Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынке (по выбору).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы дифференциации продукта
1.1 Механизм, основы, причины дифференциации товаров
1.2 Процесса сегментирования товарного рынка
2.1 Модели дифференциации продукта на отраслевых рынках
2.2 Дифференциации рынка на примере рынка полиграфических услуг г. Санкт-Петербурга
Решением данной проблемы является составление психографического профиля рынка, на базе которого можно смоделировать достаточно конкурентоспособный товар или услугу и дифференцировать его подкрепление. В этом случае полезность товара согласуется с личностью, ценностями, стилем жизни потребителя. Это делает предложение продавца более востребованным.
Процесс разделения рынка на однородные группы потребителей, которым следует адресовать разные товары (услуги, работы, идеи) и разные маркетинговые усилия (индивидуализированные комплексы маркетинга), называют сегментацией рынка. [8, С. 16]
Идея сегментации рынка была предложена в 1956 г. У. Смитом. Стремясь подчеркнуть значение сегментации для практической деятельности , преимущества процесса сегментации для компании очевидны: оптимизация ресурсов за счет концентрации на высокоэффективных рынках; повышение удовлетворенности потребителей.
Рисунок 1- Преимущества сегментации рынка для предприятия
Рисунок 1 – Выгоды сегментации рынка для предпринимателей
На рис. 1 представлены выгоды сегментации рынка для предприятия.
Цель сегментации рынка состоит в выявлении у каждой группы потребителей сравнительно однородных потребностей в товаре и организация в соответствии с этим комплекса маркетинга, то есть товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной деятельности предприятия. При этом выбранный в процессе маркетингового исследования сегмент должен открывать хорошие перспективы для дальнейшего развития предприятия. В связи с этим осуществление сегментирования обусловлено стратегическими целями производителя. [16, С. 86]
Методику сегментации рынка используют не только для деления на однородные группы потребителей и поиска целевой аудитории. Различают следующие виды сегментации: сегментирование потребителей, товарного рынка, делового рынка, конкурентов. [6, С. 74]
Каждый тип сегментации рынка имеет свои особенности, цели и задачи. Сегментирование потребителей призвано описать целевую аудиторию компании по географическим, поведенческим, социально-демографическим и психографическим критериям. Сегментирование деловых рынков позволяет определить потенциальных клиентов, способных обеспечить компании стабильную прибыль в будущем периоде. Сегментирование товарного рынка помогает глобально оценить структуру рынка, выделить свободные функциональные ниши для создания новых продуктов. Конкурентная сегментация позволяет получить представление об угрозах и источниках роста для бизнеса. [5, С. 73]
Прежде чем приступить к сегментации рынка, необходимо определить показатели эффективного сегментирования. В общемировой практике принято считать, что правильный рыночный сегмент обладает следующими характеристиками: однородностью, отличительными чертами, полнотой описания, измеримостью, устойчивостью в долгосрочном периоде и доступом к каналам коммуникации.
Ж.-Ж. Ламбен выделяет два уровня сегментации рынка: уровень макросегментации - предварительного деления рынка, которое позволяет определить сферу деятельности; уровень микросегментации - окончательное деление рынка, которое позволяет узнать своего потребителя.
Основными этапами планирования стратегии сегментации являются:
- определение характеристик и требований потребителей относительно типа товаров или услуг, предлагаемых предприятием;
- анализ сходства и различий потребителей;
- разработка профилей групп потребителей;
- выбор потребительского сегмента;
- определение места предприятия на рынке относительно конкурентов;
- подготовка соответствующего плана маркетинга.
Глава 2 Практические аспекты дифференциации рынка на примере рынка полиграфических услуг г. Санкт-Петербурга
2.1 Модели дифференциации продукта на отраслевых рынках
Под дифференцированием понимают процесс разработки особенностей продукта, которые отличают данный продукт от конкурирующих товаров.
Возможность дифференцирования продуктов полностью зависит от специфики каждой отдельной отрасли. Бостонская консультационная группа выделяет четыре типа различных сфер деятельности, которые различаются по величине и количеству возможных конкурентных преимуществ.
Ограниченный отраслевой рынок. Данное преимущество заключается в том, что получение какой-либо группой конкурентного преимущества весьма ограничено и незначительно.
Объемный отраслевой рынок заключается в том, что компания способна достичь только минимальное количество значительных преимуществ.
Фрагментарный отраслевой рынок. Согласно этому преимуществу компания не в силах взять на себя решающее преимущество над конкурирующей фирмой.
Специализированный отраслевой рынок содержит в себе различные способы дифференцирования предложения, которые могут подвести компанию к хорошему выигрышу. [27, С. 35]
Дифференцирование предложения любой компании осуществляется с помощью четырех направлений:
- Дифференцирование персонала. Основными чертами квалифицированного персонала являются надежность, компетентность, самостоятельность, дружелюбие, коммуникабельность и быстрая реакция.
- Дифференцирование продукта. Реальные товары имеют разную степень дифференцирования. Во-первых, есть такие товары, которые менее подвержены каким-либо существенным изменениям. Например, куриное мясо или аспирин. Во-вторых, такие товары, как автомобили и мебель постоянно изменяются. В данном случае перед потребителем стоит обширный перечень характеристик продукта, то есть долговечность, форма, ремонтопригодность, надежность и другие. [28, С. 68]
- Дифференцирование услуг. Основными составляющими дифференцирования услуг являются доставка и простота оформления заказа.
- Дифференцирование имиджа. Имидж является одним из главных составляющих факторов, оказывающих влияние на восприятие потребителем продукта. Распространение имиджа должно осуществляться с помощью аудио- и видеороликов, печати и различных символов.
По мнению Ф. Шерера и Д. Росса: «Дифференцированные продукты - это продукты, которые, различаясь по уровню обслуживания, наличию информации, по физическим характеристикам, географическому размещению и субъективному восприятию, предпочитаются потребителями среди конкурирующих продуктов в определенной ценовой группе». В природе существуют 2 типа дифференциации продукта: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная дифференциация основана на различии потребительских характеристик товара, которые удовлетворяют разные вкусы потребителей. Вертикальная дифференциация продуктов, в отличие от горизонтальной дифференциации, основана на различии определенного качества товара, которые удовлетворяют одинаковые вкусы. Рассмотрим модели рынка с горизонтальной дифференциацией. [7]
Первая модель, созданная Эдвардом Чемберлином, - модель монополистической конкуренции. На рынке существуют лишь те фирмы, которые не имеют главного преимущества над небольшими фирмами, и сами они по размеру приближены к ним. Помимо этого и барьеры на пути проникновения на такие рынки очень малы. В этой ситуации уход с рынка не составляет проблем. Есть желающие приобрести небольшую фирму. Предельная выручка продавца в соответствии с данной моделью ниже цены. Показателем дифференциации продукта является эластичность остатка спроса на товары фирмы. Чем товар одной фирмы отличается от товара другой, тем меньше эластичность спроса. Главная черта рынка монополистической конкуренции - наличие разнообразных товаров.
