Файл: Понятие, сущность и функции конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересной работой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней автор выразил основную роль конкуренции, воплотив её действие в принципе «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется невидимой рукой провидения в интересах достижения наибольшего блага для всех. Смит впервые установил, что конкуренция есть благо для общества в целом, поскольку приводит к более эффективному распределению ресурсов и их использованию.

1.2. Характеристика конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках

Сложившиеся на сегодняшний день в России общественно-экономические условия воплощают в жизнь новые реалии и понятия, которые представляют собой основу деятельности российских предпринимателей. К таким условиям можно отнести: конкуренцию, конкурентоспособность и процесс ее повышения, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продукции, а также норму прибыли. В связи с этим приоритетным направлением является умение применять новые современные подходы к управлению предприятием. Необходимо совершенствовать менеджмент, внедрять комплексное управление не только предприятием, но и ресурсной базой, а также повышать конкурентоспособность фирмы [6].

Динамика и приспособление предприятия к условиям рыночной конкуренции характеризуется конкурентоспособностью предприятия.

Ключевое понятие предпринимательской организации – конкурентоспособность. Указанное понятие является разносторонним и может распространяться на многие составляющие деятельности организации: товар, его качество, технологии производства. Кроме того, научная литература использует понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Если рассматривать структуру понятия, можно сказать, что конкурентоспособность того или иного объекта складывается из конкурентоспособности все его элементов и их организованности. [7].

Совершенная конкуренция является соперничеством много­численных производителей, которые создают примерно одина­ковые объемы идентичной продукции (рис.2).


Рисунок 2. Основные черты конкуренции

Совершенная конкуренция представлена таким состоянием рынка, рынка, при котором наблюдается наличие большого числа покупателей и продавцов (производителей). При этом каждый из них должен занимать относительно малую долю на рынке и вправе диктовать условия продажи и покупки товаров. Кроме того, необходимо обладать доступной информацией о ценах, их динамике, покупателях и продавцах не только в определенном месте, но и в других городах и регионах. Рынок совершенной конкуренции отличается отсутствием власти товаропроизводителя над рынком и установлением цен посредством функции спроса и предложения (рис.3).

Методы конкурентной борьбы. На данном этапе времени широко применяются силовые методы конкурентной борьбы. К ним можно отнести следующие экономические методы: лише­ние конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и другие. Зачастую, могут применяться методы прямого насилия, к которым относят: шпионаж, убийства, поджоги, государственный переворот и не только.

конкуренция

По степени свободы

По методам осуществления

По отраслевой принадлежности

несовершенная

совершенная

внутриотраслевая

неценовая

ценовая

межотраслевая

Рисунок 3. Виды конкуренции

Стоит также отметить наличие ценовых методов конкурентной борьбы, которые применяются практически во всех странах мира. Они заключаются в применении монопольно высоких и монопольно низких цен, а также методе ценовой дискриминации (различие цен по регионам, демпинг).

Также существуют методы неценовой конкурентной борьбы. Они представлены двумя основными группами: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж [2].

Конкуренция по продукту заключается в стремлении захватить часть отраслевого рынка конкурента посредством выпуска товаров нового ассортимента и качества, сохраняя примерно одну и ту же цену.

Конкуренция по условиям продаж представлена использованием многочисленных средств, которые позволяют привлечь покупателей к товарам. Данный вид конкуренции включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы (скидки) при покупке для посто­янных покупателей.

Основной задачей любого предприятия (компании) является улучшение ее показателей для усиления имеющихся преимуществ. Например, наиболее эффективным методом является эксплуатация произведенных мощностей либо организации более гибкого обслуживания клиентов. В таком случае конкурентам будет сложно обойти предприятие, так как возникнет необходимость улучшения собственных показателей. У многих компаний-конкурентов не хватает сил на указанные действия. Для удержания конкурентного преимущества требуется расширить его источники, усовершенствовать их, а также перейти к преимуществам более высокого порядка [13].


Современные экономические условия являются временем для новых технологий в производстве и управлении. Высокая конкуренция, глобализация мировой экономики, постоянно меняющиеся условия внешней среды, системный подход к управлению – все эти факторы ставят перед менеджментом все новые задачи.

На этапах своего развития предприятие может столкнуться с проблемами роста. Симптомы указанных проблем представлены усложнением информационных, материальных и других потоков на предприятии, ухудшением финансового состояния компании, снижением общей организованности, сбоями в основных бизнес-процессах компании.

В связи с этим можно выделить очередную характеристику состояния предприятия, которая представлена управляемостью бизнеса.

