Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы индустрии гостеприимства
1.1 История индустрии гостеприимства
1.2. Индустрия гостеприимства: определение понятие, состава и факторов развития
2. Современное состояние и тенденции развития в индустрии гостеприимства
2.2 Ключевые тенденции развития международной гостиничной индустрии в условиях глобализации
3. Анализ проблем индустрии гостеприимства и развития гостиничного дела в РФ
3.1. Проблемы индустрии гостеприимства и туризма в современных социально-экономических условиях
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
3.2 Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации
Отличительной особенностью гостиничных услуг является то, что они синтезируются на стыке материальных (предоставление номерного фонда, питания) и нематериальных услуг (сервис, атмосфера гостеприимства)[60] [1]. Существующая «Система классификации гостиниц и других средств размещения» (Приказ Ростуризма №86 от 21.07.2005) определяет одинаковые требования к гостиницам разного номерного фонда на всей территории РФ и даёт однозначный регламент стандартизации гостиниц, в связи с этим зачастую только различия в законодательстве регионов, наличие или отсутствие специализированных ассоциаций (альянсов, федераций), программ развития отрасли и наличие (отсутствие) бюрократических барьеров вхождения на рынок будут обусловливать привлекательность региона (города) для приложения предпринимательской активности[61] [2]. Одним из важнейших факторов, определяющих развитие рынка гостиничных услуг, является месторасположение гостиничного предприятия (территориальные факторы): субъект РФ, тип населённого пункта и деловая (туристическая) активность в регионе.[62] Каждому достаточно крупному населённому пункту необходимо гостиничное предприятие и именно его географическое месторасположение во многом определяет тип, размер и задаёт вектор политики развития. [63]
Экологические факторы определяют безопасность жизнедеятельности и жёсткость экологического законодательства в регионе. Значимым маркером развития они будут для регионов с ярко выраженной туристической привлекательностью (юг страны); деловые центры же, зачастую, в силу высокой концентрации промышленности, являются экологически неблагоприятными регионами и детерминантой для них будет законодательство. [64] Проводимые культурные, спортивные, экономические и политические мероприятия; естественные природные и природно-антропогенные ресурсы являются мощным фактором привлекательности и определяют степень притяжения туристов и бизнесменов в регион.
Спрос на гостиничные услуги не однороден в силу трёх основных причин:
- неосязаемость и несохраняемость гостиничного продукта ;[65]
- разнообразие потребителей гостиничных услуг, различающихся целью поездки, своими требованиями к гостиничным услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоянии оплатить;
- важнейшим фактором, влияющим на гостиничный спрос, являются доходы человека, так как путешествовать может только тот, у которого для этого имеются средства. [66]
Резервы повышения эффективности использования ресурсов, альтернативы или возможности их использования являются потенциалом предприятия. Российский гостиничный бизнес в 90-е и сейчас, отличается кардинальным образом. За прошедшие годы многие города и курортные территории изменились до неузнаваемости, построены десятки, а местами и сотни новых отелей.[67] Необходимо отметить, что портрет гостиничного бизнеса в 90-е годы во многом прошёл под знаком перераспределения наследия советского периода, когда происходил передел рынка, гостиничное строительство носило немассовый характер, причём основное развитие получили отели известных международных брендов.
Несомненно, что в настоящий момент конкуренция на гостиничном рынке по сравнению с 90-ми годами выросла в разы, отелей стало больше, в ряде городов ощущается кризис гостиничного перепроизводства.[68]
В настоящий момент наибольшей проблемой является сложная политическая обстановка вокруг России, связанные с этим санкции, которые привнесли на рынок гостиничного строительства проблемы с проектным финансированием. Причём, эффект от текущих проблем носит отложенный характер и наиболее ярко будет виден через 2-3 года, когда сократится число вновь построенных и строящихся отелей. Российские банки проектным финансированием практически не занимаются, а строить отели на кредитные ресурсы не всегда и не везде возможно. [69]
Также можно выделить ещё одну проблему: как известно, инвестиции в гостиничный бизнес, как правило, осуществляют непрофильные инвесторы. Проживание даже в 100 отелях разного уровня в разных странах не делает человека гостиничным специалистом, о чём зачастую не задумываются инвесторы гостиничных комплексов. А мизерное количество архитекторов и дизайнеров с экспертизой в гостиничном бизнесе делают эту проблему более масштабной.
