Файл: Понятие, сущность и функции конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой указанной методики является сравнительный анализ предприятия и конкурентов с использованием следующих факторов: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. 4Р (приложение 1).

Таблица 1

Контрольный лист SWOT- анализа

п/п

показатели

оценка

1

2

3

4

5

Финансы

1

Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам)

2

Инвестиционный рейтинг

3

Доход на активы

4

Норма прибыли

5

Доход на вложенный капитал

Производство

1

Использование оборудования

2

Производственные мощности/ пропускная способность оборудования

3

Численность работников

4

Системы контроля качества

5

Совокупная факторная производительность

6

Возможности расширения производства/ расширения зон обслуживания

7

Возраст технологического оборудования

Организация и управление

1

Численность инженерно-технологического и управленческого персонала

2

Скорость реакции управления на изменения во внешней среде

3

Четкость разделения полномочий и функций

4

Тип организационной структуры управления

5

Качество используемой в управлении информации

Маркетинг

1

Доля рынка

2

Репутация фирмы

3

Престиж торговой марки

4

Расходы по стимулированию сбыта

5

Численность сбытового персонала

6

Ценовая политика/ уровень цен

7

Организационные и технические средства для сбыта

8

Уровень/ качество обслуживания

9

Число клиентов

10

Качество поступающей информации о рынке

Кадровый состав

1

Уровень квалификации производственного персонала

2

Расходы по подготовке и переподготовке персонала

3

Уровень подготовки сбытового персонала в технической области

Технология

1

Применяемые стандарты и степень их совместимости

2

Новые продукты

3

Расходы на НИОКР


Таблица представлена листом оценки конкурентоспособности с применением методики 4Р.

Данный метод имеет определенный недостаток, который заключается в оценке факторов конкурентоспособности экспертами. В ходе оценки не исключена личная симпатия к товару или услуге, самочувствие и положение собственных дел.

Такой же недостаток имеет и метод оценки конкурентоспособности посредством составления функциональных карт. Указанный метод основывается на сочетании метода «4Р» с сегментацией рынка.

Эксперты оценивают отдельные факторы конкурентоспособности, учитывая их значимость для потребителя на основных рыночных сегментах.

Основные преимущества рассматриваемого метода заключаются в следующем: уточнении сегмента рынка, который будет являться целевым; определении приоритетов в ходе разработки плана по повышению конкурентоспособности предприятия; определении параметров товара, которые необходимо улучшить.

По мнению Р. А. Фатхутдинова, стоит рассматривать конкурентоспособность предприятия, учитывая весомость товаров и рынка, на которых осуществляется их реализация.

В промышленно развитых странах (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость равна 1,0 , для остальных стран 0,7 , для внутреннего рынка 0,5;

Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, определяется по формуле (1.1):

Kij = (Еij / Ел.о.) К1 · К2 · К n , (1.1)

где Еij – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта / денежная единица;

Ел.о – эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке;

К1, К2, К n - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Методика Р. А. Фатхутдинова Р.А. также имеет определенные недостатки. Стоит рассмотреть их на конкретном примере. Предприятие близится к стадии развала, но имеет один или несколько конкурентоспособных товаров. Наглядными тому примером могут являться предприятия ВПК, которые используют наработки советских времен. Устранить указанный недостаток можно с учетом конкурентного потенциала предприятия. В рассматриваемом случае конкурентоспособность предприятия можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность организации = Конкурентоспособность товаров + Конкурентный потенциал организации.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя целый комплекс экономических характеристик, которые определяют положение компании на рынке. На уровень конкурентоспособности предприятия оказывают влияние следующие факторы: уровень и количество предоставляемых услуг, ценовая политика, товарный ассортимент, степень ее организационного совершенства и другие факторы.


Анализируя работы по рассматриваемой проблеме, удалось выделить несколько основных методических подходов к оценке конкурентоспособности организации, которые были разработаны как отечественными, так и зарубежными учеными. К ним относят: количественные методы - методы оценки по доле рынка, конкурентоспособности продукции, показателям состояния предприятия, индексный метод и др.; качественные методы, такие как метод Мак Кинзи 7S, SWOT analysis, метод Boston Consulting Group и др; смешанные методы, например, метод SPACE (оценка стратегических позиций предприятия), метод General Electric и др.

Вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности предприятий, особенно в сфере услуг (в частности ресторанных услуг), нуждаются в дополнительном изучении.

Глава 2. Оценка управления конкурентоспособностью на рынке фарминдустрии

2.1.Экономико-организационная характеристика ООО «Аптеки России»

Рассматриваемое нами предприятие ООО «Аптеки России» находится в Ленинградской области. ООО «Аптеки России» было создано в 2002 году и производит свою деятельность на основании Устава.

