, развивает физическую выносливость. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является комплексное использование всех перечисленных методов и форм лечебной физкультуры, что позволяет более эффективно воздействовать на организм.

Роль адаптивной физкультуры и физических упражнений в реабилитации детей с заболеваниями трудно переоценить, однако применение их должно быть строго дозированным в связи с тем, что естественное развитие двигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно замедлено и ограничивающим фактором развития являются низкие функциональные возможности организма. В связи с этим интерес для нас представляет исследование, проведенное Беркутовой И. Ю., где автор ставит перед собой задачу определения адекватных физических нагрузок с учетом функциональных возможностей организма. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу, что такие виды физической нагрузки как ходьба на беговой дорожке и выполнение гимнастических упражнений являются нагрузочными и должны применяться в первой половине занятия по физической реабилитации, а ходьба на третбане, являясь самым нагрузочным упражнением, должна применяться только в начале занятия по физической реабилитации[10].


Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, очень чувствительны к изменению объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в связи с чем, при организации реабилитационных мероприятий их необходимо строго контролировать. Примечательно, что автором исследования сделаны выводы, что во время занятия необходимо следить за настроением ребёнка и не допускать чрезмерных эмоций, которые могут возникать у детей (безудержный хохот или продолжительный плач), так как они негативно могут отразиться на общем физическом состоянии организма.

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, сделаем вывод о том, что при реализации мероприятий лечебной физкультуры необходимо учитывать индивидуальный подход в работе с клиентом и на начальных этапах работы использовать индивидуальную форму работы, подразумевающую взаимодействие пациента и специалиста. Групповые же формы оздоровительной лечебной физкультуры, такие как массовые спортивные мероприятия, спортивные игры, ближний туризм применимы в период заключительного этапа выздоровления пациента и должны использоваться не столько с лечебной и реабилитационной целью, сколько с профилактической.

1.3. Особенности применения упражнений адаптивной физкультуры в образовательный процесс

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Концепции дошкольного воспитания так же подчеркивается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.

К сожалению, существующая система образования направлена не на сохранение и улучшение здоровья участников образовательного процесса, а на его ухудшение. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее десятилетие количество здоровых школьников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10%, а распространенность функциональных отклонений достигает более 70%. У детей с морфофункциональными отклонениями, ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата. По данным разных авторов, от 40–50 до 60–80% детей дошкольного возраста имеют те или иные дефекты осанки и деформацию стоп. При этом отмечается, что по сравнению с шестидесятыми годами, в настоящее время число таких детей увеличилось в три раза.


Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма.

Согласно М.С. Миловзоровой составление правильной осанки – 1 из основных задач физического воспитания. Она в особенности нужна в ранее периоды возрастного развития, когда более активно идет морфофункциональное развитие организма, такими как формирование изгибов позвоночника и прочих структурных основ осанки[11].

Человеческий организм формируется и изменяется в течение всей своей жизни от момента рождения до смерти. Являясь биологическим объектом естественной экосистемы и членом общества, индивид находится под действием трудного комплекса климатических, шумовых и других внешних и внутренних факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. В следствии этого - здоровье человека является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Согласно определению, принятому Глобальной организацией здравоохранения, здоровье - это положение общественного благоденствия. Институтом гигиены детей и подростков в России Федерации предложено более конкретное определение здоровья: «здоровье - это отсутствие болезни, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным перегрузкам и условиям среды».

Известные преподаватели не один раз высказывались в собственных педагогических работах о роли анатомических и физиологических знаний в воспитании детей. К.Д. Ушинский акцентировал внимание, собственно педагоги обязаны непременно иметь базовую подготовку, он высказывал мнение, что исключительно в том случае, когда преподаватели знакомы с основами анатомии, физиологии и психологии ребенка, им предоставляется возможность воспитывать, совершенствуя физические и интеллектуальные возможности детей.

Учитывая мнение В.Ф. Чудимова, «стратегия физического воспитания ребенка обязана быть в том, чтоб обучить его возможно большему числу различных движений...». Овладение разными двигательными навыками обогащает двигательный навык, расширяет спектр двигательных способностей детей, способствует увеличению многофункциональных возможностей организма


Развитие правильной осанки - один из основных проблем физического воспитания. Она наиболее значима в первоначальные этапы возрастного формирования, со временем наиболее сильно формируется морфофункциональное формирование организма, в этом числе развитие изгибов позвоночника и иных структурных основ осанки. От того, в какой степени высококачественно в данное время формируется рациональный навык фиксации основной позы прямо стояния в единстве с слаженным формированием мускул и укреплением костно-вспомогательного агрегата, в значительном зависит состояние осанки в дальнейшие годы.

