Файл: Адаптивная физическая культура (Предпосылки развития адаптивной физической культуры).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предпосылки развития адаптивной физической культуры
1.2. Условия применения средств адаптивной физкультуры
1.3. Особенности применения упражнений адаптивной физкультуры в образовательный процесс
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Методика коррекционных упражнений на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн. граждан, имеющих инвалидность. Среди них около 1,4 млн. человек входят в I группу инвалидности, 5,5 млн. - во II группу, 4,5 млн. человек отнесены к III группе[1]. Такая тенденция зависит от множества факторов: состояния здоровья общества, социально-экономического развития, здравоохранения, и, в Российской Федерации эти факторы имеют негативную направленность, которая определяет уровень инвалидизации в обществе.
Как известно, успешная адаптация инвалидов в обществе - одна из важнейших задач социальной политики в России. Зарубежный и отечественный опты показал, что наиболее действенный метод, как физической, так и социальной адаптации, - это физическая культура и спорт. Однако, если в зарубежных странах физическая активность популярна среди инвалидов очень давно, то в России не рассматривали физическую активность и спорт как эффективный способ адаптации инвалидов. Зарубежные страны используют спорт с целью отдыха, общения, развлечения и для приобретения хорошей физической формы, а также еще в 50-60е гг. обратили внимание на потенциал инвалидов и их возможности в спорте.
В России только в 90-е гг. произошли серьезные изменения в отношении общества к инвалидам.
В современных условиях дети все чаще проводят время за компьютерными играми, что значительным образом ограничивает их двигательную активность. Адаптивная двигательная рекреация, реабилитация, физическое воспитание и другие известные виды адаптивной физической культуры решают задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе рекреационной деятельности, которая предусматривает общение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни. Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, основным направлением которого является достижение наивысших результатов и формирование двигательной активности как биологического, психического и социального факторов воздействия, как на организм, так и на личность человека.
В настоящее время все наибольшую популярность и распространение получил спорт высших достижений, а именно паралимпийское и сурдлимпийское направления спорта инвалидов, растущее число участников и участие России в крупнейших международных спортивных соревнованиях показывает, что адаптивный спорт получает все больше признания в мире и является фактором успешной социальной адаптации инвалидов.
Исследованию проблем адаптивной физической культуры посвящены работы Л.В. Сунгатовой, У.А. Марченковой, которые в своей статье выделяют факторы влияния спорта на социализацию инвалидов, их вовлечение в спорт как процесс адаптации в обществе[2].
Работа С.П. Евсеева характеризует основные концепции развития адаптивной физической культуры, ее направления, а также влияние на удовлетворение как биологических, так и социальных потребностей человека с ограниченными возможностями здоровья[3].
Следует отметить работу О.Н. Никифорова и Д.Е. Никифоровой, которые в своей работе рассматривают перспективу развития адаптивного спорта в России, а также отмечают ряд проблем, препятствующих успешному развитию инвалидного спорта[4]. Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерни выделяют основные функции адаптивного спорта, а также рассматривают адаптивный спорт не только как многофункциональное явление культуры, но и как вид и результат деятельности[5].
Объект исследования: адаптивная физическая культура.
Предмет исследования: методические особенности адаптивной физической культуры.
Цель исследования состоит в изучении особенностей адаптивной физической культуры и сферы ее применения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности развития адаптивной физической культуры;
- выявить педагогические условия, способствующие формированию физических навыков, посредством адаптивной физической культуры;
- рассмотреть возможности развития адаптивной физкультуры в современном образовательном процессе.
Гипотеза исследования: мы считаем, что, системное включение физических упражнений адаптивной физической культуры в основную часть урока физической культуры, поможет скорректировать имеющиеся нарушения и предотвратить появление новых дефектов у школьников.
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по рассматриваемой проблеме.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предпосылки развития адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура является активно развивающейся сферой социальной практики, ее элементы давно проникают в различные области общественной жизни и выступают в виде таких направлений как адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, а также физическая реабилитация людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Однако, помимо очевидного прямого участия в процессах реабилитации, социализации, повышения уровня качества жизни инвалидов, на сегодняшний день адаптивная физическая культура меняет отношение общества к физической культуре в целом и к данной категории граждан. Одним из основных направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт.
Лечебная гимнастика является основной формой лечебной физкультуры. Лечебная гимнастика заключается в применении специальных и общеразвивающих упражнений, сочетающихся с дыхательной гимнастикой, которая положительно воздействует на нервную систему пациента, способствует эмоциональной разгрузке, помогает справиться со стрессом[6].
Механотерапия - физические упражнения на специальных снарядах и тренажерах. Данный метод применяется при стойких двигательных нарушениях и имеет своей целью упрощение движений и повышение подвижности в суставах, а также укрепление отдельных групп мышц.
