Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
В Советском Союзе гостиничная система и туризм развивались с большим трудом. Потоки туристов составляли собственные граждане СССР, и, их количество было весьма незначительным по сравнению с Западом. В зависимости от размеров города варьировалось и количество гостиниц. В крупных городах СССР их было 5–8, в средних около 2–4, а в маленьких – 1–2. Переломным моментом для гостиничной индустрии стала Олимпиада 80-го года. Она позволила выйти данному бизнесу на новый уровень, к тому времени в СССР функционировало уже около 7000 отелей способных разместить около 70000 человек.
На сегодняшний день Россия, как туристическое направление, из года в год становится весьма привлекательной для иностранных туристов. Развитию гостиничной индустрии в России поспособствовало закрытие такого массового направления как Египет, и уменьшение потока туристов в Турцию. Присоединение Крыма к России является отдельным существенным фактором, повлиявшим на рост показателей гостиничного дела в стране. Посетить Черное Море, полюбоваться красотами гор и побережий полуострова устремилось колоссальное число туристов. По официальной статистике, еще в 1993 году насчитывалось 6258 средств размещения. А вот к концу 2015 года этот показатель составил 20136 объектов. Номерной фонд также увеличился (+ 63%) и составил на конец 2015 года 771000 номеров, тогда как в 2000-х годах насчитывалось 472000 номеров. Динамика роста представлена на рисунке 1.[32]
Рис.1 Число средств размещения в 1993–2015 гг.[33]
Таким образом, начиная с 2000 года, мы видим ежегодный рост средств размещения в стране. За анализируемый период количество средств размещения увеличилось на 7700. Эти данные говорят об актуальности сегмента гостиничного бизнеса для экономики страны. В среднем ежегодный прирост средств размещения составляет 29%. Распределение средств размещения по территории России неравномерное, что объясняется различным уровнем развития туризма в регионах.
Особо хочется отметить рост числа таких средств размещения как гостевые дома – элемент гостевого бизнеса, средства размещения, предоставляющие «разнообразные услуги гостям (проживание, питание, развлечения), имеющие в основе своего функционирования глубокие традиции гостеприимства, местные обычаи, культуру обслуживания, учитывающие специфику своего региона или сельской местности, в которой они расположены» . [34]
По классификации средств Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» размещения гостевые дома относятся к прочим средствам размещения. Их появление обусловлено ростом популярности отдыха внутри страны, в местах, где простыми словами интересно туристам, но негде разместиться. В России по неофициальным данным огромное количество гостевых домов, особенно на юге. Проследить тенденции, связанные с появлением гостевых домов в России, очень тяжело, поскольку нет официальной информации по этому аспекту предпринимательства. В различных субъектах наблюдается разная активность в плане создания гостевых домов и их продвижении на рынок. По итогам 2013 года насчитывалось порядка 115 гостевых домов, а уже в 2014 году – около 150 гостевых домов в России. [35]
Гостиничная индустрия – интересный динамично развивающийся сектора экономики. По ежегодному росту различных средств размещения можно судить об актуальности данного сектора среди предпринимателей.[36]
Гостиничный рынок является перспективным, капиталоемким проектом с длительным сроком окупаемости, гостиница позволяет инвестору иметь в собственности дорогой и перспективный с точки зрения будущей доходности объект. Цены на гостиничную недвижимость зависят от многих факторов: расположения, оформления интерьеров, качества ремонта, состава и состояния номерного фонда, наличия инфраструктуры, численности персонала, площади гостиничной территории и т. п. Конечно, важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение, достижение сбалансированности между спросом и предложением обеспечивается действием рыночного механизма. Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных затрат при существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят. Это требует привлечения в сезон большого дополнительного персонала, который не заинтересован в нужной степени в своевременном и качественном обслуживании. Кроме того, нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничного продукта. Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Российская Федерация войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристских услуг составит 3 % (47,1 млн чел). К 2020 г. количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7 %. На первом месте окажется Китай (8,7 %), на втором – США (6,5 %), на третьем – Франция (5,9 %)[37] .Россию наряду с Китаем, Бразилией и Индией в течение ближайших нескольких лет также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора.[38] При поступательном развитии национальной экономики и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок.