Несомненно, к числу основных факторов необходимо отнести большой процент детей с обессиленным организмом, болезни в неонатальном и более запоздалом этапе формирования ребенка, связанные с ограничением моторной активности. Все без исключения это отрицательно влияет в состоянии скелетных мышц и позвоночника. Немаловажно, как можно раньше начать профилактику корректировки осанки, либо имеющиеся вида её нарушения, для того чтобы в школе у детей никак не появились проблемы с высокой утомляемостью, головными болями и т.д. По данным Л.Г. Мирхайдаровой наибольшее число нарушений осанки у детей связано с изменением положения плечевого пояса (70,7%).

Согласно сведениям И.В.Пеньковой, у ребенка более распространены патологии осанки в сагиттальной плоскости (74,7%), из числа которых доминируют: плоская спина (28,5%), плосковогнутая спина (17,9%), сутуловатость (13,3 %), выпуклая спина (8,1%), кругло вогнутая спина (5,9%). Патологии осанки только лишь в фронтальной плоскости (асимметричная осанка) оформляют 5,5%. Другие патологии осанки носят комбинированный вид: недостатки осанки в фронтальной плоскости совмещаются с абсолютно всеми типами нарушений в сагиттальной.

Исследования Л.Г. Мирхайдаровой подтверждают, что нарушение осанки у детей дошкольного возраста возникает под воздействием нагрузок статического характера, и, в частности, при длительном сидении на одном месте причём только 33,3% детей принимают при этом правильную позу.

Согласно мнению некоторых авторов, к числу основных факторов подъема распространенности нарушения осанки у ребенка в последние года необходимо отнести внезапное сокращение уровня здоровья новорождённых и осложнение экологической обстановки населения, вызвавшее понижение иммунобиологической реакции Результатом этого считается большой уровень заболеваемости в неонатальный и наиболее поздние этапы формирования ребенка, определяющий ограничение их двигательной активности. Согласно теории педиатрической работы, из числа факторов, которые имеют все шансы послужить причиной к нарушению осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, зачастую возникающему при неадаптивном состоянии нервной системы. Таким образом, к примеру, в результате исследования Могендович, М.Р. было установлено, то что у ребенка с первоначальной стадией нарушения осанки замечается высокий уровень личностной тревожности, то что отображает наличие длительно существенных застойных очагов психологического напряжения. Обобщая вышеизложенное, следует выделить, то что в период дошкольного года скелет находится в стадии активного развития и формировании, в взаимосвязи с чем, любые негативные внешние или внутренние воздействия могут просто послужить причиной к воздействию деформации его разных звеньев.


Рассмотрим некоторые анатомо-физиологические особенности организма у детей 6-8 лет.

В данном возрасте продолжает активно формироваться опорнодвигательный аппарат. Буквально любая из 206 костей значительно изменяется по форме, объёмах и внутреннему строению. Зоны роста в костях еще отчетливо выражены. Появляются новые центры окостенения.

Позвоночник, несущий трудные опорные функции, практически полностью состоит из хрящевой ткани. Наблюдение гигиенических условий обучения, неправильной посадке, несоответствующие возрасту физические нагрузки, имеют все шансы легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника: шейном, грудном, поясничном отделах (Рис.1.1.).

Рис. 1.1. Строение позвоночника

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим способом предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах. Подвижность в суставах морфофункциональное двигательное качество, и у мальчиков, и у девочек в среднем школьном возрасте период высокой чувствительности развития гибкости. Дети много времени проводят в сидячем положении в школе. Это приводит к утомляемости, расслаблению мускулатуры и принятию школьниками вынужденной позы для отдыха. Большое значение в формировании осанки имеет одежда. Она должна быть свободной, удобной, не создавать дискомфорт.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Методика коррекционных упражнений на уроках физической культуры

Для реализации предполагается реализация физкультурно-хореографического праздника, направленного на увеличение двигательной активности детей. Реализация методической программы предполагается в старшей группе детского сада.