Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
Опыт развитых стран в комплексном развитии индустрии гостеприимства позволяет выявить ряд ключевых направлений, причем большинство из них укладывается в достаточно четкое дерево задач. [45]
Важным элементом стратегического позиционирования Москвы является определение целевых пользовательских групп (текущее состояние – зарубежные деловые посещения, потенциально привлекательные группы: российские транзитные туристы, зарубежные транзитные туристы в коридоре Европа–Азия, индивидуальные зарубежные гости и семьи). Это приведет к более точному формированию клиентоориентированных предложений для потенциально привлекательных групп за счет использования опыта всех локальных рынков гостеприимства. Также на развитие дестинации работает упрощение визового режима и возврат налогов. [46]
В 2011 г. в целях создания условий для повышения качества, привлекательности и доступности услуг Москвы) в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы путем развития парков культуры и отдыха, туристских и гостиничных услуг Правительством Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012– 2016 гг.». В 2014 г. утвержден новый, актуализированный Генеральный план развития Москвы до 2025 г., разработанный в мэрии с учетом присоединенных территорий и предполагающий реализацию всего комплекса мероприятий по развитию туристской инфраструктуры города, которая, как запланировано, должна быть способна принимать до 6,8 млн. туристов ежегодно . Для этого в Генплане предусмотрено строительство 3, 4 и 5* комплексов и гостиниц, а также 3* гостиниц в составе многофункциональных комплексов, апарт-отелей и мотелей . Всего до 2025 г. в городе планируется построить 364 гостиничных комплекса и гостиниц на 167,9 тыс. мест, в том числе согласно Государственной программе города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012– 2016 гг.» уже построено в 2013 г. 43,4 тыс. места, в 2014 г. планируется довести этот показатель до 45,60 тыс. мест, в 2015 г. – до 48,50 тыс. мест, в 2016 г. – до 51,70 тыс. мест [10].[47]
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
В последнее десятилетие тенденция глобализации и концентрации гостиничного бизнеса в международной практике проявлялась через создание гостиничных сетей. Предприятия индустрии гостеприимства, объединяясь в крупные хозяйственные комплексы, преодолевали рамки отдельных государств, вовлекая их тем самым в сложный процесс глобализации, а также явились причиной: — утверждения и распространения международных стандартов гостиничного обслуживания во всем мире; — использования передового научнотехнического, технологического и квалификационного опыта при его внедрении в кратчайшие сроки и при относительно невысоких затратах; — повышения производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе; — более эффективного распределения средств и ресурсов. В настоящее время в мире насчитывается более 300 гостиничных сетей, на долю которых приходится около 10 млн номеров, что составляет 44 % мирового номерного фонда [48]. Выручка таких гигантов мирового гостиничного бизнеса, как Holiday Inn, Sheraton, Marriott, Hilton, Hyatt, составляет миллиарды долларов [49]. Наибольший доход в 2015 г. отмечался у компании IHG , который на 10 млрд дол. США превышал доход основного конкурента — компании Marriott International.[50].
В условиях глобализации и острой конкуренции на рынке гостиничных услуг независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы, что позволяет им получать доступ к услугам, ранее считавшимся привилегией интегрированных гостиничных цепей (проведение маркетинговых исследований; осуществление закупок; получение доступа к современным информационным технологиям и др.), и при этом остаются самостоятельными в правовом и экономическом отношениях. Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов в мире значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире — американская цепь Best Western International, насчитывающая 3350 гостиниц и 270 000 номеров.[51]
Последнее десятилетие характеризуется устоявшейся тенденцией широкого внедрения новых технологий в деловую стратегию предприятий индустрии туризма и гостеприимства (есть Интернет, системы бронирования и резервирования, создание программного обеспечения для управления предприятиями индустрии туризма и гостеприимства, социальные медиа). Данная тенденция позволяет проводить глубокую и системную экономическую диагностику деятельности субъектов хозяйствования. Благодаря быстроте передачи информации, надежности, гибкости использования и другим преимуществам, новые технологии позволили значительно расширить потенциал рынка гостиничных услуг и обеспечили слаженную работу всех департаментов предприятий, производящих гостиничный продукт и доводящих его до конечного потребителя. Использование сети Интернет оказывает самое мощное воздействие на системы дистрибуции в туризме и обеспечивает возможность глобального доступа к гостиничным предприятиям с гораздо меньшими затратами по сравнению с традиционными системами дистрибуции. Более того, под влиянием информационных технологий происходит изменение моделей ценообразования в мировой индустрии гостеприимства: цены могут устанавливаться в режиме реального времени в соответствии с балансом спроса и предложения; ценообразование становится подвижным, гибким, с мгновенной и непрерывной связью потребителя и производителя; особую популярность получает развитие сайтов-аукционов.
