Файл: Адаптивная физическая культура (Предпосылки развития адаптивной физической культуры).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предпосылки развития адаптивной физической культуры
1.2. Условия применения средств адаптивной физкультуры
1.3. Особенности применения упражнений адаптивной физкультуры в образовательный процесс
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Методика коррекционных упражнений на уроках физической культуры
При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат.
Таблица 2.5. Примерный план работы с родителями по проблеме «Формирование правильной осанки у детей»
Сроки |
Содержание и формы работы |
Сентябрь 4-я неделя |
Общее родительское собрание «Наша цель - воспитать здорового ребенка». Индивидуальные карты развития детей (по результатам проведенной диагностики). |
Октябрь 3-я неделя |
Тематическая встреча «Режим дня как фактор сохранения здоровья ребенка». Фотовыставка «Режим дня в детском саду». Ширмы «Возрастные и сезонные режимы дня ребенка-школьника». |
Ноябрь 3-я неделя |
Тематическая встреча «Выпрямляя свою спину, ребенок выпрямляет свою душу». Ширмы «Рациональная осанка - критерий здоровья ребенка». |
Январь 3-я неделя |
Консультация родителей «Рациональный подбор одежды и обуви ребенка дошкольного возраста». |
Февраль 1-я неделя |
День открытых дверей. Знакомство родителей с физкультурно-игровой и предметно-пространственной развивающей средой. Первая половина дня: вариативные формы утренней зарядки; открытые занятия по физической культуре. Вторая половина дня: мероприятия активного отдыха. Консультации специалистов - инструктор по гигиеническому воспитанию, старший воспитатель, инструктор физкультуры, педагог-психолог, воспитатели. |
Март 3-я неделя |
Тематическая встреча «Рациональное питание ребенка дошкольного возраста». Тематические газеты «Тайны витаминов»,» И вкусно, и полезно», «Мы - то, что мы едим». |
Внутригрупповое сравнение показателей физической подготовленности детей 5-6 лет (табл. 2.6.) доказывает достоверное улучшение развития функции равновесия, динамической силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса, статической силы и силовой выносливости мышц спины, силы мышц нижних конечностей и гибкости в процессе эксперимента.
Таблица 2.6. Внутригрупповое сравнение показателей физической подготовленности детей 5-6 лет (n = 50) в процессе эксперимента
Показатели, единицы измерения |
До начала эксперимента (Х±о) |
После эксперимента (Х± о) |
t расч. |
Р |
Равновесие, с |
5,8+1,7 |
9,8+1,3 |
4,36 |
< 0,05 |
Сгибание туловища за 30 с, раз |
6,0±1,6 |
10,2±1,9 |
4,48 |
< 0,05 |
Разгибание туловища, с |
18,8+8,6 |
31,8±11,2 |
6,11 |
< 0,05 |
Прыжок в длину, см |
80,9±14,3 |
102,6±18,9 |
5,87 |
< 0,05 |
Наклон вперед, см |
2,31±1,5 |
5,4±1,9 |
2,63 |
< 0,05 |
Комплексное обследование детей проводилось в начале (сентябрь) и конце учебного года (май). Общее количество детей с нарушениями осанки снизилось незначительно - на 30% (15 чел). За указанный период удалось ликвидировать такие виды нарушений осанки как, плоская спина, вялая осанка, сутуловатость. Другие виды нарушений осанки скорректировать не удалось, так как это требует более длительного времени. Количество детей с деформацией стоп уменьшилось на 40% (20 чел.). За указанный период удалось сформировать своды стоп у десяти детей, имеющих незначительное уплощение.
