Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Экономическая сущность, понятие, виды и принципы мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности политики мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса

Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора, поэтому главный потенциал современной организации заключен в кадрах. Реализация стратегических задач и целей, так же краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, совокупность которых образует производственное поведение.

Эффективность использования человеческих ресурсов в организации зависит как от компетенций, или потенциала сотрудников, так и от их желания работать, то есть от уровня трудовой мотивации. Таким образом, мотивация трудовой деятельности является центральной, стратегической функцией в управлении персоналом. Многие руководители понимают необходимость мотивации персонала, но в связи с отсутствием модели мотивации применительно к конкретному предприятию и к конкретному работнику, их деятельность в этом направлении неэффективна.[7]

Основные, существующие на сегодняшний день, теории мотивации и стимулирования разнообразны и неоднократно описаны в управленческой литературе. Каждая известная теория мотивации пытается найти и отразить универсальный подход, применимый к любому человеку в любой организации.

Исходя из практики разработки системы мотивации на малых предприятиях, следует выявить те признаки, которые позволяют говорить о том, что уровень мотивации низок, а, следовательно, и эффективность труда тоже невысока, поэтому руководство должно осознать наличие проблем в области трудовой мотивации персонала. По результатам исследования состояние мотивации в организации следует разделить все признаки на явные и косвенные.

К явным признакам неудовлетворительного состояния системы мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса следует отнести следующие признаки:

  • За последние 3-6 месяцев ушло несколько хороших работников, которых, с точки зрения руководства, все устраивало.
  • Сложно закрывать образующиеся вакансии.
  • При возможности продвинуться по карьерной лестнице желающих это сделать нет.
  • Частые изменения в структуре управления, смена руководителей.

К косвенным признакам неудовлетворительного состояния системы мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса следует отнести следующие признаки:[8]

  • У сотрудников в подавляющем большинстве отмечается «потухший взгляд».
  • Общее настроение в офисе угрюмое.
  • Отмечается пассивность трудовой деятельности.
  • Работники неохотно участвуют в корпоративных мероприятиях.

После выявления тех признаков, которые позволяют говорить о том, что уровень мотивации низок, необходимо разработать программу диагностики существующей системы мотивации. Программа рассчитана на 30-60 дней и состоит из трех этапов:

Предварительный этап, в ходе которого происходит сбор информации и анализ имеющейся структуры мотивации и ее составляющих, а так же анализ организационной структуры малого предприятия и статистических данных по персоналу. По окончании этого этапа составляется программа исследования, включающая в себя план мероприятий, формируются анкеты.

Исследовательский этап, в ходе которого организовывается интервью и анкетирование персонала с целью выявления стимулов и рычагов, которые будут эффективны именно для конкретного работника (удовлетворяя его потребности) и именно в данной организации. По окончании этого этапа собранный массив информации передается на обработку.[9]

Аналитический этап, в ходе которого производится промежуточный и обобщающий анализ полученной информации, формируется аналитический отчет, и разрабатываются рекомендации по оптимизации или созданию эффективной системы мотивации.

Для руководителя важно и необходимо получить от работника конкретный результат его деятельности, который имеет название «Рабочая ситуация» и которая следует из производственного поведения работника. Рабочая ситуация (далее РС) – это конкретные критерии, которые говорят руководителю об эффективности работы подчиненного. Для каждого своего подчиненного руководителю необходимо составить данный перечень для последующего контроля.

В целях воздействия на производственное поведение персонала руководство применяет внешние стимулы. Для руководителя важно знать, какой стимул, к какой потребности человека приводит. А потребность через мотив и производственное поведение дает готовый результат – рабочую ситуацию. То есть в соответствии с внутренним состоянием человека, его целями и ориентирами, характером и т.п. у него возникают те или иные потребности, которые побуждают к активности. Вследствие чего возникает мотив или демотив. Мотив в данной модели – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей данного субъекта.[10]


Целенаправленная деятельность работника под воздействием мотива приводит к производственному поведению и конкретной рабочей ситуации (результату) или к направлению развития рабочей ситуации (улучшение, ухудшение или нейтральное положение).[11]

В случае положительного или нейтрального результата РС руководитель может ничего не предпринимать, и контроль рабочей ситуации должен периодически проводиться до тех пор, пока не наступит ухудшение рабочей ситуации.

В этом случае необходимо решение об изменении внешних стимулов. Руководитель может применять различные методы мотивирования конкретного работника. И все этапы схемы снова будут повторяться.[12]

На основе предложенной модели на этапе исследования проводится анкетирование персонала, посредством которого и выявляются те самые необходимые внешние стимулы и рычаги, которые будут эффективны именно для данного работника (удовлетворяя его потребности) и именно в данной организации. Это позволит руководителю разработать индивидуальную систему мотивации, которая будет эффективна.

