Файл: «Наиболее успешные PR-акции по продвижению спортивных событий в России»(Особенности PR-кампаний в спортивной индустрии).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
Первостепенной задачей второго этапа является оперативное реагирование на быстро меняющиеся обстоятельства. Позитивная медийная реакция (даже если она была заранее подготовлена) формирует положительное общественное мнение по поводу происходящего.
Основная задача третьего этапа (при условии успешного проведения двух предыдущих) является закрепление в сознании целевой аудитории мнения о событии, которое происходило ранее. При этом необходимо принимать во внимание общественное мнение, которое формируется в процессе взаимодействия в социальных сетях.
В случае провала первых двух этапов для третьего этапа потребуется другой набор целей, задач и запланированных мероприятий. Одной из важнейших задач будет изменение общественного мнения, сформированного стратегическим противником. Без разрушения уже сложившегося и доминирующего в информационном поле общественного мнения продвижение другой, альтернативной системы взглядов невозможно.
В этом году Россия использовала свой шанс изменить общественное мнение, проведя Кубок Конфедераций-2017. «Футбол, как наиболее популярная и изученная спортивная дисциплина отражает как в зеркале современное состояние спортивной отрасли в целом…перспективы развития данной отрасли достаточно позитивны, несмотря на то, что появляются новые проблемы, связанные с поиском дальнейших источников роста и усилением регулирования отрасли»[15]. Генеральный директор Организационного комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу «Россия-2018» А. Сорокин отметил, что все идеи и инновации были реализованы на очень высоком уровне. Действительно, если на итоговой пресс-конференции задавались вопросы об докладах Макларена и Гарсии, то это значит, что вопросов об организации самого Кубка Конфедераций ни у наших, ни у зарубежных журналистов не возникло.
В качестве технического недостатка указывали затрудненный проход через службу безопасности на стадионах, однако это было с пониманием воспринято: «Если строгие меры безопасности и тщательный обыск всех присутствующих на футбольном матче — это цена для нашей безопасности, мы готовы заплатить эту цену». После взрыва в Петербургском метро в апреле 2017 года это общественное понимание было особенно важно. В положительной оценке Кубка отечественные и зарубежные СМИ проявили редкое единодушие.
Примером кризисной стратегической коммуникации в спортивной сфере является долгострой стадиона Зенит-Арена, стоимость которого составила более 50 миллиардов рублей. В силу этого обстоятельства стадион Зенит-Арена и вице-губернатор, ответственный за строительство стадиона, стали объектом постоянной критики в СМИ.
Однако стратегически грамотно выстроенная неформальная коммуникация в социальных сетях изменила негативное информационное поле вокруг Зенит-Арена, посещение стадиона было отмечено положительными отзывами, фотографиями в социальных сетях. Общественное мнение стало меняться в позитивную сторону благодаря независимым информационным потокам. Игорь Албин сфокусировал на своей странице в Facebook репосты положительных отзывов футбольных болельщиков и гостей Кубка, доказывая своим оппонентам ошибочность их заявлений актуальными примерами. Таким образом, чаша весов была склонилась в пользу городских властей, поскольку положительных отзывов оказалось существенно больше. Социальные медиа помогли вице-губернатору города, принимающего Кубок Конфедераций, прекратить длительный спор о целесообразности вложения средств в Зенит-Арену.
Следует отметить, что коммуникация в социальных сетях стихийно и бесконтрольно формирует альтерна-тивное общественное мнение, быстрее, чем официальные СМИ, реагируют на ситуацию. В силу этой особенности в стратегических коммуникациях на социальные сети полагаться нецелесообразно, к ним прибегают тогда, когда никакие другие методы уже не работают.
Возвращаясь к теории стратегической коммуникации и самой стратегии, можно процитировать академика В. Л. Квинта, современного основателя стратегического мышления: «Важность истинного стратегического мышления и самой стратегии зачастую игнорируется или пренебрегается в современном мире. В то время как де-факто стратегическое мышление используется в течение сотен и тысяч лет в военных и правительственных мощностях, знания и конкретного понимания феномена стратегии не существует.».