Таблица 2.7. Сравнительные результаты глубины шейного и поясничного изгиба позвоночника
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||
Изгибы |
Шейный |
Поясничный |
Длина |
Шейный |
Поясн. |
Длина |
изгиб |
изгиб |
позвоночника |
изгиб |
изгиб |
Позвон. |
|
Эксперим. |
3,84 |
2,64 |
44,1 |
2,68 |
1,61 |
46,8 |
± 0,03 |
± 0,03 |
± 0,02 |
± 0,02 |
± 0,02 |
± 0,01 |
|
Контрольная |
3,91 |
2,63 |
45,1 |
3,02 ±0,03 |
1,82 |
46,8 ±0,02 |
± 0,02 |
±0,03 |
± 0,03 |
± 0,04 |
Представленные в таблице 2.7 измерения до и после эксперимента позволяют увидеть значительное улучшение при разных отклонениях в нарушении осанки, в экспериментальной группе.
В то же время итоговое тестирование физической подготовленности детей показало существенное улучшение результатов выполнения контрольных упражнений, отражающих уровень развития двигательных качеств, взаимосвязанных с состоянием осанки.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о позитивном влиянии разработанных педагогических условий на динамику показателей физической подготовленности детей 6-8 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптивная физкультура и спорт призваны, формировать у инвалида жизненно и профессионально необходимые двигательные умения, и навыки, совершенствовать психические и личностные качества, способствовать обретению самостоятельности, социальной, бытовой и психологической независимости, повысить уровень качества жизни.
Право на занятие спортом является неотъемлемым элементом права на развитие физического и психического здоровья. Этим правом, равно как и другими правами человека, определенными Конституцией РФ, должны иметь возможность пользоваться все без исключения, – отметила Ирина Синцова, начиная работу круглого стола. – Важно, что для людей с инвалидностью спорт и занятие физкультурой — это еще и шаг к реабилитации и расширению контактов с окружающим миром.
В работе рассмотрены методы адаптивной физкультуры в учебном процессе. Рассмотренная методика направлена на формирование правильной осанки у детей.
Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличии от лечебной физической культуры. Если ЛФК это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура - это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.н. адаптивный спорт).
Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими - «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности. Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонава, О.П. Панфилов, В.В. Борисова / под ред. О.П. Панфилова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
- Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М.: Советский спорт, 2011.
- Беркутова И. Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. – 2018. – №2 (34).
- Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура: Краткий энцикл. слов. – М.: Флинта: Наука, 2013.
- Дулькина Г.И. Физические упражнения при заболеваниях позвоночника и нарушениях осанки: учеб.-метод. пособие / Г.И. Дулькина [и др.] под ред. Е.К. Кулинковича. – Минск: БГЭУ, 2018.
- Магомедов Р Р. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учебное пособие для студентов ВПО / Р.Р. Магомедов, А. Б. Бгуашев. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
- Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2016 г. / Под ред. В. А. Бронникова, А. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск., 2016.
- Полякова Т.Д. Упражнения – ведущий естественно-биологический фактор реабилитации и оздоровления // Вестник спортивной Беларуси. – Гродно Спецвыпуск, 2015.
- Попов С. Н. Лечебная физическая культура.: Изд-во Академия. – 2017.
- Третьякова Н. В. Лечебная физическая культура и массаж. – Екатеринбург.: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. – 2013.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013.
- Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013.
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2012.
- Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013.
- Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2012. №6.
- Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Текст] // http://www.rossportschool.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=80&Itemid=79 (Дата обращения: 17.12.2018)
- Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) [Текст] / Евсеев С.П. // Адаптивная физическая культура. №1, 2014 - http://www.bmsi.ru/issue/492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02e (Дата обращения: 15.12.2018)
- Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры [Текст] / Евстафьев Б.В. / Материалы к лекциям. – Л.: ВИФК, 2015. - №5.
- Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. №6.
- Малофеев Н.Н., Маркович М.М., Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. 2016. №6.
- Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
- Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 Т. Т.1./ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева [Текст] – М.: Сов. спорт, 2015
- Шатров Д.В. О возможностях развития морально-нравственной сферы личности детей дошкольного возраста // Интегративный подход в психологии (новые исследования): Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.