В 2016 г. гостиничная индустрия России значительно увеличила свои позиции, как показывает статистика, что большинство граждан предпочли отдыху за рубежом российские курорты, спрос на которые возрос на 37 % по сравнению с показателями предыдущих лет. Стоит отметить и интерес иностранных туристов к нашей стране. В текущем году количество прибытий в Россию увеличилось в среднем на 40 %[39] , и можно также отметить, что гостиничный бизнес на сегодняшний день активнее всего развивается в Сочи, Москве и Санкт-Петербурге. По данным Российской гостиничной ассоциации (РГА) на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70 % всего оборота гостиничного рынка России. В настоящее время в Москве наибольшим спросом пользуются 2-3-звездные отели, в которых загрузка достигает 80 % в год. Однако, несмотря на дефицит качественного гостиничного сервиса эконом-класса, столица делает акцент на создание отелей для путешественников с высоким достатком.
Очевидна активизация российских и международных гостиничных сетей в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу в 2018 г. В частности, запланировано строительство нескольких гостиниц в Москве (Four Points By Sheraton в аэропорту Внуково, Radisson Blu в МФЦ Novion на Олимпийском проспекте, Hyatt Regency VTB Arena Petrovsky Park на Ленинградском проспекте), а также в Нижнем Новгороде (Marriott), Саранске (Four Points by Sheraton), Ростове-на-Дону (Sheraton, Radisson). Еще одним стимулом для реализации новых проектов международных и национальных гостиничных операторов выступает рост въездного туризма со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительный рост отельного бизнеса отмечен в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), в Красноярске. Во всех перечисленных регионах, по мнению экспертов РГА, существует тесная взаимосвязь между отельерами и властями: последние выражают заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пытаются привлечь инвесторов для реализации перспективных проектов в сфере гостиничного бизнеса. Появились у клиентов и новые предпочтения и жизненные ориентиры, под которые гостиницам и отелям необходимо подстраиваться. Перечислим подробно основные тренды гостиничного бизнеса, которые игнорировать нельзя:
Интернет. Наличие хорошего, качественного, быстрого и желательно бесплатного Интернета, который заменил бутики и коммерческие зоны на территории отеля с товарами для путешествий, газетами и журналами, также он отодвинул телевизор и телевидение на задний план.[40]
Во многих гостиницах и отелях сейчас активно реализуется концепция «опенлобби», когда зона ресепшен и ресторана совмещена и открыта, что позволяет гостям отеля проводить больше времени в неформальной обстановке, общаться друг с другом, в том числе в социальных сетях.
Дополнительные развлекательные услуги. Наличие комнаты, где можно поиграть в бильярд, пинг-понг или настольный теннис позволяет туристам знакомиться и общаться, и весело проводить время, находясь в отеле. Домашняя атмосфера и демократичные цены.
В последние годы все большую популярность среди туристов приобретают хостелы. По мнению экспертов, в будущем они захватят большой кусок гостиничного рынка. Сейчас появились состоятельные путешественники, которые специально селятся в хостелах, чтобы лучше узнать страну, в которую они приехали. Кроме этого, почти во всех хостелах есть кухня, следовательно, возможность приготовить домашнюю еду, а не есть то, что им предлагают в ресторанах. Одно из главных преимуществ хостелов — низкая цена. Заплатить за проживание в нем сможет любой человек даже с маленькой зарплатой. Снижение себестоимости услуг. Существует мнение, что стоимость проживания в гостиницах категории 4-5* можно удешевить.[41]
Гостиничный бизнес будет развиваться, если цены будут соответствовать уровню зарплат. Но цены снизить можно, так как стоимость проживания напрямую зависит от предлагаемых услуг и расходных средств. Можно сократить расходы на электричество, если использовать светодиодные лампы и энергосберегающие технологии. Следовательно, сейчас обязательными атрибутами гостиниц стали фитнес-центры, правильное, здоровое питание, специальная зона для общения и бесплатный Wi-Fi, которые направлены не только на привлечение как можно большего количества клиентов, но и на то, чтобы каждого постояльца сделать постоянным гостем.