Для решения указанных проблем необходимо использовать различные управленческие методики, которые предложены отечественными и иностранными консультационными организациями. При этом необходимо внедрять современные информационные технологии, которые посодействуют решению проблем по данному вопросу.

Кроме этого, необходимо согласовать и организовать интегрированное взаимодействие различных финансовых и управленческих систем, которые внедрены на предприятии; создать и внедрить в организации хранилища и библиотеки оптимальных управленческих решений, систем и средств поддержки принятия решений. Такие библиотеки и хранилища могут стать, так называемой, «генетической памятью» фирмы.

При выполнении вышеуказанных условий осуществится запуск сложных процессов самоорганизации и адаптации бизнеса в стремительно меняющихся условиях внешней и внутренней среды, обеспечится дополнительное конкурентное преимущество, а также повысится уровень управляемости и конкурентоспособности компании.

Анализ ключевых характеристик состояния предприятия и известных подходов к оценке и повышению его конкурентной способности (далее по тексту КС), позволяет сформулировать важнейшие принципы обеспечения КС:

1. Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.

2. Следует выделять различные критерии КС предприятия, учитывая горизонт планирования и управления на предприятии.

3. Основной показатель КС предприятия на оперативном уровне представлен интегральным показателем КС продукции.

4. На тактическом уровне КС предприятия обеспечивается посредством его общего финансово-хозяйственного состояния и характеризуется комплексным показателем его состояния.


5. На стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерий которой представлен ростом стоимости бизнеса.

Конкурентоспособность продукции является важным показателем КС предприятия. Это обусловлено тем, что производство и сбыт конкурентоспособной продукции способны обеспечить наличие денежного потока. Оценка КС продукции осуществляется тремя основными методами: эвристическим (экспертным), квалиметрическим, комплексным (интегральным).

КС предприятия на тактическом уровне характеризуется существующими методиками комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Стоит отметить наличие большого количества методик, которые позволяют оценить состояние предприятия. Стандартных и единых методик при этом не существует, в связи с тем, что каждая российская и иностранная консалтинговая (консультационная) компания использует собственные «уникальные» методики оценки.

1.3. Методы комплексной оценки конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках

На сегодняшний день представлены различные методики, позволяющие определить конкурентоспособность предприятия. Стоит рассмотреть наиболее известные из них. Профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером приведено следующее определение конкурентоспособности предприятия: она представлена способностью успешно оперировать на определенном рынке (регионе сбыта) в конкретный период времени посредством выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуг [27].

М.Портером было выделено пять факторов, которые, по его мнению, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность предприятия:

  • борьба с существующими конкурентами;
  • угрозы со стороны новых конкурентов;
  • возможности проведения торгов с поставщиками;
  • возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
  • угрозы со стороны альтернативной продукции и услуг (продуктов-аналогов).

Исследование М. Портера доказало существование трех основных стратегий бизнеса, посредством которых предприятия могут добиться конкурентных преимуществ:

1. Стремление быть производителем с низкими издержками производства, для выпуска продукции с наименьшей себестоимостью в определенной отрасли или сфере бизнеса.


2. Стремление к дифференциации продукции и услуг для наиболее полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, представленное более высоким уровнем цен.

3. Фокусировка внимания на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов определенного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества.

Конкурентные преимущества, по мнению М. Портера, предусматривают одновременное решение трех задач:

  • повышение качества и потребительских свойств товара;
  • снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен;
  • ориентация своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка является ослабленной.

SWOT-анализ (от англ. strenghts-weaknesses-opporrtunities-threats) представлен анализом сильных и слабых сторон, а также возможных угроз. Американская ассоциация управления (АМА) представила более систематизированную модель сравнительно анализа, основой которой являлась модель М. Портера. Она заключается в разработке контрольного листа SWOT- анализа, при заполнении которого оцениваются сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. В таблице й приведен контрольный лист для проведения SWOT- анализа.

В графах 1-5 отмечается место, которое предприятие занимает на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу.

Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

Графа 4. Уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечается ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Необходимо позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.

Графа 5. Положение тревожное. Ситуация предприятия в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.

По мнению У. Г. Зиннурова, можно сравнить SWOT- анализ со стратегическим балансом. При этом сильными сторонами будут являться активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабыми – пассивы [18].

Используя указанную методику оценки конкурентоспособности предприятия невозможно получить интегральный показатель конкурентоспособности. В связи с этим возникнут сложности при сравнении конкурентных преимуществ организации.

Методика оценки конкурентоспособности организации «4Р», в сравнении с вышерассмотренной методикой, дает количественную оценку не только по определенным факторам, но и по всей их совокупности.