Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкурентных стратегий фирм на внутреннем или мировом рынках
1.1. Понятие, сущность и функции конкуренции
1.2. Характеристика конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках
1.3. Методы комплексной оценки конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках
Глава 2. Оценка управления конкурентоспособностью на рынке фарминдустрии
2.1.Экономико-организационная характеристика ООО «Аптеки России»
2.2. Анализ управления конкурентоспособностью ООО «Аптеки России»
2.3 Разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций ООО «Аптеки России»
СК - собственный капитал.
ЗК - заемный капитал.
ЗК =АК-СК.
Анализ финансового состояния предприятия проводят с помощью горизонтального и вертикального анализа бух. баланса предприятия (табл. 4, приложение 2).
По данным сделаем такие выводы:
- Общая сумма активов уменьшилась на 92 тыс. рублей.
- Сумма обязательств незначительно уменьшилась.
- Уменьшилась стоимость основных средств.
- Запасы увеличились.
- Сумма оборотных активов предприятия увеличилась на 92 тыс. рублей. (за счет увеличения запасов и денежных средств).
- Кредиторская задолженность уменьшилась на 116 тыс. рублей или на 7% (за счет задолженностей поставщикам).
- Предприятию не удалось найти дополнительные источники финансирования.
На основании полученных результатов руководитель должен сделать следующие выводы:
- усилить контроля над издержками предприятия,
- не допускать в следующем году снижения доли операционной прибыли в выручке,
- сделать подробный анализ состава основных средств предприятия с целью принятия решения об их обновлении.
2.2. Анализ управления конкурентоспособностью ООО «Аптеки России»
При оценивании конкурентоспособности ООО «Аптеки России» мы используем характеристики организаций с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (занимающие наилучшие позиции на фармакологическом рынке). Это необходимо, чтобы определить все характеристики, которые являются преимущественными перед конкурентами.
Благодаря развитию российской рыночной экономики значительно выросло влияние конкуренции на развитие и процветание фирм.
Согласно исследованиям маркетологов, современная конкуренция стала более изощренной и жестокой. Поэтому для процветания и нормальной работы любого предприятия необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Для анализа продаж продукции ООО «Аптеки России» Чтобы описать среднестатистического потребителя БАД было проведено анкетирование среди покупателей БАД, который длился 2 месяца. Его проводили в аптеках города и опросили 1830 респондентов.
Было определено, что к сильным сторонам конкуренции можно отнести то, что фирмы в области фармакологии очень быстро совершенствуют продукцию, а так же интенсивно расширяют уже существующий ассортимент. К слабой стороне можно отнести то, что цены на БАДы очень высоки и многие жители России не могут позволить их приобретение. Так же к слабой стороне можно отнести повышение цен на горючее и технический ремонт транспорта, и, следовательно, повышается цена на транспортировку.
Особое внимание заслуживает конкуренция в фармакологическом бизнесе. Самыми серьезными и значительными конкурентами для ООО «Аптеки России» являются, предприятия - изготовители:
ЗАО «БАД-Натур»
ИП Мамедов.
Рассмотрим их характеристики:
«Вес» (внешние преимущества)
1. 0,10 - (ассортиментная широта)
2. 0,15 – (ценовой уровень)
3. 0,15 – (опытность на данном направлении рынка)
4. 0,10 – (предпродажные «замеры»)
5. 0,10 – (время, потраченное на выполнения заказа)
6. 0,15 –(качество продукции)
7. 0,10- (сервис во время продажи и после нее)
8. 0,05 - (гарантия)
9. 0,05 – (месторасположение)
10. 0,05- (отношения к клиентам)
Сразу видно преимущество ЗАО «БАД-Натур» - это ценовая политика (низкие цены). Недостаток - низкая мобильность, т. е. более медленное внедрение новинок в производство.
Для ИП Мамедов не достатком является низкий ассортимент продукции.
