Файл: Концепция деятельности гостиничного предприятия(Теоретические аспекты деятельности гостиничного предприятия).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты деятельности гостиничного предприятия
1.1. Сущность и специфика организации деятельности гостиничного предприятия
1.2. Классификация средств размещения и виды гостиничного хозяйства
1.3. Развитие деятельности гостиничных предприятий в Республике Казахстан
2. Концепция деятельности гостиничного предприятия (на примере гостиничного комплекса «Чайка»)
2.1. Организационно–экономическая характеристика гостиничного комплекса
2.2. Основные показатели деятельности гостиничного комплекса
2.3. Особенности деятельности гостиничного комплекса
3.1. Проблемы в деятельности гостиничного комплекса
3.2. Пути совершенствования деятельности гостиничного комплекса
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода.
В настоящее время развитие гостиничного бизнеса связывается с глобальными процессами в мире, созданием экономических союзов, в связи, с чем увеличивается поток туристов. На сегодня развитие гостиничного бизнеса не в полной мере соответствует задачам, которые возлагаются на него.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что гостиничный бизнес – один из наиболее перспективно и быстроразвивающихся видов услуг, приносящий по всему миру многомиллионные доходы. Одновременно гостиничный бизнес в мировой экономике рассматривается как весьма специфичный вид предпринимательской деятельности, составляющий базу для роста национального туризма, формирующий определенный бренд страны в глазах международного сообщества, несущий в себе огромный потенциал для устойчивого дохода в государственный бюджет и способствующий расширению внешнеэкономической деятельности государства через систему интеграционных связей и специфику построения систем управления гостиничным хозяйством.
Деятельность гостиничных предприятий рассматривается с точки зрения различных видов деятельности. Основное – это то, ради чего создано предприятие, то есть реализация гостиничных услуг (основных, дополнительных, сопутствующих).Кроме этого, гостиничное предприятие, подобно предприятиям других видов деятельности, может получать доходы и из других источников. К ним можно отнести реализацию основных фондов, предоставление в аренду помещений и оборудования, доходы от передачи (продажи) лицензий, патентов, ноу-хау, операций на рынке валюты, долевого участия в уставном капитале других предприятий, выполнения НИОКР по договорам с другими предприятиями и другие виды источников доходов.
Гостиничная индустрия характеризуется высокой степенью подверженности инновационным процессам, происходящим в экономике, наличием и предоставлением потребителям большого спектра основных, дополнительных, сопутствующих услуг.
Гостиничные предприятия работают в условиях жестокой конкурентной борьбы за клиента. Сегодня гостиничный сектор стремится получить свою долю бизнеса и всячески пытается убедить туристов истратить деньги на приобретение предоставляемых им гостиничных услуг.
Цель курсовой работы – проанализировать концепцию деятельности гостиничного предприятия.
В соответствии с этой целью поставлены и реализованы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты деятельности гостиничного предприятия;
- проанализировать концепцию деятельности гостиничного предприятия (на примере гостиничного комплекса «Чайка»);
- исследовать направления совершенствования деятельности гостиничного предприятия (на примере гостиничного комплекса «Чайка»).
Объект исследования - Гостиничный комплекс «Чайка».
Предметом исследования является деятельность гостиничного предприятия.
Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Республики Казахстан; Гражданский Кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан».
Теоретической и методологической базой для курсовой работы являются работы таких авторов, как: Волков Ю.Ф., Ехина М.А., Иванилова С.В., Семенова Л. В., Турковский М., Федцов В.Г., Феоктистов И.А., Шамшина Ю.О.
1. Теоретические аспекты деятельности гостиничного предприятия
1.1. Сущность и специфика организации деятельности гостиничного предприятия
Гостиничное предприятие является предприятием по производству и предоставлению услуг коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю. К коллективным средствам размещения гостиничного типа относятся гостиницы, отели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития и т.д.[1]
К специализированным средствам размещения относятся: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки и др.., туристские, спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (рыбака), конгресс-центры, кемпинги, ботели, флотели, ротели и другие. К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаются.[2] Гостиница - средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг.[3]
Гостиничная индустрия – это суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания. Она органически и естественно связывает рестораны, кафе, транспорт и экскурсии в единую цепь туристско-экскурсионного обслуживания.
Гостиничный бизнес – это социально организованный сервис деятельности, который удовлетворяет потребность в отдыхе, пище, жилье, здравоохранении, культурных развлечениях, связи с окружающей средой.
