Файл: «Игра как средство формирования коллектива первоклассников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры и ее психологическое содержание
1.2. Понятие и особенности коллектива первоклассников
1.3. Место и роль игры в формировании коллектива первоклассников
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по формированию коллектива первоклассников в игре
3.3. Результаты контрольной диагностики
Определено, что относительно совместной деятельности 65% участников экспериментальной и 70% участников контрольной группы формируют категорию «предпочитаемых». Подгруппу «изолированных» применительно досуговой деятельности формируют 35% участников экспериментальной группы, а также 20% участников контрольной группы. Также в контрольной группе выявлено по одному участнику, которые имеют низкий социометрический статус (5%) и высокий социометрический статус (5%) в коллективе.
Соотношение показателей представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности
В целом, можно говорить о том, что в выборке исследования диагностируются преимущественно благоприятные межличностные отношения. Участники как контрольной, так и экспериментальной групп в большинстве своем активно участвуют в жизни коллектива применительно различных аспектов межличностного взаимодействия – в рамках учебной деятельности, дружеских отношений и совместного досуга.
Статистический анализ результатов исследования с применением критерия Манна-Уитни представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты проверки достоверности различий по показателям социометрического исследования
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Деловое лидерство |
455,00 |
365,00 |
155,00 |
0,20 |
Симпатия |
431,50 |
388,50 |
178,50 |
0,55 |
Досуговая деятельность |
425,50 |
394,50 |
184,50 |
0,67 |
Как видно из представленной выше таблицы, две группы исследования на статистически достоверном уровне не различаются по показателям социометрических статусов применительно различных аспектов жизни коллектива.
Результаты диагностики с применением методики «Рукавички» представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Низкий |
2 |
10% |
1 |
5% |
Средний |
8 |
40% |
10 |
50% |
Высокий |
10 |
50% |
9 |
45% |
В ходе диагностики было определено, что 50% участников экспериментальной группы и 45% участников контрольной группы характеризуются высоким уровнем сформированности действий по согласованию. В процессе выполнения деятельности дети активно взаимодействуют, сравнивают собственные действия и координируют. Также определено, что эти дети достаточно успешно следят за реализацией принятого замысла работы.
Средние значения диагностируются у 40% участников экспериментальной группы, а также у 50% участников контрольной группы. Можно говорить о том, что дети, имеющие такой уровень согласованности достаточно успешно справились с заданием, вместе с тем, продукты их труда имеют существенные различия.
Низкий уровень имеют 10% участников экспериментальной группы, а также 5% участников контрольной группы. У детей сходства в продуктах совместной деятельности отсутствуют, дети оказываются не способными договориться, имеют место конфликты во взаимодействии.
Соотношение показателей представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию
В целом, можно говорить о том, что большинство детей характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности действий по согласованию. Результаты проверки достоверности различий с применением статистического критерия Манна-Уитни представлено на рисунке 6.
Таблица 6.
Результаты проверки достоверности различий по показателям задания «Рукавички»
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Уровень сформированности действий по согласованию |
414,00 |
406,00 |
196,00 |
0,92 |
Определено, что участники экспериментальной группы не отличаются от участников контрольной группы по показателям сформированности действий по согласованию. Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что экспериментальная и контрольная группа эквивалентны по изучаемым показателям. Можно говорить об одинаковом уровне развития коллектива в двух группах. В качестве следующего этапа исследования выступает процедура целенаправленного формирующего воздействия средствами подвижной игры для формирования более интенсивных межличностных отношений, повышения уровня сплоченности и развития коллектива первоклассников в целом. Такого рода деятельность осуществлялась в экспериментальной группе.
3.2. Содержание деятельности по формированию коллектива первоклассников в игре
Цель проекта: развитие коллектива первоклассников в подвижных игра.
Задачи проекта:
1. Организация предметно-развивающего окружения, способствующего развитию коммуникативных способностей, включающее также сотрудничество воспитанников и педагога-психолога в организации вариативных видов заданий, которые стимулируют проявление и развитие межличностных отношений каждого ребенка.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре содействуют не только развитию двигательной сферы детей, но и развитию коммуникативных способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Это обусловлено выбором определенных способов действий со снарядами, которые требуют проявления не только физических усилий, которые обуславливаются габаритами и весом инвентаря, но и определенных психологических усилий, направленных на преодоление трудностей, вызванных условиями выполнения двигательного действия.
