Файл: Адаптивная физическая культура (Предпосылки развития адаптивной физической культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат.

Таблица 2.5. Примерный план работы с родителями по проблеме «Формирование правильной осанки у детей»

Сроки

Содержание и формы работы

Сентябрь 4-я неделя

Общее родительское собрание «Наша цель - воспитать здорового ребенка». Индивидуальные карты развития детей (по результатам проведенной диагностики).

Октябрь 3-я неделя

Тематическая встреча «Режим дня как фактор сохранения здоровья ребенка». Фотовыставка «Режим дня в детском саду». Ширмы «Возрастные и сезонные режимы дня ребенка-школьника».

Ноябрь 3-я неделя

Тематическая встреча «Выпрямляя свою спину, ребенок выпрямляет свою душу». Ширмы «Рациональная осанка - критерий здоровья ребенка».

Январь 3-я неделя

Консультация родителей «Рациональный подбор одежды и обуви ребенка дошкольного возраста».

Февраль 1-я неделя

День открытых дверей.

Знакомство родителей с физкультурно-игровой и предметно-пространственной развивающей средой.

Первая половина дня: вариативные формы утренней зарядки; открытые занятия по физической культуре. Вторая половина дня: мероприятия активного отдыха. Консультации специалистов - инструктор по гигиеническому воспитанию, старший воспитатель, инструктор физкультуры, педагог-психолог, воспитатели.

Март 3-я неделя

Тематическая встреча «Рациональное питание ребенка дошкольного возраста». Тематические газеты «Тайны витаминов»,» И вкусно, и полезно», «Мы - то, что мы едим».

Внутригрупповое сравнение показателей физической подготовленности детей 5-6 лет (табл. 2.6.) доказывает достоверное улучшение развития функции равновесия, динамической силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса, статической силы и силовой выносливости мышц спины, силы мышц нижних конечностей и гибкости в процессе эксперимента.

Таблица 2.6. Внутригрупповое сравнение показателей физической подготовленности детей 5-6 лет (n = 50) в процессе эксперимента

Показатели, единицы измерения

До начала эксперимента (Х±о)

После эксперимента (Х± о)

t расч.

Р

Равновесие, с

5,8+1,7

9,8+1,3

4,36

< 0,05

Сгибание туловища за 30 с, раз

6,0±1,6

10,2±1,9

4,48

< 0,05

Разгибание туловища, с

18,8+8,6

31,8±11,2

6,11

< 0,05

Прыжок в длину, см

80,9±14,3

102,6±18,9

5,87

< 0,05

Наклон вперед, см

2,31±1,5

5,4±1,9

2,63

< 0,05


Комплексное обследование детей проводилось в начале (сентябрь) и конце учебного года (май). Общее количество детей с нарушениями осанки снизилось незначительно - на 30% (15 чел). За указанный период удалось ликвидировать такие виды нарушений осанки как, плоская спина, вялая осанка, сутуловатость. Другие виды нарушений осанки скорректировать не удалось, так как это требует более длительного времени. Количество детей с деформацией стоп уменьшилось на 40% (20 чел.). За указанный период удалось сформировать своды стоп у десяти детей, имеющих незначительное уплощение.

Таблица 2.7. Сравнительные результаты глубины шейного и поясничного изгиба позвоночника

До эксперимента

После эксперимента

Изгибы

Шейный

Поясничный

Длина

Шейный

Поясн.

Длина

изгиб

изгиб

позвоночника

изгиб

изгиб

Позвон.

Эксперим.

3,84

2,64

44,1

2,68

1,61

46,8

± 0,03

± 0,03

± 0,02

± 0,02

± 0,02

± 0,01

Контрольная

3,91

2,63

45,1

3,02 ±0,03

1,82

46,8 ±0,02

± 0,02

±0,03

± 0,03

± 0,04

Представленные в таблице 2.7 измерения до и после эксперимента позволяют увидеть значительное улучшение при разных отклонениях в нарушении осанки, в экспериментальной группе.

В то же время итоговое тестирование физической подготовленности детей показало существенное улучшение результатов выполнения контрольных упражнений, отражающих уровень развития двигательных качеств, взаимосвязанных с состоянием осанки.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о позитивном влиянии разработанных педагогических условий на динамику показателей физической подготовленности детей 6-8 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптивная физкультура и спорт призваны, формировать у инвалида жизненно и профессионально необходимые двигательные умения, и навыки, совершенствовать психические и личностные качества, способствовать обретению самостоятельности, социальной, бытовой и психологической независимости, повысить уровень качества жизни.

Право на занятие спортом является неотъемлемым элементом права на развитие физического и психического здоровья. Этим правом, равно как и другими правами человека, определенными Конституцией РФ, должны иметь возможность пользоваться все без исключения, – отметила Ирина Синцова, начиная работу круглого стола. – Важно, что для людей с инвалидностью спорт и занятие физкультурой — это еще и шаг к реабилитации и расширению контактов с окружающим миром.


В работе рассмотрены методы адаптивной физкультуры в учебном процессе. Рассмотренная методика направлена на формирование правильной осанки у детей.

Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличии от лечебной физической культуры. Если ЛФК это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура - это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.н. адаптивный спорт).

Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими - «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».

Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности. Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонава, О.П. Панфилов, В.В. Борисова / под ред. О.П. Панфилова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
  • Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М.: Советский спорт, 2011.
  • Беркутова И. Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. – 2018. – №2 (34).
  • Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура: Краткий энцикл. слов. – М.: Флинта: Наука, 2013.
  • Дулькина Г.И. Физические упражнения при заболеваниях позвоночника и нарушениях осанки: учеб.-метод. пособие / Г.И. Дулькина [и др.] под ред. Е.К. Кулинковича. – Минск: БГЭУ, 2018.
  • Магомедов Р Р. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учебное пособие для студентов ВПО / Р.Р. Магомедов, А. Б. Бгуашев. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
  • Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2016 г. / Под ред. В. А. Бронникова, А. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск., 2016.
  • Полякова Т.Д. Упражнения – ведущий естественно-биологический фактор реабилитации и оздоровления // Вестник спортивной Беларуси. – Гродно Спецвыпуск, 2015.
  • Попов С. Н. Лечебная физическая культура.: Изд-во Академия. – 2017.
  • Третьякова Н. В. Лечебная физическая культура и массаж. – Екатеринбург.: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. – 2013.
  • Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013.
  • Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013.
  • Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2012.
  • Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013.
  • Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2012. №6.
  • Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Текст] // http://www.rossportschool.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=80&Itemid=79 (Дата обращения: 17.12.2018)
  • Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) [Текст] / Евсеев С.П. // Адаптивная физическая культура. №1, 2014 - http://www.bmsi.ru/issue/492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02e (Дата обращения: 15.12.2018)
  • Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры [Текст] / Евстафьев Б.В. / Материалы к лекциям. – Л.: ВИФК, 2015. - №5.
  • Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. №6.
  • Малофеев Н.Н., Маркович М.М., Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. 2016. №6.
  • Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
  • Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 Т. Т.1./ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева [Текст] – М.: Сов. спорт, 2015
  • Шатров Д.В. О возможностях развития морально-нравственной сферы личности детей дошкольного возраста // Интегративный подход в психологии (новые исследования): Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.