Файл: «Игра как средство формирования коллектива первоклассников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры и ее психологическое содержание
1.2. Понятие и особенности коллектива первоклассников
1.3. Место и роль игры в формировании коллектива первоклассников
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по формированию коллектива первоклассников в игре
3.3. Результаты контрольной диагностики
Соотношение показателей представлено на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности
Таблица 8.
Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
"Лидеры" |
3 |
15% |
2 |
10% |
"Предпочитаемые" |
16 |
80% |
7 |
35% |
"Изолированные" |
1 |
5% |
9 |
45% |
"Отверженные" |
0 |
0% |
2 |
10% |
Определено, что высокий социометрический статус имеют 15% участников экспериментальной, а также 10% участников контрольной группы. Категорию предпочитаемых составляют 80% участников экспериментальной, а также 35% участников контрольной группы. Низкий социометрический статус имеет один участник экспериментальной (5%), а также 45% участников контрольной группы. Категорию «отверженных» составляют 10% участников контрольной группы.
Рис. 6. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии
Применительно отношения детей к сверстникам применительно досуговой деятельности показатели представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
"Лидеры" |
5 |
25% |
1 |
5% |
"Предпочитаемые" |
14 |
70% |
13 |
65% |
"Изолированные" |
1 |
5% |
5 |
25% |
"Отверженные" |
0 |
0% |
1 |
5% |
Показано, что 70% участников экспериментальной группы и 65% участников контрольной группы относятся к категории «Предпочитаемых». 25% участников исследования имеют высокий социометрический статус, тогда как в контрольной группе один испытуемый имеет высокий социометрический статус (5%). Категорию изолированных составляет один участник из экспериментальной группы (5%), а также пять участников контрольной группы (25%).
Рис. 7. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности
Нами выполнена процедура проверки достоверности различий в изучаемых показателях с применением критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10.
Результаты проверки достоверности различий по показателям социометрического исследования
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Деловое лидерство |
501,00 |
319,00 |
109,00 |
0,01 |
Симпатия |
492,00 |
328,00 |
118,00 |
0,02 |
Досуговая деятельность |
497,50 |
322,50 |
112,50 |
0,01 |
Определено, что в экспериментальной группы в целом диагностируются благоприятные значения показателей межличностных отношений применительно учебной деятельности (р=0,01), непосредственных взаимоотношений и симпатий (р=0,02), а также применительно досуговой деятельности (р=0,01). Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что в экспериментальной группе в целом более высокий уровень благоприятности межличностных отношений и более высокий уровень сформированности коллектива по сравнению с контрольной группой.
Результаты оценки достоверности сдвига показателей с применением критерия Вилкоксона представлены в таблице 11.
Таблица 11.
Результаты сдвига показателей социометрического исследования в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
T |
p |
T |
p |
|
Деловое лидерство |
0,00 |
0,03 |
2,50 |
0,36 |
Симпатия |
0,00 |
0,01 |
2,00 |
0,59 |
Досуговая деятельность |
0,00 |
<0,01 |
1,50 |
1,00 |
Статистически достоверные сдвиги показателей выявлены только в экспериментальной группе, в контрольной группе значимых изменений в показателях не было определено. Обобщая полученные в ходе статистического анализа можно заключить, что изменения в экспериментальной группе могут рассматриваться как результат целенаправленной формирующей деятельности, а не результат действия внешних факторов и обстоятельств.
Таблица 12.
Соотношение сформированности действий по согласованию
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
2 |
10% |
Средний |
6 |
30% |
10 |
50% |
Высокий |
14 |
70% |
8 |
40% |
В ходе исследования было определено, что в экспериментальной группе у 70% участников диагностируются высокие значения показателей сформированности действий по согласованию. В контрольной группе такого рода значения диагностируются у 40% детей. Средние значения имеют 30% участников экспериментальной группы, а также 50% детей из контрольной группы.
Низкий уровень сформированности действий по согласованию имеют 10% участников контрольной группы.
Рис. 8. Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию
Результаты проверки достоверности различий отражены в таблице 13.
Таблица 13.
Результаты проверки достоверности различий по показателям задания «Рукавички»
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Уровень сформированности действий по согласованию |
476,00 |
344,00 |
134,00 |
0,04 |
Определено, что в экспериментальной группе достоверно более высокий уровень сформированности действий по согласованию по сравнению с контрольной группой (р=0,04).
Таблица 14.
Результаты проверки достоверности сдвига по показателям задания «Рукавички» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
T |
p |
T |
p |
|
Уровень сформированности действий по согласованию |
0,00 |
0,04 |
0,00 |
0,18 |
Статистически достоверные сдвиги показателей выявлены только в экспериментальной группе (р=0,04).
