Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 550 тыс. комфортабельных гостиниц, насчитывающих более 21 млн. номеров (34 млн. мест). При этом количество номеров ежегодно растет в среднем на 2-3% [18]. Европейский рынок гостиничных услуг традиционно занимает важное место в современной мировой экономике и отражает ее основные тенденции. В последние два десятилетия он входит в наиболее динамичные и прибыльные сферы хозяйственной деятельности.
Европейский гостиничный рынок приобрел международный характер, что доказывает целесообразность его научного исследования в качестве самостоятельного объекта. Ведущими зарубежными учеными, изучающих основы функционирования мировой индустрии гостеприимства являются: Ананьев М.В., Ильина Е.Н., Раппопорт Л.В., Виктория Дедок, Гайдукевич, Л. М., Котлер Ф., Скобкин, С. С., Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Хорев А.С., Никольская Е.Ю., Баева В.В., Бокарева Е.В., Егорова Е.Н., Заернюк В.М., Качурина М.М., Леонова В.П., Новикова Н.Г., Подсевалова Е.Н., Силаева А.А., Ульянченко Л.А., Фаизова Г.Р., Черникова Л.И., Ковальчук А.П., Евстигнеев А. М., Морева С. Н., Зобова Е. В., Яковлева Л. А., Похомчикова Е. О., Уокер Дж. Р., Орлова Д.И., Морозов В. Ю., Мурашова Ю. В.
И хотя сегодня немало проблем в развитии индустрии гостеприимства достаточно основательно проанализированы, ряд существенных вопросов развития национального гостиничного рынков остается дискуссионной или недостаточно изученности данной темы.
Актуальность темы: На сегодняшний день индустрия гостеприимства - очень важный и один из ключевых факторов успешного развития туризма в целом. Трудно сказать, что в XXI веке сфера индустрии гостеприимства хорошо развитой. Сейчас она только находится на этапе восстановления. Это связано с тем, что как только начался технологический прогресс, люди перестали обращать внимание и даже совсем забыли о человеческих потребностях в заботе, добрых словах и общении.
Работники начали уделять внимание только техническому развитию и вовсе забыли о развитии собственных высококвалифицированных, персональных качеств. Поэтому проблема развития гостеприимства приобретает особое значение в условиях современной производственной среды.
Объектом исследования в данной работе выступает индустрия гостеприимства, как сектор мировой индустрии туризма, и специфика международного рынка гостиничной отрасли на современном этапе развития.
Предмет исследования: Тенденции в индустрии гостеприимства на современном этапе развития данной отрасли.
Цель работы: Дать характеристику индустрии гостеприимства и проанализировать тенденции развития не только туристической цепочки, но отдельно взятого города Москвы, чтобы более детально рассмотреть картину нынешнего состоянии индустрии гостеприимства.
Задачи исследования:
1.Изучение истории развития гостеприимства
2.Рассмотрение основных понятий, состава и фактора развития индустрии гостеприимства
3.Характеристика современного состояния и тенденций развития в индустрии гостеприимства
4.Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного бизнеса в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 48 страницах машинописного текста, включает: рисунков-1, список использованных источников состоит 48 из наименований.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены основные понятия, касающиеся индустрии гостеприимства. Также рассмотрена история становления индустрии гостеприимства в России. Во второй главе изучены тенденции в индустрии гостеприимства и выявлены особенности международном опыте на рынке современных гостиничных услуг отношений, при которых будет достаточно стабильно функционировать аппарат экспортного также. В третьей главе разработаны условия и предложены пути решения проблем связанных с проблемами развития в индустрии гостеприимства. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на улучшения организационных моментов в сфере совершенствования индустрии гостеприимства.
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
В России гостиничное дело и гостеприимство в целом развивалось гораздо медленнее и сложнее в силу целого комплекса причин.
Созданию сети придорожным гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 г. Этот документ также подтверждает начало новой эпохи развития гостиничного дела и гостеприимства в нашей стране. К концу XVIII столетия в России насчитывалось уже свыше 3 тыс. почтовых станций с гостиницами — тут можно было отдохнуть после дороги, поесть и поменять лошадей. Постепенно набор сервисных услуг, предлагавшихся в гостиницах, возрастал. Первые бани были созданы именно при гостиницах для удобства путешественников, но постепенно ими стали пользоваться и местные жители. Благодаря этим баням постепенно стали пользоваться популярностью общественные бани.[1]
Со времен Петра I можно говорить и о формировании в России общеевропейской традиции путешествий. Изначально путешествия русских дворян в Европу были связаны со служением государству, будь это поездка на обучение или дипломатическое поручение, что впрочем, не мешало путешественникам того времени удовлетворять и «праздное любопытство».
Социально-политические и экономические реформы, которые проводил Петр I в России, не могли не оказать заметного влияния на систему гостеприимства. Изменения, происходившие в ней, во многом были обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которыми познакомились русские послы, купцы и молодые дворяне, получавшие по воле царя образование за границей. Да и сам Петр I во время своих заграничных путешествий имел возможность лично изучить условия проживания и питания и услуги, предоставляемые гостям в европейских гостиницах и постоялых дворах.