Подводя итог, можно сказать, что в Кубке конфедераций ФИФА-2017 Россия использовала свой шанс в улучшении международного имиджа, проведя успешную стратегическую и тактическую коммуникацию.
Стоит экстраполировать успешный опыт: России в 11 городах России будет проходить Чемпионат мира по футболу-2018. Особое внимание следует обратить на коммуникацию с иностранными медиа, поскольку, как отмечают европейские политологи, события Кубка были отражены в европейских медиа слабо, видимо, как раз из-за отсутствия сенсаций.[16]
Итак, спорт – это массовый продукт. Как всякий продукт он имеет свой маркетинг, а значит, и брэндинг, а значит, и PR. В данной главе выявлена роль связей с общественностью в продвижении спорта и спортивных мероприятий.
В спорте PR выполняет следующие функции:
- создание положительного имиджа клуба, команды, спортсмена;
- популяризация физической культуры и здорового образа жизни (это социальная функция, подчиненная в основном целям государства);
- увеличение аудитории спортивных мероприятий.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ PR-АКЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ В 2018 ГОДУ
2.1. Спортивное событие «Чемпионат Мира по футболу 2018»
Чемпионат Мира по футболу 2018 – долгожданный спортивный праздник, который российские болельщики ожидают 8 лет. Мундиаль впервые пройдёт на территории Восточной Европы. Поэтому многие спортивные СМИ называют данное спортивное событие уникальным. Финальную часть первенства приняли 11 городов Российской Федерации, в которых игры пройдут в период между 14 июня и 15 июля.
У болельщиков футбола будет целый месяц летнего спортивного праздника, имеющего древние корни и международное значение[2,7].
Турнир стартовал 14 июня матчем между сборными России и Саудовской Аравии, финальная игра состоялась 15 июня.
Матчи прошли на 12 стадионах в 11 городах страны
Фактор международного и национального компонента в проводимом мероприятии: 32 страны участницы: Европа: Россия (на правах страны-организатора), Англия, Бельгия, Германия, Дания, Исландия, Испания, Польша, Португалия, Сербия, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция; Америка Южная: Аргентина, Бразилия, Колумбия, Перу, Уругвай; Америка Северная и Центральная: Мексика, Коста-Рика, Панама; Азия и Океания: Австралия, Иран, Саудовская Аравия, Южная Корея, Япония; Африка: Египет, Марокко, Нигерия, Сенегал, Тунис. Список 11 городов чемпионата мира по футболу 2018.
Анализ показал, что почти все из них расположены в европейской части страны и лишь один – Екатеринбург – находится в Азии.
- Москва. 2. Калининград. 3. Санкт-Петербург. 4. Волгоград. 5. Казань. 6. Нижний Новгород. 7. Самара. 8. Саранск. 9. Ростов-на-Дону. 10. Сочи. 11. Екатеринбург. Первоначальный список состоял из 13 мегаполисов. В разное время в перечне фигурировали такие города, как Воронеж, Краснодар, Ярославль и Подольск. Но в итоге, 29 сентября 2012 года, был утверждён окончательный состав городов-организаторов.
В качестве фактора пропаганды и имиджа, проводимого мероприятия были выявлены логотипы и талисманы международного социального мероприятия.
Рисунок 1 – Эмблема чемпионата мира по футболу 2018 года
Дизайн эмблемы ЧМ-2018 по футболу разработало брендинговое агентство из Лиссабона BrandiaCentral. Португальская компания получила это право, победив в конкурсе среди восьми дизайнерских бюро из России и других стран мира[17].
Рисунок 2 – Талисман чемпионата мира по футболу в России в 2018 году
Социальность мероприятия важный фактор современного развития общества, т.к. мероприятие направлено на престиж нации, оздоровление, психолого-эмоциональный настрой индивидуальной личности и микро группы вне зависимости от возраста, рода занятий, политических взглядов и национальной принадлежности. Главная цель любой команды- забить как можно мячей в ворота соперника, поэтому оригинальный маркетинговый ход- персонаж (волк) назвали именно ЗАБИВАКОЙ (рис. 3). Как показал опрос, он очень нравится детям. И стал своего рода уже подростковым трендом.