Модель пространственной дифференциации рынка или модель «линейного города» была предложена Г. Хотеллингом в 1929 году. Приведем пример. Есть такой город N, где находятся две торговые точки, в которых продают хлеб. Оба магазина находятся на разных концах города, и расстояние между ними равное. Считаем его за единицу. Хлеб и в том, и в другом магазине одинаковый по всем показателям. Покупатели находится в середине, между одной и другой торговой точкой. Предпочтения всех покупателей одинаковы, и максимальная готовность для того чтобы купить товар, равна Q. Расходы на транспорт на единицу товара - t. Эти расходы содержат в себе и явные, и неявные затраты. Чистая цена, которую каждый продавец в будущем может получить, зависит от максимальной готовности платить за нужный товар, и от удаленности покупателя от торговой точки. Следовательно, цена, которую может назначить и первый, и второй продавец, ограничена: максимальной готовностью оплаты за товар Q, ставкой расходов на транспорт t, ценовой конкуренцией. Модель пространственной дифференциации имеет вид общей модели дифференциации товаров, но никак не частного случая, то есть локальной дифференциации. Для того чтобы расширить круг проблем, нужно сойтись на том, что расстояние между точками торга будет показывать различие характеристик потребительского рода товаров того и другого производителя. В этом случае ставка расходов на транспорт является отражением степени приверженности марке. Следовательно, рост приверженности марке уменьшает ценовую конкуренцию, а также укрепляет основы монопольной власти.
Рассмотрим другую модель, которая ориентируется на решение фирм о выходе и входе на рынок в соответствии с изменениями экономической прибыли под воздействием ценовой политики. Модель «кругового города» основана Салопом. Расстояние, которое опоясывает город, примем за единицу. Ставка расходов на транспорт - t. Расположение фирм идет вдоль окружности улицы также на равном расстоянии. Равные предельные издержки для разных фирм равны МС, а необратимые - f. Условие такое, что если фирма входит на рынок долгосрочном периоде, то все другие фирмы меняют место на расстоянии 1/n друг от друга. n - это число фирм на рынке. Предпочтения также у всех покупателей одинаковы и максимальная готовность на уплату товара равна Q. В данном случае, если конкурирующих фирм на рынке мало, то каждый продавец становится монополистом, иногда даже вплоть до полной невозможности ценовой конкуренции. Тогда на рынке появляются «мертвые потери». Они представляют собой неудовлетворенный платежеспособный спрос покупателей, которые готовы уплатить за нужный товар сумму, которая выше предельных издержек товарного производства.
В том случае, когда Q велика, а также имеется возможность получить
Модель Ланкастера показывает товар как совокупность характеристик. В данном случае потребитель выбирает конкретные потребительские характеристики, которые содержит товар. В соответствии с этой моделью товар анализируется как набор различных характеристик. Эта модель так же, как и другие, показывает связь ценовой политики с неценовой конкуренцией между фирмами. [22, С. 187]
После рассмотрения горизонтальной дифференциации продукта следует рассмотреть и другой вид - вертикальную дифференциацию. Она основана на работах Тиссе и Гибцевича. Здесь за опору берется распределение товаров в соответствии с их качественными характеристиками. Допустим, что потребители отличаются друг от друга по их готовности платить за улучшение качества товара. Тогда равновесие на рынке взаимосвязано с формой функции издержек на повышение качества товара. В том случае, если затраты увеличиваются пропорционально повышению качества товара, то вертикальная дифференциация товара перерастает в горизонтальную дифференциацию. Существует возможность входа на рынок с маркой товара, которая занимает промежуточное положение, занять свое положение на рынке и найти покупателей. Таким образом, издержки на новую марку товара полностью компенсируются потребителями, предпочитающими товар данного качества. Если же фирмы предлагают товары по ценам, которые равны предельным издержкам выпуска, цена на рынке будет практически одинаковой при любом качестве. В данном случае, потребители захотят приобрести товар с лучшим качеством по той же цене, и тогда товары с высоким качеством вытеснят низкокачественные товары. В соответствии с этим условием производители товаров с низким качеством не захотят осуществлять выход с рынка и, тем самым, введут дополнительные меры, например, рекламу товара. Дж. Саттон выдвинул концепцию «рекламоемких рынков», то есть тех рынков, где продавцы «выживают» лишь за счет рекламы.
2.2 Дифференциации рынка на примере рынка полиграфических услуг г. Санкт-Петербурга
Рост конкурентоспособности продукции полиграфической промышленности тесно связан с дифференциацией товара, выступающей как метод конкуренции на отраслевых рынках.