Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
Все это говорит о том, что индустрия гостеприимства в России страдает от некоторых проблем, требующих серьезного внимания для поддержания устойчивой кривой роста. Несомненно, число отелей в России растет, но качество предлагаемых услуг намного ниже международных стандартов. В основном это связано с отсутствием квалифицированных и квалифицированных специалистов в сфере гостеприимства, работающих в этих отелях.[14]
30-процентное повышение цен в отелях на черноморских курортах еще в 2016 году укрепило бы скептическое мнение относительно надлежащих услуг, связанных с ценами на деньги, что вряд ли соответствует преобладающим ниже стандартным услугам.
Учитывая растущие тенденции путешествий по всему миру с признанными на международном уровне гостиничными брендами, соперничающими за большую долю рынка, эта тенденция будет в большей степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, чтобы создать лояльную группу.[15]
Качество услуг обязательно будет иметь большое значение наряду с ценовой структурой, чтобы побудить путешественников из всех слоев населения. Следует отметить, что многие менее посещаемые места с экзотическими локациями оказываются звездными достопримечательностями в основном благодаря их привлекательным ценам и качественному сервису.
С бурно развивающейся глобальной индустрии гостеприимства ожидания клиентов также растут там, где они серьезно ценят потраченные деньги. В опросе, проведенном на 7000 путешественников, выяснилось, что помимо высокого уровня услуг, предоставляемых отелем, путешественники предпочитают персонализированное обслуживание, основанное на их образе жизни и обычаях, чтобы сделать их пребывание более удобным, что заставит их чувствовать заботу и честь.[16]
Опять же, диапазон персонализированных услуг в значительной степени варьировался в зависимости от возрастной группы. Младшая группа предпочитает больше развлечений, а пожилые путешественники склонны к здоровой еде и напиткам. Путешественники из стран с формирующимся рынком стремятся к индивидуальному обслуживанию больше, чем к развитым странам. Это наблюдалось у туристов из Китая, Бразилии и ОАЭ.[17]
Следовательно, отели, предлагающие индивидуальные пакеты по привлекательным ценам, обязательно выиграют сердца большего куска путешественников. Простота бронирования номеров и полетов, ценящих предпочтения путешественников, гибкость при проверке выездных таймингов, увлекательные мероприятия, индивидуальное внимание в обслуживании номеров, планирование питания и тура, а также умные гиды, хорошо знакомые с родным языком туристов, - это некоторые функции, что российские отели должны включать в свои пакеты.
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
Дефиниция “индустрия гостеприимства” употребляется достаточно давно и применяется к совокупности тех секторов экономики, направлений, видов деятельности и сфер жизни, которые связаны с приемом и обслуживанием гостей. Это широкое определение достаточно полно отражает принципы гостеприимства. Однако в данном понятии, на наш взгляд, должны присутствовать не только определения элементов сущности объекта, но и его основной компонентный состав.[18]
Если определение гостеприимства с этимологической, культурной, философской, социальной, исторической, психологической сторон раскрывается в научных исследованиях достаточно всесторонне, то применение сочетания этого сложного понятия с дефиницией “индустрия” требует дополнительного рассмотрения.
Индустрия гостеприимства неразрывно связана с туристской индустрией. В настоящее время существует два подхода к определению их взаимоотношения. Сторонники первого подхода считают, что индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний.[19] Авторы второго подхода полагают, что индустрия гостеприимства сама является частью туризма и отвечает за размещение и питание туристов, она также включает в себя отрасли, деятельность которых связана с развлекательными мероприятиями .[20]
“Индустрия (лат. Industria - усердие), то же, что промышленность”, “индустрия (лат. Industria - деятельность), промышленность, в особенности
крупная”1. Таким образом, первоначально индустрия - это промышленность. Однако, если это усердие, деятельность, в том числе услуговая, сервисная, существует и сфера такой деятельности, секторы экономики, включающие производство промышленной и сельскохозяйственной продукции (промышленность и сельское хозяйство), товаров и услуг (сфера услуг) и их потребление.[21]
То есть индустрия в широком, современном понимании - это совокупность производящих и потребляющих сфер экономики, основных, дополняющих и сопутствующих ее секторов и потребительского рынка.
Обслуживание подразумевает формирование (проектирование, производство, продвижение, применение) сервисных систем, которые являются в данном контексте производственным ядром сервисной деятельности как процесса. В этом смысле употребление словосочетания “производство (индустрия) гостеприимства” не кажется нам неправомочным. Но услуга, как процесс и в то же время как продукт сервисной деятельности, специфична, имеет родовые отличия от промышленного производства. Сервис и гостеприимство, как сектор сервиса, особенно в технико-технологических их видах, используют индустриальные методы, формы и технологии. В этом проявляется двойственная природа услуги, использование технических, промышленных и гуманитарных технологий.