Гостеприимство является главной составляющей отрасли туризма и вносит значительный вклад в развитие мировой экономики. Основная функция гостиничных хозяйств заключается в особой организации гостеприимства за определенную плату. Исследования управления гостиничным предприятием, функционирующим в бурной экономической среде, определяет гостиничное предприятие как самостоятельную техническую, социальную и экономическую единицу, которая по собственной инициативе и за свой счет выполняет определенную производственную деятельность для удовлетворения потребностей других социальных единиц для достижения прибыли.[4] Общей чертой выше указанного определения является тот факт, что предприятия направлены на получение прибыли и связаны с деловой активностью производства товаров и услуг, одним из основных методов, различия которых является характер их деятельности, исходя из которых, выделяются: предприятия производства товаров, включающие предприятия разных видов промышленного сектора; сервисные предприятия, то есть предприятия, оказывающие услуги в индустрии туризма.[5]
Другими словами, предприятия гостиничного бизнеса - это предприятия, представляющие экономические интересы отрасли туризма, основной целью которых является достижение экономических и социальных потребностей, предлагая различные туристские продукты и услуги.[6] Важным фактором, влияющим на формирование гостиничного предприятия, является определение цели его существования, что представляет собой сложенное, преднамеренное и синтетическое будущее его состояние, выражающееся в форме его характеристик в конце принятого промежутка времени.
На рисунке 1 показана пирамида иерархии целей гостиничных предприятий.
Миссия |
|||||
Правила предприятия |
|||||
Принципы функционирования |
|||||
Ключевая цель предприятия |
|||||
Цели конкретных областей работы |
|||||
Функциональные и стратегические цели |
|||||
Инструментальные цели |
Рисунок 1 - Иерархия целей гостиничного предприятия
Гостиничная индустрия характеризуется высокой степенью подверженности инновационным процессам, происходящим в экономике, наличием и предоставлением потребителям большого спектра основных, дополнительных, сопутствующих услуг, структурно-качественными преобразованиями, направленными на повышение эффективности деятельности, сочетанием линейно - функциональных и программно-целевых организационных структур предприятий, а также симбиозом этих структур при осуществлении государственного регулирования сферой туризма, созданием отраслевых кластеров.[7]
Организационными основами гостиничной индустрии являются основы организации рыночной экономики, в рыночной экономике определяют виды (типы) рыночных структур.[8] Основные элементы рынка – это спрос и предложение, конкуренция, цена, основные экономические законы.[9]
По форме собственности в Республике Казахстан имеются: государственные, частные гостиницы, гостиницы со смешанной формой собственности без иностранного участия, гостиницы – совместные предприятия с иностранным участием, гостиницы, принадлежащие общественным организациям.[10] Деятельность гостиничных предприятий рассматривается с точки зрения различных видов деятельности. Основное – это то, ради чего создано предприятие, то есть реализация гостиничных услуг.[11] Кроме этого, гостиничное предприятие, подобно предприятиям других видов деятельности, может получать доходы и из других источников. К ним можно отнести реализацию основных фондов, предоставление в аренду помещений и оборудования, доходы от передачи (продажи) лицензий, патентов, ноу-хау, операций на рынке валюты, долевого участия в уставном капитале других предприятий, выполнения НИОКР (научно- исследовательских, опытно-конструкторских работ) по договорам с другими предприятиями и другие виды источников доходов.[12]
К видам деятельности гостиниц и иных средств размещения относят: оказание услуг по приему, размещению граждан, оказание услуг во время проживания; выставочную, рекламно-информационную и маркетинговую деятельности; оказание услуг по организации и проведению деловых, культурно-зрелищных мероприятий, оказание услуг внутреннего, въездного и выездного туризма; предоставление услуг автостоянки; предоставление услуг предприятиями общественного питания, торгово-закупочную деятельность. Таким образом, сделаем вывод. Гостиница - средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг.
1.2. Классификация средств размещения и виды гостиничного хозяйства
Под гостиничной деятельностью в Республике Казахстан понимается деятельность юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения (вместимостью не менее 10 номеров) по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.[13]
В гостиничном фонде выделяются две главные группы гостиниц: для постоянного проживания и для временного проживания.[14]
В свою очередь, они подразделяются на: транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки; гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках; гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т. п.).[15]
Классификация гостиниц по функциональному назначению представлена на рисунке 2.
Гостиницы |
||||
Транзитные |
Целевые |
|||
Делового назначения |
Для отдыха |
|||
Курортные |
Туристские |
Рисунок 2 - Классификация гостиниц по функциональному назначению
Цели деятельности гостиничного предприятия можно разделить на направленные и конкретные, а окружение гостиничного предприятия представляет собой совокупность явлений, процессов, которые формируют взаимозаменяемые отношения, возможность продажи продукции, перспективы развития и рабочие ее диапазоны.[16]
Внешнее окружение гостиничного предприятия также можно дезинтегрировать, согласно составляющим его элементов, и выделить природное, экономическое, техническое, социальное, политическое, правовое и культурное окружение.[17]