Свою деятельность предприятие ведет в соответствии Гражданским Кодексом Российской Федерации, также в соответствии с другими законодательными актами РФ. Предприятие ООО «Аптеки России» является коммерческим и осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозрасчета и самоокупаемости.

Основной целью создания данного предприятия является получение прибыли.

Предприятие направило свою деятельность на производство и реализацию биологически активных добавок (БАД).

Учредитель и директор является одним лицом на предприятии ООО «Аптеки России», которое является субъектом малого предпринимательства.

Являясь коммерческим предприятием, у ООО есть возможность перехода на упрощенную форму налогообложения.

Уставной капитал - 12000 рублей.

Устав предприятия ООО «Аптеки России» содержит в себе:

  • наименование предприятия,
  • сведения о месте нахождения,
  • сведения об управлении деятельностью,
  • размер уставного капитала,
  • права и обязанности сотрудников предприятия,
  • порядок и последствия выхода участника из общества,
  • ведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале к другому лицу,
  • сведения о порядке хранения документов.
  • порядок предоставления обществом информации другим лицам.

Таблица 1

Характеристика ресурсного потенциала ООО «Аптеки России»(среднегодовые показатели)

Наименование показателей

2015 год

2016 год

2016 год в % к 2015 году

1

2

3

4

Кол-во работников, чел.

10

11

110

Основные фонды, тыс. руб.

3351

3167

96

Оборотные средства, тыс. руб.

1168

1260

108

Авансировый и собственный капитал, тыс. руб.

4519

4427

98

Налогообложение

24

27

112

Делая анализ таблице 1, можно сказать, что на предприятии ООО «Аптеки России» наблюдается определенная динамика развития отдельных элементов ресурсного потенциала. Данное положение лежит в основе проектирования масштаба деятельности и возможных перспективах развития предприятия. Так:

  • Численность работников выросла.
  • Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 184 тыс. руб. (96%), это произошло за счет амортизации и не обновления основных фондов.
  • Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 92 тыс. рублей ( 108%).

Основные количественные и качественные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия представлены в (таблице 2).

Таблица 2.

Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Аптеки России»

Показатели

2015

2016

2016/2015

1

2

3

4

Выручка (нетто), тыс. руб.

10328

11360

110

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

7944

8541

108

Прибыль (убыток) от продажи товаров в сумме, тыс. руб.

2384

2819

118

Прочие доходы, тыс. руб.

-

-

-

Прочие расходы, тыс. руб.

2335

2768

119

Бухгалтерская прибыль (до налогообложения), тыс. руб.

49

51

104

Налог на прибыль

24

20

4

Чистая прибыль (убыток) в сумме, тыс. руб.

- в % к собственному капиталу

250, 9

240, 8

9688


Анализируя данные таблицы 2, делаем вывод:

чистая прибыль сократилась на 1000 рублей и составила 96% к базовому году (из-за роста цен на материалы);

себестоимость продукции возросла на 597 тыс. рублей (108%);

Издержкоемкость составила 99% (следовательно, прибыль еле покрывает издержки).

Рентабельность продаж возросла на 2%.

Обобщающая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, составим таблицу 3.

Таблица 3.

Общая оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовой независимости.

Показатели

2015

2015

2016/2015

Показатель эффективности использования производственного потенциала предприятия

1,77

1,93

109

Показатель эффективности финансовой дея­тельности предприятия

0,41

0,48

117

Показатель оценки трудовой деятельности

7,82

7,77

99

Интегральный показатель экономической эф­фективности хозяйственной деятельности

5,67

7,20

123

Коэффициент концентрации собственного ка­питала (СК : АК)

0,61

0,63

103

Коэффициент финансовой независимости (ЗК: СК)

0,63

0,58

92

Расчеты в таблице производим следующим образом.

1. Показатель эффективности (Э1) (производственный потенциал в тыс.руб.):

Э1= В / (ФЗП + ОС + ОФ)

где

В – выручка,

ФЗП - фонд заработной платы,

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов,

2. Показатель эффективности финансовой (в тыс.руб.) (Э2):

Э2= П/ (ФЗП +ОС + ОФ)

где

П - прибыль,

ФЗП - фонд заработной платы,

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.

Показатель оценки трудовой деятельности (в тыс.руб.) - (Э3):

Э3 =

Где

В – выручка,

ФЗП - фонд заработной платы.

3. Интегральный показатель (эконом. эффективности хоз. деятельности) (в тыс.руб.) - (Э4):

Э4 = Э1Э2Э3

где

АК - авансированный капитал.