Статистика, опубликованная Росстатом, не даёт возможности оценить изменение числа гостей по целям поездок во время кризиса 2008-2009 гг., однако «крымский след» вполне заметен. С 2014 г. статистика фиксирует постепенное снижение числа бизнестуристов (–5%). Это связано как с «войной санкций», так и с общим ухудшением экономической ситуации в стране. Впрочем, данная цифра находится на грани погрешности, особенно учитывая тот факт, что далеко не все средства размещения, где останавливаются бизнес-туристы, находятся в поле зрения отечественной статистики.[70] Как бы то ни было, а бизнес-туризм является важнейшей составляющей гостевого потока в российские средства размещения. На него приходится порядка одной трети всех гостей по целям поездки.[71] Естественно доминирует обычный отдых (leisure-туризм). Заметной является и доля медицинского туризма, о развитии которого не так давно говорила министр здравоохранения. Отечественный гостиничный бизнес должен развиваться с учётом накопленного мирового опыта. Россия активно входит во все мировые процессы, и глобализация начинает оказывать все большее влияние на деятельность наших гостиниц. Использование богатого зарубежного опыта позволит в практике ведения гостиничного бизнеса его адаптации к российским условиям.[72]
Организация разработки, продвижения и реализации туристского продукта, по их мнению, вместе с индустрией гостеприимства составляет туристскую индустрию.[73] На наш взгляд, понятие «гостеприимство» является более широким, чем понятие «туризм»: туризм прежде всего связан с организацией туристских поездок. В рамках же понятия «гостеприимство» объединяются все родственные отрасли экономики, связанные с обслуживанием людей через специализированные предприятия, причем принцип гостеприимства объединяет все эти сферы в единое целое, являясь их общим детерминантом. Кроме того, услугами гостеприимства пользуются не только туристы, но и другие категории путешественников, которые, согласно статистике Всемирной туристской организации, объединены в понятие «посетителей» (visitors), а также местные жители. Можно согласиться с мнением профессора С. С. Скобкина о том, что «гостеприимство — это более емкое и общее, чем туризм, понятие, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле, не только путешественников в широком смысле, но и потребителей вообще, находящихся на территории объектов гостеприимства.[74] Индустрия туризма, таким образом, входит в состав индустрии гостеприимства и рассматривается как единое целое по причине неразрывной общности их целей и задач. Несмотря на то, что состав индустрии гостеприимства весьма разнообразен, существует целый ряд особенностей, характерных для всех предприятий данной сферы: Предприятия индустрии гостеприимства характеризуются преимущественно деятельностью в сфере услуг. Основной концепцией успеха предприятий индустрии гостеприимства является максимальное удовлетворение потребностей и запросов клиентов. Как следствие, прибыль предприятий данной отрасли экономики в большей степени зависит от качества процесса оказания услуг и степени удовлетворенности потребителей.
Рынок индустрии гостеприимства не стабилен, так как поддается влиянию различных факторов: политических, экономических, технологических, социально-культурных, международных. Так, политические и природные катаклизмы, происходящие в принимаемой стране, негативным образом сказываются на величине туристского потока, вследствие чего предприятия индустрии гостеприимства несут убытки из-за так называемых простоев: предложение компаний сферы гостеприимства в данном случае превышает спрос, предъявляемый со стороны потребителей, большую часть которых составляют туристы и путешественники. Так, по информации Росстата и туроператоров, поток российских туристов в Египет по итогам 2011 г. сократился на 40 % из-за политической нестабильности в этой стране.[75]
Спрос на услуги предприятий индустрии гостеприимства, на гостиничные и туристские услуги в частности, подвержен влиянию сезонности, что создает значительные трудности в индустрии гостеприимства, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период. Таким образом, изучив специфику деятельности, особенности формирования и развития индустрии гостеприимства, а также различные подходы к ее определению, становится возможным предоставить уточненное понятие данного термина. Индустрия гостеприимства — сектор сферы услуг, тесно связанный с индустрией туризма, объединяющий многочисленные предприятия разной направленности, основанных на принципе гостеприимства обслуживания людей и организацией их отдыха и досуга. [76]
Вывод к главе 3: Проведенный анализ развития гостиничного хозяйства в России позволяет сделать вывод, что данная отрасль экономической деятельности является материально-технической базой, основой для освоения туристско-рекреационного потенциала и развития туризма в стране. Поэтому для обеспечения устойчивого развития туристической сферы необходимо повышение качества гостиничного предложения, соответствующей европейским стандартам. Но экономико-политическая и финансовая нестабильность в стране, проведение военных действий на части территории государства привели к значительному замедлению темпов развития гостиничного рынка. Без стабилизации политической и социально-экономической ситуации не возможно дождаться положительного сдвига в индустрии гостеприимства.
Таким образом, индустрия гостеприимства развивается очень стремительно, происходят изменения в приоритетах крупных отельных операторов в развитии собственных сетей, повышается уровень сервиса, происходит демократизация: гостиницы стараются привлечь не только VIP-клиентов, но и клиентов со средним достатком. Для регионального гостиничного бизнеса необходимо не просто координировать сложившуюся ситуацию на рынке гостиничных услуг, а прежде всего, внедрять основные тенденции гостиничного сервиса в процесс обслуживания гостя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая все вышесказанное, остается только подчеркнуть на таком: индустрия гостеприимства имеет огромное влияние на индустрию туризма. Эти две индустрии развивались одновременно, и без гостеприимства индустрии туризма не было б индустрии гостеприимства. Также понятно, что хоть гостеприимство и формировалась очень долго, сейчас оно является неотъемлемой частью путешествий и также одним из показателей высокого сервиса. Следует принять во внимание и то, что гостеприимство - это многоуровневый процесс, который имеет очень много факторов. Также гостеприимство - это чисто человеческий фактор и это такая вещь, которую не может предоставить любая машина.
Поэтому, делая выводы, можем сказать, что вот такие факторы влияют
на формирование гостеприимства в гостиничном бизнесе: психологические аспекты, внешние и внутренние факторы.
Рассмотрев и изучив проблемы развития такой отрасли, как современные тенденции в индустрии гостеприимства, можно утверждать, что проблемы этой отрасли следует рассматривать как систему задач, которая на сегодняшний день является глубоко связанной с инновационной
мотивацией деятельности работников. Положительные тенденции развития индустрии гостеприимства требуют проведения дальнейших исследований, направленных на формирование подходов к оценке конкурентоспособности гостиничных предприятий.
Индустрия гостеприимства - весомый фактор экономического, социального, промышленного развития страны, ее технологической силы в условиях глобализирующегося мира. Инвестиции в человеческий капитал необходимо грамотно использовать и полностью оптимизировать для краткосрочных, средних, длительных преимуществ и выгоды.
Для решения указанных проблем, владельцам и операторам гостинично-ресторанного бизнеса необходимо изучать и использовать альтернативные стратегии финансирования международной индустрии гостеприимства. Необходимо проводить кампании на удовлетворение потребностей клиента и стратегической деятельности с тем, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, использовать социальные медиа-платформы, управлять своими издержками.