У предприятия ООО «Аптеки России» в отличии от конкурентов можно увидеть высокую мобильность.
Проведенный анкетный опрос среди 100 покупателей ООО «Аптеки России» показал следующее (табл.4).
Таблица 4
Результаты опроса клиентов ООО «Стройпанорама»
№ |
Преимущество |
удовлетворен |
||
полностью |
частично |
Не удв. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Широта ассортимента |
78 |
20 |
2 |
2 |
Уровень цен |
85 |
15 |
0 |
3 |
Опыт работы на рынке |
81 |
7 |
2 |
4 |
Сроки выполнения заказа |
97 |
2 |
1 |
5 |
Качество изготовленной продукции |
96 |
3 |
1 |
6 |
Качество сервиса в момент продажи и после |
91 |
8 |
1 |
7 |
Послепродажное обслуживание (гарантия) |
92 |
6 |
2 |
8 |
Удобное месторасположение фирмы |
69 |
24 |
7 |
9 |
Вежливое отношение с клиентами |
89 |
9 |
2 |
Результаты, которые мы получили при расчете интегрального показателя конкурентоспособности, были занесены в таблицу 5.
Таблица 5
Сравнительная оценка конкурентов ООО «Аптеки России».
Ключевой фактор |
Удельный вес фактора, % |
ООО «Аптеки России», балл |
ЗАО «БАД-Натур» |
ИП Мамедов |
Ассортиментная политика |
22 |
7 |
9 |
7 |
Ценовая политика |
20 |
6 |
10 |
8 |
Политика стимулирования продаж |
15 |
7 |
7 |
6 |
Работа с каталогами |
14 |
8 |
7 |
6 |
Квалификация техников-фармацевтов |
18 |
8 |
10 |
9 |
Репутация |
11 |
7 |
9 |
7 |
Итого: |
100 |
43 |
52 |
43 |
Показатели исследования показали, что самым значительным является ценовая политика.
Основным конкурентом для ООО «Аптеки России» является ЗАО «БАД-Натур», сильными сторонами которого является:
- ценовая политика,
- ассортимент,
- квалификация сотрудников,
- имидж и репутация.
ИП Мамедова, перед ООО «Аптеки России» проигрывает, по ценам и ассортименту.
При сравнении показателей за 2016 году (на 1 торговую точку в месяц) показатели занесены на рисунке 4. Рисунок показывает, что ООО «Аптеки России» превосходит конкурентов по многим удельным показателям. Данное наблюдение говорит о более высокой эффективности исследуемого нами предприятия.
Исследования показывают, что система маркетинга в фирме работает не в полном объеме, она характеризуется только наличием менеджерами по рекламе и продажам. Причем интенсивность размещения рекламы низкая, что характеризуется недостатком денежных средств.
Таблица 6
SWOT- анализ
Возможности |
Угрозы |
дальнейшее развитие на рынке фармокологии; прием на работу менеджеров по продажам; оказание сопутствующих услуг; расширение ассортимента; повышение качества оказываемых услуг; стимулирование сбыта; привлечение менеджера – маркетолога. |
увеличение налогового бремени; рост инфляции; появление новых конкурентов; укрепление позиций существующих конкурентов; внешние обязательства превышают текущие активы. |
Сильные стороны (конкурентные преимущества) |
Слабые стороны |
большой опыт на рынке; базовый ассортимент продукции; профессионализм персонала; минимальные сроки предоставления услуг; постоянная клиентура (75%); низкий уровень цен |
низкий уровень известности фирмы (отсутствие интенсивной рекламы); продукция и услуги фирмы не выделяются среди конкурентов (в структуре покупателей 75% постоянные, 25% новые); отсутствие дополнительных торговых точек в деловой части города с хорошей транспортной развязкой и высокой интенсивностью людского потока; низкий уровень стимулирования сбыта (отсутствие гибкой системы); низкий уровень финансовой платежеспособности. |
Практически все конкурирующие предприятия предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т.д.
Рисунок 4. Сравнение основных показателей
Поскольку показатель конкурентоспособности является относительным, то он может быть определен только в результате сравнения с аптеками-конкурентами.
Анализ цен на БАД сравниваемых производителей показал, что цены ООО «Фарм-Сити» значительно выше цен на аналогичные товары у конкурентов: на 12,5% выше, чем в ЗАО «БАД-Натур» и на 6,4% выше, чем у ИП Мамедова (рис.4).
Рисунок 4. Диаграмма. Показатели конкурентоспособности ООО «Аптеки России», ЗАО «БАД-Натур» и ИП Мамедова.
Из рисунка видно, что среди анализируемых предприятий идеального нет. Анализируемые предприятия наряду с преимуществами имеют недостатки в организации производства.
2.3 Разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций ООО «Аптеки России»
Для укрепления позиций на рынке фармакологии, и достижения конкурентоспособности, ООО «Аптеки России» необходимо взять курс на повышении производственных мощностей и их эффективность. Рассмотреть все возможности удовлетворения потребностей населения в БАДах.
А для этого необходимо сделать все, что необходимо сделать для повышения качества продукции. Именно качество продукции делает любое предприятие конкурентоспособным на современном рынке фармакологии.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Исследуемому предприятию ООО «Аптеки России» можно рекомендовать следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности:
1. оптимизацию ассортимента: выпуск продукции, дифференцированной по своим потребительским характеристикам, внешнему виду, качеству; моделирование рационального ассортимента, использование товарной диверсификации и вертикальной интеграции. В качестве критерия конкурентоспособности применительно к ассортименту продукции предлагается рассматривать способность предприятия к реагированию на потребности рынка;
2. снижение затрат на производство продукции за счет технического перевооружения предприятия, использования стратегии связанной диверсификации, увеличения объемов выработки, повышения амортизационных отчислений путем использования лизинговых схем, проведения логистического аудита, ликвидации нерентабельных производств;
3. экономическое стимулирование работников, предусматривающее индивидуализацию оплаты труда; использование гибких (бестарифных) ее систем; выплату вознаграждений по итогам года с учетом динамики интегральных показателей конкурентоспособности, закрепленное Положением о материальном стимулировании работников;
4. формирование и поддержание имиджа предприятия, благодаря интегрированным маркетинговым коммуникациям, IT-технологиям. Определяющая роль в создании благоприятного образа предприятий отводится презентациям, выставкам.
5. повысить квалификацию персонала, отправив его на дополнительное обучение. Повысить мотивацию сотрудников, выплачивая дополнительно % от продаж.
6. в ближайшее время начать производство элитной продукции.
7. за счет наценки на элиту снизить наценку на дешевые БАД постоянного спроса.
Заключение
В ходе проделанной работы были проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, дана характеристика сущности и функциям конкуренции, изучены основные виды рыночной конкуренции и их особенности, рассмотрены основные аспекты правового регулирования конкуренции в России. Дана общая характеристика деятельности ООО «Аптеки России» с анализом финансово-экономического состояния предприятия, основных конкурентов помогли дать оценку конкурентных преимуществ ООО «Аптеки России» и разработать рекомендации по укреплению конкурентных позиций предприятия.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в современной экономике основной составляющей успешности предпринимательства в сфере фармацевтического бизнеса является выявление и удовлетворение запросов потребителей. Маркетинговые исследования их предпочтений служат инструментом для реализации стремления любого предприятия сделать из потенциального покупателя своего постоянного клиента. Постоянное внимание к потребителю, понимание всех оттенков его желаний и настроений - основной принцип предприятия, работающего на перспективу. Подобное внимание к потребителям оборачивается повторными покупками, увеличением круга постоянных клиентов и наилучшей формой рекламы - рекламы из уст в уста, от одних потребителей к другим. Платить за такую рекламу уже никому не нужно.