Глава 2. Анализ политики мотивации персонала малого предприятия на примере ООО «Анна»

2.1. Организационно-экономическая характеристика малого предприятия ООО «Анна»

Магазин ООО «АННА» расположен по адресу: Астраханская область, Камызякский район, село Чаган, улица Мира, дом 4 «а».

ООО «АННА» было основано 20.06.2015 года.

Правовая форма ООО «АННА» - общество с ограниченной ответственностью. ООО «АННА» действует на основании Устава. Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.


В соответствии с Федеральным Законом "Об Обществах с ограниченной ответственностью" Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество с ограниченной ответственностью считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В состав учредительных документов ООО «Анна» входит Устав. Уставом ООО «Анна» предусмотрены следующие основные виды деятельности: розничная торговля алкогольными и прочими напитками.

Деятельность магазина ООО «АННА» Пятачок связана с реализацией продукции через розничную торговую сеть.

Общая площадь магазина 85,5 кв.м., из них два торговых зала площадью 44,0 и 22,1 кв.м. с установочной площадью, занимаемой торговым оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения денежных расчетов с покупателями.

Организационная структура ООО «Анна» представлена в Приложении 1.

Высшим звеном в структуре организации ООО «Анна» является генеральный директор. В его подчинении находятся работники этого магазина. Директор оформляет на работу вновь поступивших работников, заключает договора с администрацией села, налоговой инспекцией, с центром социального обеспечения, коммунальными службами, заключает договора на поставку товаров. Директор является юридическим лицом магазина.

Бухгалтер ведет бухгалтерскую документацию, составляет отчеты (квартальные, годовые).

Администратор – работает непосредственно с коллективом магазина, следит за ассортиментом и качеством продукции, составляет штатное расписание.

Таким образом, можно сделать вывод, что в организации все структурные подразделения связаны между собой и имеют четкие трудовые обязанности.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия ООО «Анна» характеризуют следующие экономические показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Анна» за 2015-2017 гг.

Показатели

Годы

Отклонение по годам (+; - )

Темпы роста по годам, %

2015

2016

2017

2016/

2015

2017/

2016

2016/

2015

2017/

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарооборот от продажи товаров

12683

16268

24418

3585

8150

128,3

150,1

Себестоимость проданных товаров

7976

10180

15219

2204

5039

127,6

149,5

Валовая прибыль

4707

6088

9199

1381

3111

129,3

151,1

Коммерческие расходы

3418

4363

6523

945

2160

127,6

149,5

Прибыль от продаж

1289

1725

2676

436

951

133,8

155,1

Прочие доходы

390

431

129

41

-302

110,5

29,9

Прочие расходы

450

500

175

50

-325

111,1

35,0


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Прибыль до налогообложения

1229

1656

2630

427

974

134,7

158,8

Налоговые выплаты

239

406

692

167

286

169,9

170,4

Чистая прибыль отчетного периода

990

1250

1938

260

688

126,3

155,0

Среднегодовая численность работников, чел

8

10

12

2

2

125,0

120,0

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

1200,0

1544,4

1900,8

344,4

356,4

128,7

123,1

Среднегодовая выработка 1 работника ППП, тыс. руб.

1585,4

1626,8

2034,8

41,4

408,0

102,6

125,1

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

6415

6514

6891

99

377

101,5

105,8

Фондоотдача, руб./руб.

1,98

2,50

3,54

0,5

1,0

126,3

141,9

Фондоемкость,

0,51

0,40

0,28

-0,1

-0,1

79,2

70,5

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

801,875

651,4

574,25

-150,5

-77,2

81,2

88,2

Рентабельность продаж, %

10,2

10,6

11,0

0,4

0,4

104,3

103,4

Из таблицы 1 следует, что товарооборот от продажи товаров в 2015 году составил 12683 тыс. руб., в 2016 году - 16268 тыс. руб., а к 2017 году он увеличился до 24418 тыс. руб., что в абсолютном значении составило 11735 тыс. руб. (или 92,5%). Это увеличение обусловлено ростом объемов проданных товаров за счет активизации деятельности предприятия. Но вместе с ростом товарооборота увеличивается и себестоимость продукции с 7 976 тыс. руб. в 2015 г. до 10 180 тыс. руб. и 15 219 тыс. руб. в 2016 г. и 2017 г. соответственно. Однако темпы роста товарооборота опережают темпы роста себестоимости, что оценивается как положительная тенденция.