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что в процессе эксперимента участники экспериментальной группы развили коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия. В коллективе младших школьников улучшились показатели доброжелательности и дружелюбия, более прочными стали межличностные связи, что позволяет говорить о более высоким уровне развития коллектива детей. Иными словами, можно говорить об эффективности целенаправленной формирующей деятельности с применением элементов подвижной игры.
Заключение
В ходе анализа научных источников было определено, что в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это не развлечение — это проигрывание ситуаций будущей жизни — вид обучения. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается воображение. Игра — это школа общения для ребенка. Несмотря на то, что ведущей деятельностью, все-таки для младших школьников является учебная, универсальность любой игры и игровых методов в учебной деятельности продолжают занимать все еще большое место. Таким образом, игра — это не только детская деятельность. Это и занятие, служащее для всех возрастов. Игровые упражнения могут оказывать существенное влияние на становление и формирование межличностных отношений, если их целенаправленно и систематически использовать в учебной деятельности.
Для исследования возможностей игры как средства формирования коллектива первоклассников было выполнено экспериментальное исследование. Участниками исследования стало 40 детей младшего школьного возраста, формирующих экспериментальную и контрольную группы.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по изучаемым показателям. Выявлено, что в двух группах диагностируется средний уровень развития коллектива.
Для развития коллектива с использованием возможностей подвижной игры было выполнено формирующее воздействие. Был реализован комплекс игр в процессе внеурочной деятельности учащихся первого класса. По окончании формирующего воздействия была выполнена процедура контрольной диагностики.
На контрольном этапе исследования было показано, что участники экспериментальной группы имеют в целом более высокий уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия и сформированности умения действовать по согласованию. Данные обстоятельства позволяют принять основную гипотезу исследования, то есть: игра является действенным средством формирования коллектива первоклассников при соблюдении следующих условий:
1. При своевременной диагностики уровня развития коллектива и сформированности навыков межличностного взаимодействия.
2. При организации предметно-развивающего окружения, способствующего развитию коммуникативных способностей, включающее также сотрудничество воспитанников и педагога-психолога в организации вариативных видов заданий, которые стимулируют проявление и развитие межличностных отношений каждого ребенка.
3. При побуждении детей к анализу действий сверстников и самоанализу деятельности в учебно-игровой среде.
4. При обеспечении возможностей развития коммуникативных способностей при условии взаимодействия с компонентами учебно-игровой среды.
Список использованной литературы
- Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. -214 с.
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/Г.С. Абрамова – М.: Дрофа, 1995. -210 с.
- Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009. -218 с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника/П.П. Блонский. - М.: Инфра, 2007. - 143 с.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.Е. Диагностика познавательной сферы ребенка/Т.Г. Блонский, Т.Е. Корнилова. – М.: ИНФРА – ПРЕСС, 2011. -220 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С. Выготский. - СПб.: Питер. 2007. - 568 с.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. -М., 2011. -210 с.
- Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
- Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. К "Руководству для воспитателя детского сада"/М.М. Конторович, Л.И. Михайлова. - Москва: Просвещение, 2011. - 254 c.
- Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Пособие для воспитателей детского сада/А.И. Маскаков, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2011. – 278 с.
- Мартиенко О. Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьнико : диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13/О.Б. Мартиенко. - Москва, 2005. -180 с.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
- Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. наук/Л.Р. Муниров. - М., 1993. - 205 с.
- Нижегородцева Н.В. Готовность к обучению в школе/Н.В, Нижегородцева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 248с.
- Никитина Н. В. Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 179-181. — URL https://moluch.ru/archive/225/52823/ (дата обращения: 27.08.2019).
- Психологическая теория коллектива / Под.ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 2004. – 320 с.
- Путляева Л.В., Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситуациях непосредственного общения. /Мышление: процесс, деятельность, общение /Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова. – М.: Наука, 2009. -202 с.
- Робер М. А. Психология индивида и группы / М. - А. Роббер, Ф. Тильман / транс. ФР./ Предисловие А. Б. Толстых. - М.: Прогресс 2008. -211 c.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
- Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга от замысла к результату/Е.В. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2007. -312 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2011.- 589 с.
- Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства/ Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ : Флинта, 2007. — 160 с.
- Эльконин Д. Психология игры/Д. Эльконин. М., 2012. -320 с.
- Энциклопедический психологический словарь/Под общей редакцией Петровского А. В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2010. -320 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / Якобсон П.М. - М. - Воронеж, 2007. -260 с.