Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда ООО «СтройГарант».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса
1.2. Методы мотивации персонала
1.3 Оценка эффективности управления мотивацией персонала
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СТРОЙГАРАНТ» И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
2.1. Краткая характеристика ООО «СтройГарант»
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «СтройГарант»
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предприятие за исследуемый период в достаточной степени обеспечено квалифицированным персоналом.
2.3 Анализ системы трудовой мотивации персонала и диагностика мотивационной среды предприятия
На предприятии применяются как моральные так и экономические методы мотивации.
В целях морального стимулирования в ООО «СтройГарант» применяются различные поощрения:
-
- объявление благодарности;
- награждение благодарственным письмом, почетной грамотой;
- награждение ценным подарком.
Данными поощрениями обычно награждают персонал за такие достижения в работе как образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в соревновании, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде. Поощрения объявляются в приказе или постановлении, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
Однако, стоит отметить, что основной акцент в системе мотивации персонала сделан на материальные методы мотивации.
На предприятии в соответствие с коллективным договором, действуют следующие системы оплаты:
- Повременная система.
- Сдельно-премиальная система.
Заработная плата выплачивается не позднее 15 числа каждого месяца через банк на расчетные счета работников. При этом каждому работнику выдается расчетный листок с указанием всех видов и размеров выплат и удержаний.
Отпускные выплачиваются не позднее, чем за 3 дня до начала отпуска.
Работодатель вправе устанавливать работникам надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за выслугу лет на основании утвержденного на предприятии положения.
Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет своей целью поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативности и предприимчивости в труде.
Основными показателями и условиями премирования являются:
- Качественное и своевременное выполнение производственных заданий.
- Улучшение качества работ.
- Соблюдение трудовой дисциплины, правил техники безопасности и внутреннего распорядка.
Размер премии устанавливаются администрацией согласно Положению о порядке применения Коэффициента трудового участия (далее КТУ).
Коэффициент трудового участия КТУ = 1 присваивается при выполнении производственных заданий в установленные сроки с хорошим качеством работ, с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Увеличение и уменьшение базового значения КТУ представлено в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Увеличение и уменьшение базового значения КТУ
Увеличение базового значения КТУ |
Уменьшение базового значения КТУ |
||
Причина |
Значение |
Причина |
Значение |
Достижение высокой производительности труда при хорошем качестве работ |
до 1,5 |
Нарушение правил техники безопасности и противопожарной безопасности |
до 0,8 |
Проявление инициативы по рациональной организации трудовых операций и рабочего места, способствующих повышению производительности труда |
до 1,5 |
Нарушение правил эксплуатации машин, механизмов, механизированного инструмента |
до 0,7 |
Освоение и применение передовых методов труда |
до 1,4 |
Опоздание на работу, преждевременное окончание работы, самовольный уход с работы, допущение сверхнормативных перерывов в работе |
до 0,6 |
Выполнение сложных, ответственных и срочных работ, совмещение профессий, помощь в работе молодым специалистам, выполнение дополнительных обязанностей |
до 1,3 |
Невыполнение производственных заданий в установленный срок, низкая интенсивность труда |
до 0,5 |
Бесхозяйственное отношение к инструменту, инвентарю, приспособлениям, материалам |
до 0,5 |
||
Брак в работе по вине работника, в том числе совершение ДТП, вызвавший переделки и дополнительные затраты труда |
до 0,2 |
||
Невыполнение в срок распоряжений бригадира, мастера, прораба, начальника участка и других руководителей |
до 0 |
||
Прогул, появление на работе в нетрезвом виде |
до 0 |
||
Хищение материальных ценностей, использование оборудования и техники в личных целях |
до 0 |
Лишение работника премии или снижение ее размера производится за тот период, в котором имело место упущение или нарушение в работе.
Диагностика мотивационной среды предполагает выделение мотивационных условий существенно не удовлетворяющих тому, что должно быть.
Для оценки мотивационной среды был проведен опрос работников предприятия, в ходе которого им было предложено оценить по 11-балльной шкале, в какой мере приведенные утверждения соответствуют ситуации на предприятии (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7
Опросный лист оценки мотивационной среды предприятия
1. Ожидаемые руководством результаты работы сотрудников четко определены. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Эти ожидаемые результаты известны каждому работнику. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов в работе. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Они известны каждому работнику. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Они ценны для работников. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Статус работника в коллективе и отношение к нему со стороны коллег зависит от того, как он работает. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Система контроля обеспечивает объективную оценку результатов труда. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Работники предприятия не сомневаются в этом. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Результаты работы каждого хорошо известны в коллективе. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Получаемые работниками вознаграждения соответствуют результатам их труда. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Работники не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Работники не сомневаются, что ожидаемые руководством предприятия результаты соответствуют их возможностям. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
13. Достижение ожидаемых руководством предприятия результатов не требует от работников постоянного чрезмерного напряжения. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
14. Работники уверены, что существуют материально-технические, организационные и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых от них результатов. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
15. Работники в процессе работы, испытывают положительные эмоции намного чаще, чем отрицательные. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
0 - Полностью не соответствуют ... 10 - Полностью соответствуют |
Используя данный опросник, в ООО «СтройГарант» планировалось выделить наиболее существенные причины того, что работники не мотивированы достигать максимально возможных для них результатов.