Современное высокотехнологичное гостиничное предприятие все больше зависит от команды узкоспециализированных специалистов по мере глобализации рынков и дифференциации технологий. Нынешний гость чрезвычайно требователен, в связи с чем, на гостиничную администрацию возлагается нелегкая обязанность по организации совместной согласованной работы многочисленного и многонационального трудового коллектива. Недостатки управления и контроля не замедлят сказаться на качестве услуг, а значит и на уровне доходов. Эти обстоятельства обостряют проблему подбора кадров в сфере гостеприимства. Между компаниями усиливается конкуренция не только за клиентов, но и за квалифицированных, добросовестных и лояльных работников. Тенденция к усилению компьютеризации породила новые рабочие профили в гостиничном хозяйстве. Например, в объединенных отелях класса «люкс» международной гостиничной корпорации Hyatt Hotels Corporation появились консьержи со знанием информатики и информационных технологий — «компсьержи» (compcierges).[52]
Глобализация на мировом рынке гостиничных услуг содействует внедрению в деятельность отелей инновационных методов управления в целях укрепления конкурентоспособной позиции на рынке (управление качеством, знаниями, доходами и др.). К сожалению, не все техники, успешно используемые сетевыми отелями, активно применяются в независимых гостиницах разных стран мира, что вполне объяснимо отсутствием финансовых, временных и человеческих ресурсов, выделяемых сетевыми отелями на в деятельность предприятий.[53]
Вывод к главе 2: Основа индустрии гостеприимства состоит из обслуживания клиентов, концепции, разделяемой всеми сегментами отрасли. Ваш малый бизнес может сосредоточиться на одном или всех аспектах гостеприимства. То, как вы и ваш персонал окажетесь в обслуживании других, будут определять уровень успеха вашего бизнеса. Вам может показаться, что это может быть проще в одной категории индустрии гостеприимства. Однако, хотя затраты и проблемы будут возрастать, владение или управление несколькими аспектами гостеприимства может предоставить вам еще много возможностей для успеха.
Анализ функций гостиничного комплекса Московского рынок индустрии гостеприимства позволяет обозначить наиболее важные направления его развития:
- Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
- Решение законодательных вопросов промышленности;
- Разработка концепций, внедрение программы финансовой и экономической поддержки компаниями в отрасли от федерального правительства и местных органах власти;
- Провести существующие нормативно-правовые акты в области туризма к нормам подобным другим компаниям за рубежом основа является международной
- И провести реализацию международной гостиничной индустрии в условиях глобализации.
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
Стратегическое управление является областью знаний, включающей в себя определение миссии, видения, цели и задач, а также разработку и реализацию стратегии на различных уровнях управленческой иерархии компании, чтобы создать и сохранить конкурентное преимущество. Деятельность предприятий индустрии гостеприимства протекает в сложной окружающей бизнес-среде. Региональные и глобальные экономические и политические кризисы, жесткая конкуренция, терроризм, глобальное потепление, слияние и поглощение компаний – все это создает определенные трудности для управления предприятиями гостеприимства. Чтобы достичь желаемого результата, крайне важно знать текущую ситуацию, и понимать, каким образом и при каких определенных условиях можно достигнуть положительных изменений в стратегическом управлении предприятием.[54]
Особенно это важно в нынешних кризисных условиях российской экономики, в которой туристический бизнес испытывает определенные трудности в привлечении клиентов. Основной проблемой, которая сегодня стоит перед российским сообществом гостиничной и туристской индустрии, является обострение геополитической ситуации в мире и как следствие – снижение притока иностранных туристов. В настоящее время особенно важно привлечение иностранного капитала в развитие предприятий индустрии гостеприимства и туризма. На повестке дня остается главный вопрос: повышение инвестиционной привлекательности данных объектов. К числу важнейших проблем, испытываемых туристкой индустрией, в первую очередь, необходимо отнести экономический кризис 2014 года.