Лечебная дозированная ходьба используется как форма закрепляющей двигательной активности, которая позволяет сформировать устойчивость походки и нормализовать координацию движений. Дозированное восхождение, или терренкур - разновидность ходьбы, по специально разработанному маршруту с обязательными подъемами и спусками. Особое внимание следует уделить гидрокинезотерапии, то есть выполнению физических упражнений в воде.
Гидрокинезотепия - это один из наиболее распространенных и эффективных способов реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей такой терапии является восстановление оптимального физического состояния путем использования активных и пассивных движений.
Физическая активность в водной среде оказывает общеукрепляющее действие на организм, снижает мышечное напряжение, увеличивает подвижность суставов, развивает мышцы и ослабляет болезненные ощущения, развивает физическую выносливость. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является комплексное использование всех перечисленных методов и форм лечебной физкультуры, что позволяет более эффективно воздействовать на организм.
Адаптивная физкультура представляет собой социальный феномен, основной целью которого является не только налаживание и укрепление социальных связей человека, который ранее имел ограниченный доступ или вообще не был включен в социальный процесс, но также и его приобщение к полноценной жизни, жизни, наполненной новым смыслом и новыми эмоциями. Таким образом, можно говорить о том, что адаптивная физкультура является, скорее, не методом лечения, а способом переключения внимания людей с ограниченными возможностями от своей болезни на общение, а также активный отдых и развлечения.
Индивидуальные физические возможности, наличие профессиональных кадров и материалов ставят различные задачи АФК, среди них:
- Коррекционно-компенсаторная работа с выявленными физическими отклонениями. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Профилактика инвалидности - проведение мер для общего улучшения состояния человека, повышая его силу и возможности, укрепляя иммунитет.
- Важность образовательных, воспитательных и развивающих задач АФК в привлечении лиц с ограниченными возможностями к занятию спортом, обучению правил поведения на соревнованиях, признанию физической активности неотъемлемой частью жизни.
- Важность психологических задач АФК обусловлена тем, что причина асоциализации некоторых людей не отклонение здоровья от нормы, а неуверенность в себе, неумение взаимодействовать с обществом и непонимание своего места в нем. Структура адаптивной физической культуры включает в себя следующие направления: адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация.
Перечисленные направления охватывают все существующие виды физкультурной деятельности людей с ограниченными возможностями, способствуют адаптации к окружающему миру в силу того, что разнообразные виды движений связаны с развитием психофизических способностей, общением, проявлением эмоций. С выделением АФК в самостоятельное реабилитационное направление назрела необходимость её социологического осмысления. Общество все больше интересуется соревнованиями, в которых участвуют спортсмены с ограниченными возможностями. Возрастает демонстрация СМИ, количество журналистов, освещающих Паралимпийские игры, эфирное время, отведенное для регулярного показа подобных соревнований.
1.2. Условия применения средств адаптивной физкультуры
Роль адаптивной физкультуры и физических упражнений в реабилитации детей с заболеваниями трудно переоценить, однако применение их должно быть строго дозированным в связи с тем, что естественное развитие двигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно замедлено и ограничивающим фактором развития являются низкие функциональные возможности организма. В связи с этим интерес для нас представляет исследование, проведенное Беркутовой И. Ю., где автор ставит перед собой задачу определения адекватных физических нагрузок с учетом функциональных возможностей организма. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу, что такие виды физической нагрузки как ходьба на беговой дорожке и выполнение гимнастических упражнений являются нагрузочными и должны применяться в первой половине занятия по физической реабилитации, а ходьба на третбане, являясь самым нагрузочным упражнением, должна применяться только в начале занятия по физической реабилитации[7].
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, очень чувствительны к изменению объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в связи с чем, при организации реабилитационных мероприятий их необходимо строго контролировать. Примечательно, что автором исследования сделаны выводы, что во время занятия необходимо следить за настроением ребёнка и не допускать чрезмерных эмоций, которые могут возникать у детей (безудержный хохот или продолжительный плач), так как они негативно могут отразиться на общем физическом состоянии организма.
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, сделаем вывод о том, что при реализации мероприятий лечебной физкультуры необходимо учитывать индивидуальный подход в работе с клиентом и на начальных этапах работы использовать индивидуальную форму работы, подразумевающую взаимодействие пациента и специалиста.
Групповые же формы оздоровительной адаптивной физкультуры, такие как массовые спортивные мероприятия, спортивные игры, ближний туризм применимы в период заключительного этапа выздоровления пациента и должны использоваться не столько с лечебной и реабилитационной целью, сколько с профилактической[8].
Лечебная гимнастика является основной формой адаптивной физкультуры. Лечебная гимнастика заключается в применении специальных и общеразвивающих упражнений, сочетающихся с дыхательной гимнастикой, которая положительно воздействует на нервную систему пациента, способствует эмоциональной разгрузке, помогает справиться со стрессом.