2. Организовать личностные компоненты учебно-игровой среды путем включения психолога и ребенка в систему ролевых и межличностных отношений. Позиции субъектов образовательного процесса в учебно-игровой среде должны определяться в зависимости от индивидуальных особенностей отношения к игре, а соответственно - и к избранной роли и является основой активизирующего общения, обмена знаниями, умениями.
Используя движение как средство игрового общения, можно определить этапы формирования игрового партнерства в игре:
а) действовать одновременно и одинаково (общие движения и игровые интересы усиливают позитивные переживания);
б) действовать по очереди, небольшими подгруппами (деть учатся уступать очередь или интересную роль, согласовывать свои действия);
в) действовать в команде (в эстафетах помогать друг другу, переживать успех или неудачу команды, вместе решать проблемные ситуации, которые создаются воспитателем в игре).
3. Обеспечить развитие коммуникативных способностей при условии взаимодействия с компонентами учебно-игровой среды. Организация учебно-игровой среды предусматривает создание моментов, которые побуждают детей проявлять соответствующие нравственно-волевые качества. В содержание игр-занятий нами включались серии заданий, направленных на воспитание у детей определенных личностных качеств.
4. Побуждать детей к анализу действий сверстников и самоанализу деятельности в учебно-игровой среде. Необходимым условием обучения анализу является образец оценивания ребенка педагогом.
Теоретические основы педагогического проекта:
1. теоретические представления о творческих способностях и их развитии (работы Ю.А. Афонькиной, Д.Б. Богоявленской, Н.В. Зоткина, А.В. Никитиной и др.).
2. Теория и методика организации подвижных игр (работы В.П. Арсеньевой, А.В. Калинченко, А.М. Новиковой, Г.К. Селевко, В.Ф. Шкеля и др.).
Принципы проектирования.
Для успешной реализации программы используются следующие принципы обучения:
• принцип связи обучения с жизнью;
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает построение учебного процесс таким образом, что в результате освоения программного материала происходит переход от развития личности к саморазвитию;
• принцип сознательности и творческой активности создает условия понимания целей и задач практических занятий, сознательного и активного использования средств учебно-тренировочного процесса.
• принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных занятий, формирование знаний, умений и навыков в определённом порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующий опирается на предыдущий. При соблюдении логических связей учебный материал запоминается успешней
• принцип доступности обучения реализуется по системе «от простого к сложному»;
• принцип постепенности позволяет увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий, равномерное нарастание нагрузки в период проведения занятий.
• принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, педагог не только объясняет, как выполнить то или иное упражнение, но и показывает его выполнение в целом.
Педагогическая технология включает в себя три этапа, которые предполагают следующее:
1. Проведение цикла занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей.
2. Создание разнообразных двигательных ситуаций, включение их в режим дня, с постепенным усложнением условий, в которых осуществляется проведение.
3. Развитие коммуникативных навыков с помощью внедрения проблемных ситуаций на основе разработанных педагогических условий.
Подбирая игры для занятия, мы вносили в них усложнения, которые можно условно распределить на 5 групп:
- направленные на достижение предельного результата двигательного задания;
- направленные на преодоление эмоциональных состояний, которые негативно влияют на взаимоотношения между детьми и на их работоспособность;
- направленные на преодоление трудностей и препятствий, которые неожиданно возникают в двигательной деятельности;
- направленные на сближение детей, установления доброжелательных отношений между детьми и воспитателем.
Программа рассчитана на 15 часов, продолжительность каждого занятия – 40 минут.
Общая характеристика программы. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Содержание программы представлено в приложении 2.
3.3. Результаты контрольной диагностики
По окончании процедуры формирующего воздействия была выполнена процедура контрольной диагностики с применением диагностических средств, использованных на констатирующем этапе.
Таблица 7.
Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
"Лидеры" |
2 |
10% |
1 |
5% |
"Предпочитаемые" |
18 |
90% |
11 |
55% |
"Изолированные" |
0 |
0% |
7 |
35% |
"Отверженные" |
0 |
0% |
1 |
5% |
Определено, что на контрольном этапе исследования у 90% участников экспериментальной группы социометрический статус «предпочитаемые», тогда как в контрольной группе – у 55% участников. Высокий социометрический статус на контрольном этапе имеют 10% участников экспериментальной, а также один участник контрольной группы (5%). В экспериментальной группы не выявлено детей, имеющих низкий социометрический статус, тогда как в контрольной группе 35% детей имеют статус «изолированные», а один участник (5%) относится к категории отверженных.