Помимо этого, необходимо выделить ряд сдерживающих развитие услуг гостеприимства и туризма факторов: девальвация валюты, в результате которой туристы предпочитают откладывать посещение туристических центр на более благоприятный период; угроза выступления радикальных исламистских и террористических группировок, которая препятствует развитию выездного туризма; продолжающийся кризис, состояние «застоя» экономической ситуации в стране, отсутствие или крайне незначительные финансовые поступления от иностранных партнѐров в силу снижения политической стабильности на мировой арене. Внутренний туризм страны также не имеет тенденций к ускоренному развитию, что является следствием следующих причин: − Неблагоприятные международные отношения со странами Запада и США, вызванные рядом политических разногласий, в том числе ситуацией с Украиной. − Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «WorldTravelGuide», который издается в Лондоне, Россия обозначена как страна, неблагоприятная для туризма (единственная из 200 представленных). − Старение руководящего менеджмента и устаревшая система управления бизнесом. − Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы – 69,4%. Лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение иностранных туристов. Суммарная потребность оценивается в 500-600 тысяч номеров, или около 2 тысяч гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов.[55] . Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств. − Отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. − Неблагоприятный для иностранных туристов визовый режим. − Низкий уровень сервиса и комфорта, стоимость предлагаемых услуг не соответствует качеству (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В реестрах иностранных туристических компаний по России часто встречается предупреждение «не ждите привычного для вас сервиса».
В настоящее время отмечается резкое ухудшение развития индустрии гостеприимства в России в связи с приведенными факторами, для решения которой необходимо применять комплексный стратегический подход, учитывать различные особенности предприятий сферы услуг.[56]
Принимаемые Россией меры по развития въездного туризма до определенного момента времена считались успешными. К числу некоторых из них следует отнести:
- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;
- создание новых рабочих мест, то есть увеличение занятости населения; привлечение капитала, в том числе иностранного;
- эффект мультипликатора – развивая сферу гостеприимства и туризма, страна развивает и другие отрасли;
- развитие инфраструктуры в регионах и по стране в целом, которая может быть использована как туристами, так и местным населением. Яркими примерами являются Казань и Сочи, построивших большое число инфраструктурных объектов, спортивных центров, гостиниц, зданий и сооружений к Универсиаде 2010 года и Зимним Олимпийским Играм Сочи – 2014.
Стратегия позволяет фирме стать уникальной с точки зрения позиции, которую она занимает на рынке. Хорошая стратегия должна сопровождаться четким определением отрасли деятельности, а также товаров и услуг. Экономическая стратегия стала реальной силой этих предприятий как гарант выживания в периоды действия циклических экономических кризисов, при этом по масштабу своей деятельности они превосходят российские предприятия сферы гостеприимства, которые еще «не дотягивают» до уровня стратегического управления.
Некомплексный подход к управлению индустрией гостеприимства в Российской Федерации не дает возможности гармонизировать процесс ее развития, используя все существующие ресурсы и потенциал [57].
В российской индустрии гостеприимства сегодня действуют такие специфические участники экономических отношений (как правило, это крупнейшие западные корпорации, сети и объединения), которые обладают системной целостностью и относительной самостоятельностью стратегического поведения[58] .
В качестве основополагающих методов по преодолению кризисных ситуаций, вызванных внутренними факторами: введение новых, более современных и инновационных технологий управления; отказ от демпинговых цен, если это действительно возможно в связи с кризисной ситуацией; компетентная PR-деятельность с целью повышения благонадежности и удовлетворенности потенциальных потребителей услуг; улучшение особенностей предоставления услуг, повышение потребительских свойств продукта; организация диверсифицированной линейки предоставляемых товаров и услуг. На взгляд автора, важно отметить, что, несмотря на усугубившие ситуацию на мировом рынке, развитие индустрии гостеприимства и туризма на внутреннем рынке является приоритетным направлением развития. Немаловажным фактором для развития общей цели индустрии гостеприимства и туризма – увеличение притока иностранных и внутренних туристов – является некоммерческое объединение компаний в виде стратегического альянса, ставящего перед собой задачу повысить положительное мнение о России другими странами[59].