Для России поворотным моментом также стала последняя треть XVIII в , этот период активизировались контакты со странами Центральной и Западной Европы. Обретя статус великой державы, Россия привлекает внимание европейцев. На просторы нашей страны устремилось немало иностранцев: послов и купцов, которых интересовали история и культура страны, обычаи населяющих ее народов.[2]
Во времена Екатерины II любой дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.[3]
К концу XVIII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы - Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.[4]
Москва как столица и самый крупный рынок гостиничных и туристических услуг обладает уникальным культурно-историческим наследием и играет ведущую роль в политической и экономической жизни современной России и поэтому имеет все основания претендовать на позицию крупнейшего центра гостеприимства не только общероссийского масштаба, но может успешно конкурировать на мировом рынке со столицами западноевропейских стран.[5]
Наличие специфических хозяйственных отношений в городе, которые сложились под влиянием различных политических интересов, накладывает отпечаток на реализацию функций и структурную организацию рынка услуг индустрии гостеприимства. Развитию гостиничного регионального бизнеса препятствует очевидные противоречия, связанные с неоднородностью экономического пространства Московского региона, которому попрежнему свойственны: – высокий моральный и физический износ материально-технической базы парков культуры и отдыха; – недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры. [6]
Туристская деятельность в трактовке Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нацелена в большей степени на организацию и рекламу туристских поездок, чем на создание и предоставление услуг гостеприимства и заменять их понятием туристского продукта (туристского пакета) не вполне правомерно. Напомним, что услугами гостеприимства пользуются не только туристы, но и другие категории путешественников, которые согласно статистике Всемирной туристской организации (ВТО-ООН) объединены в понятие «посетителей» (visitors)[7].
Начало современного туристско-экскурсионного дела в России принято относить к шестидесятым годам 19 века. Организованный туризм в России возникает только в последней трети 19 века, когда открываются первые бюро путешествий. Появление музеев также способствовало развитию экскурсионного туризма в России. Первым музеем была знаменитая Кунсткамера (1714). В 1872 году в Москве открывается Политехнический музей, 1897 - Русский музей в Петербурге; появлялись и другие музеи.
Именно в этот период в отдельных учебных заведениях в каникулы стали проводить экскурсии в крупные города России, на Кавказ, в Крым. [8]
Конечно, недостатков в российском гостеприимстве было много. Слишком много неудобств ожидало русского путешественника, который отважился на длительную поездку с целью посетить курорты или различные достопримечательности в своей собственной стране.
Тем не менее, Россия со второй половины 19 века вписывалась в общие тенденции развития международного туризма. Количество россиян среди иностранных туристов в странах Европы неуклонно увеличивалось.
Индустрия гостеприимства в России динамично растет с 2011 года. В 2014 году страна получила 29,8 млн. Посетителей, что на 5,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Благодаря ослаблению рубля, который заставляет больше заграничных туристов. Это также вынудило россиян принять решение о проведении внутренних каникул, которые положительно повлияли на уровень заполняемости российских гостиниц. [9]
Внутренний туризм в России увеличился на 20% в 2015 году. В 2016 году расходы на внутренний туризм выросли на 88%. Но с улучшением геополитических ситуаций и ростом платежеспособности россиян тенденция к выездному туризму будет больше, что может не пойти в пользу индустрии гостеприимства страны.
После огромного успеха зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи страна привлекла ведущих игроков индустрии гостеприимства. С предстоящим чемпионатом мира ФИФА, который будет проходить в этой стране в 2018 году, индустрия гостеприимства присматривается к 1 миллиону туристических посещений, ожидая дополнительный доход в размере 1 миллиарда долларов.
Как отмечает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC), Россия вошла в число туристических держав со стабильным показателем роста. Также по данным индустрия туризма и путешествий имеет огромные возможности влияния на бедующее экономическое развитие России.[10]
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в глобальном масштабе. Туристическая деятельность использует примерно 7 % мирового капитала. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям за 2015 г., вклад туризма в мировую экономику составил 7,2 трлн. дол. США, на его долю приходится 9,8 % мирового ВВП.[11]
Ведущие иностранные бренды стали значительными участниками роста российского рынка больниц, в котором работает около 105 отелей с почти 26 500 номерами, опубликованными в отчете по обзору туризма.
Учитывая сценарий развития отеля в странах СНГ, его можно разделить на 2 группы.
- В первую группу входят Казахстан, Азербайджан и Украина, где 84% отелей эксплуатируются международными брендами, обслуживающими сегменты экономики, среднего и роскошного рынка.
- Вторая группа из Армении, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана не имеет хорошо развитого гостиничного рынка. Отели в международном стиле работают только в столицах.[12]
Из них Казахстан, Азербайджан и Украина демонстрируют заметный рост индустрии гостеприимства в основном из-за девальвации их местных валют, которые сделали отдых в этих странах очень доступным для иностранных туристов.
В последнее время сфера туризма стала привлекательным способом вложения средств для большого количества инвесторов. Многие профессионалы этой среды утверждают, что существуют центральные потребности гостей, которые обязательно должны быть удовлетворены: наличие достопримечательностей и музеев, ресторанов и жилья. В случае, если какая-либо из них остается неудовлетворенной, это уже тут отражается на желании гостей приехать еще раз.[13]