Выделяют и исследуют производственные услуги.[22] Однако сама сущность услуги при этом не меняется. Меняется объект и специфика ее применения. Мы достаточно давно, много и обоснованно говорим о постиндустриальной экономике, сервизации экономики, информационно сервисной экономике, неоэкономике.[23] В данной связи интересен предмет исследований “развитие индустрии сервиса, индустрии гостеприимства в постиндустриальной экономике и обществе”.
На наш взгляд, более употребимо применение определения совокупности направлений и видов деятельности, связанных с гостеприимством, как сферы гостеприимства. Уяснение сущности словосочетания “индустрия гостеприимства”, применение его в понятийно-терминологическом аспекте интересно не столько с этимологической стороны, важно определение элементарного состава сервисной
системы. Отдельно стоит вопрос о нормативно-правовом регулировании деятельности субъектов этой системы.[24]
Это понятие широко используется и в современной России. Однако в него вкладывается различный смысл. Так, распространено определение индустрии гостеприимства как комплексной сферы деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов8. Однако такое определение, на наш взгляд, более подходит для въездного туризма отдельной территории. [25]
Синонимичное употребление понятий “индустрия гостеприимства” и “индустрия гостеприимства и туризма” часто исходит
из предпосылки выделения въездного и выездного туризма и определения как основы индустрии гостеприимства въездного туризма. В данном
понимании индустрия гостеприимства – это межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма, экономическая система, состоящая из отраслей и организаций, функции которых заключаются в удовлетворении спроса на различные виды отдыха и развлечений туристов. Для определения сферы деятельности таких организаций в советское время применялись термины “гостинично-ресторанное хозяйство”, “гостинично-туристский комплекс”.[26]
В Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” дается определени сферы туризма, как совокупности гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,
объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[27]
Услуги сферы гостеприимства, по нашему мнению, следует рассматривать как разнообразный многоступенчатый комплекс услуг, предоставляемых не только участникам, субъектам туристского
рынка. Понятийно-терминологические основы индустрии гостеприимства следует рассматривать с позиции определения состава объекта исследования, факторов его развития.
Сфера деятельности индустрии гостеприимства связана с функционированием многочисленных предприятий разной направленности и специализации (гостиницы, рестораны, туристские агентства, музеи, транспортные компании, информационные центры), объединенных общей целью — удовлетворение любых запросов и желаний потребителей. Многие ученые отмечают огромное количество видов деятельности, входящих в индустрию гостеприимства.[28]
Условиями формирования сферы гостеприимства определенной, конкретной территории (государства, региона, района, центра) являются различные сочетания внутренних и внешних факторов. Это естественно, если мы рассматриваем сферу гостеприимства как любую, в том числе территориальную, систему, развивающуюся под влиянием совокупности исторически сложившихся условий и ресурсов, прогнозируемых и случайных факторов развития.[29]
Важно выделять факторы развития и ресурсы, в том числе туристские, рассматривать наличие, сочетание, состояние, потенциал ресурсов как фактора формирования и развитие сферы гостеприимства территории. Под воздействием изменения сочетания вышеперечисленных внутренних и внешних факторов появляются новые условия развития сферы гостеприимства. И таким образом, правильно сказал Р. А. Браймер: «индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей… Не существует перечня всех основных видов деятельности, которые она охватывает… Трудно дать полное и точное определение гостеприимства, но любой из нас может сразу заметить, когда оно отсутствует».[30]
Вывод к главе 1. Индустрия гостеприимства как отдельная цепочка туристической экономики зародилась еще в эпоху средневековья. А индустрия гостеприимства в России появилась достаточно поздно и развивалась медленнее, чем в остальных странах Европы. Новый этап развития и гостеприимства в России начинается с Великого посольства Петра I в Европу. Отели, которые функционируют на территории РФ, начали приносить туристическую и культурную значимость только ближе к 18 веку. Теперешнее состояние отельной отрасли характеризуется высокими принципами, и руководствуются множествами факторами развития, которые помогут направляться к поставленной цели, а именно улучшения индустрии гостеприимства.
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.1 Основные тенденции развития индустрии гостеприимства как России в частности, так и в отдельно взятом городе Москва
Индустрия гостеприимства – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Причин тому несколько: застой во многих отраслях экономики в последние годы, влияние на сферу материального производства негативных макроэкономических факторов, делающих привлекательной сферу услуг, в т. ч. индустрию гостеприимства и туризм. При этом на сегодняшний день прослеживается отставание темпов роста развития гостиничного бизнеса в России от общемирового. Причины данной ситуации можно проследить в истории, а именно начиная с XX века, когда научно-технический прогресс повлек за собой необратимый рост экономик ведущих стран мира, который оказал воздействие и на индустрию гостеприимства и туризм. Именно в этот период Европа и США вышли на путь развития гостиничного бизнеса и туризма. Прежде всего, это было связано с большим потоком туристов со всего мира, развитием отельной сети и сопутствующих услуг.[31]