Я! ТАЛИСМАН ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ
Рисунок 3 – Талисман чемпионата мира по футболу
Магнит не отличается оригинальностью, цена сильно завышена, поэтому пока востребован на 20% (рис. 4).
Рисунок 4 – Сувениры ЧМ 2018
В эмблеме прослеживается фактор значимости и концентрации информации.
Рисунок 5 – Инфографика эмблемы ЧМ по футболу в России 2018 год
Концепция инфографики гласит следующее: чтобы творчески передать суть этого знаменательного исторического момента, дизайн эмблемы вобрал в себя богатые русские художественные традиции и историю новаторства и достижений этой страны[18]. Первые полеты в космос советских космонавтов стали поистине вдохновляющей темой», - говорится в сообщении (Рис.2). Форма эмблемы, по замыслу авторов, повторяет очертания Кубка чемпионата мира, а использование «яркой палитры из красного, золотистого, черного и синего цветов связано с вековыми художественными техниками, характерными для знаменитых русских произведений искусства времен зарождения иконописи».
«Волшебный шар на верхушке эмблемы олицетворяет всемирную любовь к футболу. Ее элементы объединяют уникальные атрибуты чемпионата мира по футболу и России, места его проведения. Эта эмблема объединяет волшебство и мечту - так же, как это сделает чемпионат мира по футболу ФИФА для миллионов болельщиков в 2018 году», - говорится в сообщении. Эмблему представляли министр спорта России Виталий Мутко, президент ФИФА Йозеф Блаттер, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке и чемпиона мира по футболу 2006 года итальянец Фабио Каннаваро. По мнению Блаттера, эмблема показывает душу и сердце России и отражает русскую культуру. Дизайн эмблемы разработала португальская компания BrandiaCentral.
Фактор праздничной церемонии ощутили миллионы людей.
Американский певец Джейсон Деруло выложил в Youtube песню, которая станет официальным гимном Чемпионата мира 2018 года по футболу[19]. Композиция, которая станет официальным гимном Чемпионата мира 2018 года по футболу, называется Colors. Ее на открытии турнира исполнит американский певец Джейсон Деруло.
Ранее на YouTube-канале FIFATV появился ролик, посвященный 100 дням до начала ЧМ. В нем в числе прочих снялся и президент РФ Владимир Путин.
Итак, информация о спортивном мероприятии тоже является социальным продуктом общества. Сейчас она представлена в основном в интернете, футбольных клубах и на стадионах. Чемпионат мира по футболу мог бы быть размещен на канцелярских и школьных товарах, которые относятся к социальным товарам, имеющим широкое хождение. Сувенирная продукция, к сожалению, очень дорогая и доступна не каждому потребителю. Ассортимент очень узкий и скудный (магниты, брелоки, кружки).
Хозяйственные товары рекламировали бы Чемпионат мира. Рыболовные и охотничьи товары также сообщали своим обладателям о Чемпионате мира в России. Халаты, майки, куртки могли быть с эмблемой. Игрушки из различных материалов стали бы талисманом взрослых и детей на долгое время, на удачу. Мальчишки и девчонки любят дворовой футбол и этим горжусь. Систему товаров надо было создавать и продавать в массовом порядке еще в 2016-2017 году. Напоминать о событии, чтобы каждый человек мог гордиться предстоящим событием. Погоня за прибылью мешает большому бизнесу прославлять свою страну через спортивное мероприятие. Малый бизнес не готов к оперативности налаживания мелкооптового производства через социальные проекты. От бездеятельности проигрывает каждый человек и страна в целом.[20]
2.2. Итоги PR-компании чемпионата мира по футболу 2018 в России
По предварительным данным, за время турнира города проведения чемпионата мира посетили 5 млн туристов.
Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино назвал завершившийся чемпионат мира в России лучшим в истории. Эти слова нашли подтверждение в спортивных результатах и качестве инфраструктуры, посещаемости матчей и большом количестве туристов, организации спортивных соревнований и поддержке высокого уровня безопасности в стране.