В 2016-2017 гг. авторами статьи было проведено региональное исследование рынка гостиничных услуг, которое показало следующие результаты: По исследованиям «Росстата», на конец ноября 2016 г. на территории Тамбовской области действовало 35 коллективных средств размещения (без малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), в том числе 22 предприятия гостиничного типа и 13 специализированных средств размещения, среди которых: «АМАКС Парк-Отель», «Державинская», «Галерея» – свыше 100 номеров (средние), предназначенные для часто путешествующих по стране деловых людей, отдающих предпочтение комфорту и качеству услуг. Единственной сетевой компанией является «AMAKS Hotels&Resorts», под брендом AMAKS собраны бизнес-отели, туристические комплексы и курорты России и Белоруссии с более чем 5-тысячным совокупным номерным фондом. Основу сети AMAKS составляют наиболее востребованные на российском рынке гостиницы класса 3 звезды с едиными стандартами и федеральным брендом. «Театральная», «Славянская», «Гранд» и др. до 100 номеров (малые), применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома, что позволяет малым формам гостиничного бизнеса развиваться и быть конкурентоспособными в регионе. Основной сегмент – постоянные клиенты.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество средств размещения увеличилось на 3 предприятия. Наибольшее их число, как и в прошлом году, находилось в городе Тамбове – 12 (34,3 % от общего числа), в том числе предприятия гостиничного типа – 10 (45,5 %) и специализированных средств размещения – 2 (15,4 %). Наибольшую долю среди размещенных лиц составляют граждане России соответственно – 99,1; 98,9; 99,4 %. [42]
Проведенный анализ региональных гостиничных предприятий на популярных сайтах онлайн бронирования свидетельствует о том, что оценка гостиничных услуг является важным преимуществом гостиницы, которая предоставляет гостю необходимую информацию о соответствии объектов индустрии гостеприимства потребительским ожиданиям и предпочтениям. Следовательно, необходимо улучшение качества материально-технической базы региональных гостиничных предприятий, проведение оптимизации технологических процессов, создание широкого спектра дополнительных услуг, желательно ориентированных не только на гостей отеля, но и на местных жителей. Таким образом, индустрия гостеприимства развивается очень стремительно, происходят изменения в приоритетах крупных отельных операторов в развитии собственных сетей, повышается уровень сервиса, происходит демократизация: гостиницы стараются привлечь не только VIP-клиентов, но и клиентов со средним достатком. Для регионального гостиничного бизнеса необходимо не просто координировать сложившуюся ситуацию на рынке гостиничных услуг, а прежде всего, внедрять основные тенденции гостиничного сервиса в процесс обслуживания гостя.[43]
События, происходящие на локальных рынках гостеприимства, связанные с политической ситуацией на Украине и введением санкций в отношении России, могут замедлить развитие отечественной индустрии гостеприимства. При этом условия функционирования локальных рынков гостеприимства в России таковы, что она может пострадать от кризиса сильнее, чем другие страны, т.к. выездной поток может перенаправиться внутрь страны, а специализированная инфраструктура на многих локальных рынках, в частности в Москве, еще не готова к обслуживанию большого количества гостей. В современных условиях наиболее привлекательными направлениями развития локальных рынков гостеприимства стало создание экономичной инфраструктуры с доминантами обслуживания в среднем и нижнем ценовом сегменте.[44] В целом, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо создать в Москве условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду доступные по цене средства размещения, условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.