Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета(Характеристика исследуемой организации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета
1.1. Понятие бухгалтерского учета на предприятии
1.2 Организация бухгалтерского учета
2. Анализ ведения бухгалтерской отчетности ООО «Хамелеон»
2.1 Характеристика исследуемой организации
2.2 Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации
2.3 Выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации
Список использованных источников
Изменения в финансовом положении организации
Финансовые результаты деятельности
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной
работы:[9]
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.
Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
• самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
• определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
• разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
• формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.
Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством. Бухгалтерский учет в организациях обеспечивает оперативность учета, полноту учета, достоверность данных, сопоставимость планируемых и учетных показателей, экономичность учета. Возможности, обеспечиваемые бухгалтерским учетом, показаны на схеме 1.1[10]
Бухгалтерский учет обеспечивает:
Оперативность учета
Полнота и простота учета
Заключается в своевременном представлении учетных данных для управления деятельностью организации и составления отчетности
Состоят в представлении всей учетной информации, необходимой для управления производством и бизнесом при недопущении излишней информации, исключении дублирования ненужных показателей
Достоверность учетных данных
Обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, соблюдением правил инвентаризации, денежной оценки, учета текущих затрат
Сопоставимость планируемых и учетных показателей
Необходима для контроля за нормами расхода ресурсов, контроля за выполнением планов, прогнозов, заказов, договоров
Экономичность учета
Характеризуется показателями: количество работников предприятия на одного специалиста по бухучету; уровень компьютеризации труда работников бухгалтерии; уровень затрат на учет
Схема 1.1 Возможности, обеспечиваемые бухгалтерским учетом
Для того чтобы бухгалтерский учет обеспечивал все перечисленные параметры, в каждой организации следует соблюдать учетный процесс. [11]
Принято считать, что учетный процесс проходит четыре этапа или стадии (приложение 3).
На первом этапе ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций, т.е. документирование операций.
На втором этапе производятся систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, т.е. техническая обработка первичной информации, ее систематизация в соответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Группировка учетной информации должна производиться в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внешних пользователей.[12]
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.[13]
На первых двух этапах учетного процесса реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии, которые заключаются в предварительном, текущем и последующем контроле за достоверностью содержащейся в документах информации. На основе периодически проводимых инвентаризаций проверяется качество учетных данных по основным средствам, материальным и другим ценностям, расчетам и обязательствам.
На третьем этапе учетного процесса составляются установленные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, его имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) отражается в отчетности, которая представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему.
На четвертом этапе учетного процесса осуществляется использование учетной и отчетной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, и на основе этих данных осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия. А от результатов проведенного анализа зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации[14].
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: [15]
- план документации и документооборота;
- план инвентаризации;
- план счетов и их корреспонденции;
- план отчетности;
- план технического оформления учета;
- план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на их получение от вышестоящей организации.
Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных самостоятельно, составляются с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» [16].
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, электронно и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй — по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.[17]
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
Значительное место в плане технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Причем помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централи-зации или децентрализации учета. При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.[18]
Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.[19]
В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях кроме составления первичных документов ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.п. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.
Задачи и функции бухгалтерского учета
Основные задачи бухгалтерского учета в России четко определены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[20].
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные задачи бухгалтерского учета также можно представить в виде схемы 1.2. [21]
Основные задачи бухгалтерского учета
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении