Файл: «Игра как средство формирования коллектива первоклассников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры и ее психологическое содержание
1.2. Понятие и особенности коллектива первоклассников
1.3. Место и роль игры в формировании коллектива первоклассников
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по формированию коллектива первоклассников в игре
3.3. Результаты контрольной диагностики
Понятие «коллектив» было введено в отечественную педагогическую теорию и практику в первые годы советской власти. Основы «коллективного воспитания» были заложены в основы воспитательных систем С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака, позднее – В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой, И.П. Иванова и других. Положения, предложенные А.С. Макаренко стали основой для коллективного воспитания. В своей работе «Цель воспитания» он говорит о наличии следующих признаков коллектива[16]:
1. Общественно ценные цели.
2. Отношения взаимной ответственности.
3. Совместная деятельность по их достижению.
4. Организация органов самоуправления.
5. Направленность деятельности на общую пользу.
В дальнейшем, в отечественной психологической и педагогической науке был представлен ряд признаков, которые характеризуют группу как коллектив. В данном направлении особенное значение имеют работы Л.И. Уманского, А.В. Петровского и И.Н. Платонова[17].
Л.И. Уманский в качестве основы для характеристик группы выделяет следующие критерии:
- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
- организационное единство;
- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития[18]:
- группа номинальная;
- группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
- группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
- группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
- коллектив[19].
Детский коллектив оказывает непосредственное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции – организационную функцию, функцию воспитания, функцию стимулирования, регулятивную функцию[20]. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А.С. Макаренко в своих работках подчеркивал важность такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, тон, а также стиль отношений.
В структуре коллектива основным звеном выступает первичный коллектив. В школьной практике таким коллективом является класс. В классе образуются наиболее устойчивые и доверительные отношения детей с учителями, друг с другом, а также с другими классами. Различные первичные коллектив обычно достаточно серьезно связаны и вместе формируют ученический коллектив школы[21].
Каждый из школьных коллективов имеет собственные органы управления, которые, являясь взаимосвязанными, формируют систему органов детского самоуправления. В школе это могут быть классные группы, советы клубов, а также разнообразные временные органы. От уровня зрелости коллектива зависит разнообразие системы органов самоуправления, а также особенности их полномочий.
Особое место занимает главный орган управления детским коллективом образовательного учреждения (парламент школы). Он координирует и направляет деятельность других органов как непосредственно через свои секторы, так и опосредованно через активистов, входящих в тот или иной орган ученического самоуправления[22].
Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности[23].
Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности, симпатии, дружбы.
Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы, лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен, группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивы их объединения общественно полезным целям[24].
В структуре коллективных отношений большое значение имеют связи первичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива с другими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другими коллективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп в узкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальным контактам, интересам других коллективов[25].
В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.)[26].
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов[27].
В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.
Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок может входить в контактные группы вне его[28].
Положение ученика в формальной и неформальной структурах может совпадать (лидер и хороший товарищ), находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).
В связи с тем что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них как воспитательный феномен оказывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов).
Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс[29].
Для развития коллектива класса важна реализация комплекса однородных задач, решаемых классными руководителями в своей педагогической деятельности, которые можно назвать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей[30].
Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:
- воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;
- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
1.3. Место и роль игры в формировании коллектива первоклассников
Игра в настоящее время может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств развития межличностных отношений у детей. В сюжетно-ролевой игре у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать друг другу помощь, развивается чувство коллективизма, а также ответственности за собственные поступки и действия. В игре дети учатся играть вместе с другими детьми, у них формируется умение продуктивно взаимодействовать с детьми, разрешать возникающие конфликтные ситуации. Организация игры предполагает активное вступление детей во взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Чем чаще организуются игры, чем они продуктивнее, то тем больше у детей возникает желание снова вступить в игровую деятельность[31].
Особое значение для развития коллектива младших школьников имеет подвижная игра. Эмоциональный подъем, который возникает в процессе подвижной игры повышает тонус всего организма ребенка. Стремление ребенка достичь поставленной цели выражается в ясном осознании задач деятельности, в более высоком уровне координации деятельности, более точной ориентировке в пространстве, а также условиях игры, а также в более высоком темпе выполнения заданий[32]. При увлеченности ребенка игрой, повышается роль воли, которая способствует более успешному преодолению препятствий детьми и решению игровых задач. Подвижная игра как вариант двигательной активности имеет свою специфическую особенность, которая выражается в наличии требований к быстрому реагированию в динамичных условиях игровой деятельности[33].
В настоящее время можно выделить целый ряд разновидностей подвижных игр:
1. Сюжетные игры. Специфика данного вида подвижных игр заключается в том, что действия детей определяются сюжетом, а также той ролью, которую дети выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех детей, а также позволяют регулировать их поведение. В сюжетных играх может принимать участие достаточно большое число детей: до 25 детей[34].
2. Игры без сюжета. Данная группа игр включает в себя различные варианты игр-«ловишек». Характерными особенностями данных игр выступает наличие бега, ловли предметов, а также увертывание. Наличие указанных элементов способствует развитию скоростно-силовых качеств, а также делает эти игры особенно эмоциональными, подвижными, требующими от детей быстрой реакции, а также ловкости движений. В данную группу входят также игры, которые выполняются с использованием различных пособий, предметов. Эти игры также предполагают использование элементов бросания, метания, а также попадания в цель. Игры, которые относятся к данной категории могут проводиться со сравнительно небольшими группами детей (2-4 ребенка)[35].
3. Подвижные игры, включающие различные двигательные задания. Эти игры направлены на формирование определенных скоростно-силовых качеств, а также на тренировку детей в определенных видах движений[36]. Игровые упражнения могут организовываться для сравнительно небольших групп детей. Выполнение движений в них может осуществляться как одновременно, так и поочередно. Также такие игры достаточно эффективно проводить с отдельными детьми, индивидуально.
4. Игры, включающие в себя соревновательный элемент. В данную категорию игр включаются сравнительно несложные игры-эстафеты. Игры данной категории предполагают выполнение определенных двигательных заданий и не имеют сюжета[37]. Вместе с тем, эти игры имеют соревновательный элемент, который побуждает детей к более высокой активности, к проявлению своих волевых и скоростно-силовых качеств. Этой особенностью данная категория игра отличается от игр, которые не имеют сюжета. Игры данной категории могут осуществляться без разделения участников на звенья, команды. Ребенок в таких играх старается выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить также с разделением на команды, где от сообразительности, ловкости и силы каждого ребенка, а также от их согласованности зависят успешность команды и, соответственно, общий результат деятельности[38].