В опросе согласились участвовать 105 работников.
Полученные оценки находились ближе к левому краю, что свидетельствует о том, что недостатки мотивационной среды существенны.
К недостаткам, в наибольшей степени создающим неблагоприятную мотивационную среду, относятся:
- недостаточно четкие представления работников об ожидаемых от них результатах и отсутствие уверенности в объективности оценки их работы;
- отсутствие четко сформированных критериев оценки достижения высоких результатов;
- неудовлетворенность справедливостью поощрения;
- недостаточная информированность о том, какие поощрения, за какие результаты даются;
- малая привлекательность используемых форм поощрения.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «СтройГарант»
1) «Условный» пятичасовой рабочий день.
Итак, в ходе исследования было установлено, что у 54% руководителей и специалистов ООО «СтройГарант» мотивационная диаграмма отражает значительную долю профессиональной составляющей в структуре личностной мотивации. Следовательно, мотивирование указанных работников должно происходить в долгосрочном периоде не только при помощи денежных инструментов, но и путем улучшения организационной составляющей их труда – например, путем предоставления гибкого графика работы, а также при помощи использования перспектив карьерного роста.
Было предложено ввести в качестве эксперимента «условный» пятичасовой рабочий день.
С 1 декабря 2015 г. сотрудникам офиса было объявлено о переходе на «зимнее время», с этого момента рабочий день в компании начинался в 8.00, а заканчивался в 15.00, обеденный перерыв длился с 12.00 до 12.30.
Весть о новом революционном подходе все приняли с огромным ликованием. Настроение приободрилось донельзя.
Первое, чего остерегалось руководство – это определенного «разгула» персонала. Но в конце первого рабочего дня половина офиса продолжала работу. Это было и удивительно, и необычно странно. Некоторые продолжали трудиться над «текучкой», кто-то приводил в порядок рабочий стол, а кто-то свое виртуальное рабочее пространство.
В результате такой политики фирма не понесла каких-либо убытков и не вызвала у партнеров по бизнесу впечатление безответственной организации. А экономия на «левых» телефонных звонках, Интернет-доступе и электроэнергии составила за 4 месяца в среднем 12%.
Но самое большое достижение, которое было достигнуто – это мощная мотивация персонала. Сотрудники стали более активными, заинтересованными в производственном процессе, они делятся своими предложениями и крайне положительно отзываются о руководстве организации.
Таким образом, компания дала своим работникам понять, что ценит каждого из них не только как сотрудника, но и как человека, имеющего право на личную жизнь, и стремится помочь им как в стенах организации, так и за ее пределами, предоставив дополнительную свободу действий, доказав свою заботу о них.
2) Дифференцированный подход к мотивации работников.
На сегодняшний день в строительной отрасли прошли годы экономического спада, завершился и строительный бум в России, рынок насыщен недвижимостью, новыми проектами и строительными компаниями, предлагающими свои услуги.
При отсутствии определенного доверия потенциального покупателя к строительной компании, без положительных отзывов о ее работе в сети интернет, различных форумах, социальных сетях и сарафанном радио – продажи квадратных метров будут на низком уровне или могут остановиться вообще.
По этой причине многие крупные игроки строительного рынка не успевающие перестроится под современные реалии и уделяющие недостаточно внимания развитию и поддержанию своего имиджа и корпоративной этики терпят крах. На смену им приходят активные, динамичные, гибкие и ориентированные на конечный результат фирмы.
Чем же измеряется конечный результат труда строителей? Ответ напрашивается сам собой – качеством работ. Безусловно, работа должна качественно выполняться постоянно, и необходимо добиваться осознания этого у каждого рабочего строительной компании. Но в современных условиях на Российском рынке труда существует достаточно большой дефицит профессиональных рабочих кадров. Большинство рабочих обучаются своей профессии в процессе работы, и у них отсутствуют базовые знания, которые дают более глубокое понимание процесса. Конечно, работодателю необходимо обучать своих специалистов рабочих специальностей, но зачастую обучение бывает не рентабельно: многие организации не могут в дальнейшем удержать ценные кадры из-за сезонности работ или временного отсутствия заказов и необходимой загрузки. Единственный выход из сложившейся ситуации, который и находят большинство строительных организаций, это создание системы контроля качества. Система контроля качества это механизм, в котором все составляющие от руководителя компании до каждого рабочего нацелены на получение результата с потребительскими качествами не ниже заявленных до начала работ.
В ООО «СтройГарант» группа контроля качества состоит из профессиональных инженерно-технических работников, руководствующихся в своей работе принятыми в компании стандартами качества.
Зачастую ситуация складывается следующим образом. Некая субподрядная организация выполняет определенный набор работ на строительстве объекта ООО «СтройГарант». Выполненные работы принимают производители работ, начальник участка и инженеры службы контроля качества ООО «СтройГарант» по своим направлениям. Но, тем не менее, с качеством все равно возникают проблемы. Это происходит по следующим причинам: неверные решения проектировщиков, низкая квалификация работников, неграмотная замена материалов с целью экономии, и при всем этом неоправданная «гонка» за сроками. Последнее, прежде всего, связано с тем, что по ходу выполнения работ, участников процесса более всего интересует продолжительность строительства.