Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны ( Предмет преступлений против государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Как известно все недоступное и тайное всегда является предметом повышенного интереса общественности. Даже иллюзия секретности вызывает большое количество обсуждений и версий у обычных граждан, а если речь идет о секретности на уровне подразделения, организации, агентства, ведомства или даже государства, то уже возникает интерес государственного соперничества.

С динамическим развитием, как общества в целом, так и отдельных его отраслей, так же совершенствовались способы добывания, передачи и защиты секретной информации и ее носителей, а объем, сущность, уникальность информационных запасов для круга интересов государств возрастала ежедневно, потому что результаты исследований, потенциал в науке, технике, менеджменте определяют: военный, научный и экономический потенциал государства и его положение и влияние на мировой арене.

Важную позицию возглавляет институт государственной тайны, в правоотношениях, возникающих при обороте такой информации. Главным и необходимым является такое направлением деятельности органов государственной власти, как сохранение безопасности Российской Федерации (Далее-РФ), что напрямую связано с информацией, а точнее с государственной и служебной тайной, охрана и защита которой осуществляется по средствам уголовно-правовых норм. Именно предание огласке государственной тайны представляет опасную потенциальную угрозу безопасности государства и может стать мотивом для нарушения суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности

Так, по итогам 2015 году была пресечена преступная деятельность более 400 кадровых сотрудников и тайных агентов зарубежных разведок, зарегистрировано 24 миллиона кибератак на официальные сайты и системы информации органов власти России, и мотивом всех этих действий было желание получить засекреченные сведения, такие комментарии озвучил Президент РФ В.В. Путин, на итоговом заседании коллегии Федеральной службы безопасности РФ за 2015 год.(сайт Президента РФ).[1]

Наше государство выделяет колоссальные бюджетные средства на своевременное обеспечение и защиту своей безопасности. Во все времена главным объектом интереса иностранных разведок являлись охраняемые государством уникальные сведения (государственная тайна) о состоянии оборонной мощи страны, ее внешнеполитические планы, направления экономического развития, разведывательный, контрразведывательный и научно-технический потенциалы. Задача дестабилизации контроля за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны РФ, является причиной ежедневные натисков со стороны иностранных разведок. Анализируемая ситуация свидетельствует и предопределяет необходимость повышенной концентрации усилий РФ по сохранности ее тайн.


Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем, касающихся уголовно-правовой квалификации разглашения государственной тайны, а также разработка возможных путей их решения.

Указанная цель обусловила следующий круг задач:

  1. Определить объект, предмет и объективную сторону разглашения государственной тайны;
  2. Выявить проблемы определения объекта, предмета и объективной стороны разглашения государственной тайны и пути их решения (ст. 283 УК РФ);
  3. Определить субъект и субъективную сторону разглашения государственной тайны;

Выявить проблемы определения субъекта и субъективной стороны разглашения государственной тайны и пути их решения (ст. 283 УК РФ).

Объектом выступает совокупность общественных государственной тайны.

Предметом являются правовые законодательства, связанные с понятия государственная а так же регулирующие вопросы обращения, и ответственности разглашение государственной . А также судебная по ст. 283 РФ, данные департамента Верховного РФ, труды деятелей в юриспруденции.

Методологической исследования являются общенаучного и диалектического познания окружающей действительности. На основе применялись частно-научные как формально– сравнительно-правовой, и другие. В ходе и обработки эмпирического изучались архивные по обвинительным уголовных дел и е Конституционного суда .

Степень научной темы исследования. Информационной для написания послужили труды выдающихся специалистов в уголовного права, А.Н. Игнатов, Н.Г. Кадников, А.И. Ра В.В. Максимов, С.В. Дьяков, М.А. Вус, В.Т. Батычко и др.

Нормативную работы составляют Конституции Российской Уголовного кодекса Федерации и других законов и подзаконных актов, регулирующих относящиеся к теме исследования.

Эмпирическую составили данные о состоянии преступности, на сайте департамента при Суде Российской в за 2011– годы по –284 УК ,а также уголовных дел, городскими и областн судами РФ и Конституционного а РФ по ст. 283 РФ.[2]

Научная заключается в более изучении правовых содержания понятия тайна как –правовой категории, а в предлагаемой квалификации субъектов при государственной тайны, в и формулировании предложений совершенствованию отдельных Уголовного кодекса и Федерального закона и их применения.

Теоретическая и значимость работы в том, что положения и выводы лечь в основу с целью совершенствования, уголовного законодательства, а в учебном процессе преподавании дисциплины право".


Структура работы строилась в с поставленными задачами и из введения, глав, объединяющих параграфов, заключения, ка используемых и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1 и предмет преступлений против государственной тайны

Обладание всегда предоставляло возможностей тому, имеет в запасе обширную и точную информацию. Поэтому государственными и коммерческими охота возникла когда появилось государство.[3]

На этапе современных идет реактивное информации на государства и на сферы их и деятельности, она стала одной основных ценностей общества. Отношения поводу информации, в числе конфиденциальной, правом. Причем и вообще, и конфиденциальная в частности, являются разных отраслевых актов, главенствующую среди которых ют Конституция а также международные договоры.

Конституция (в ред. от г.), провозглашая граждан на одновременно допускает его ограничения законом, если необходимо в целях основ конституционного нравственности, здоровья, и законных интересов лиц, а также государства (ч. 3 ст. 55). И, с тем, предустанов, что граждане, и государства имеют на охрану тайны.[4]

В Конституции существует три о тайне: 1) имеет право неприкосновенность частной личную и семейную защиту своей и доброго имени" (ч. 1 ст. 23); "Каждый имеет на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных (ч. 2 ст. 23); "Перечень сведений, государственную тайну, федеральным законом" (ч. 4 ст. 29).[5]

Первым правовым актом, режим секретности и сведения, не разглашению, стал воинский от апреля 1715 г. 16 а, которого а: "Как офицеры, и рядовые да дерзают о воинских о войске, о крепости, писать ниже о с другими корреспондировать..."[6]

Во времена люди определить: что тайна? В.И. Даль в понятие "тайна" "кто чего– не знает, для него все сокрытое, неведомое; нечто хранимое, что от кого– с намерением, таят".[7]


Ф. Брокгауз и И. Ефрон "тайна, государственная и всякого рода и материалы, имеющие к безопасности государства…"[8]

Уже в время С.И. Ожегов что тайна – "…нечто скрываемое других, известное всем, секрет".[9]

Бондарь И.В. в диссертационной работе такое понятие "тайна" –это представленная материальной форме на физических и имеющая потенциальную коммерческую либо общественно значимую информация, известная доверенная ограниченному лиц, доступ к ограничен действующим законодательством, в связи с ее владелец иной обладатель необходимые меры к ее конфиденциальности, которой влечет собой юридическую ответственность.[10]

На только этих формулировок, в понятии "тайна" можно выдвинуть значения: 1) – это круг реальности, который пониманию человека и восприятию; 2) те сведения информация, которые известны отдельному или группе но по причинам являются то есть ими от людей, групп или государства.[11]

Второе термина "тайна" и основой настоящего исследования.

Таким тайной в интересах работы мы ем сведения, преднамеренно скрываемые субъектом, ими обладающим. Обладатель сведений, вправе ограничить доступ к ним, во избежание распространения, он обязан предпринять все действия по сохранности, а если они стали известны вопреки его воле и понесли урон безопасности суверенного государства, инициировать действия по их защите, дальнейшей сохранности и привлечению к наказанию виновных лиц.

Объектом преступления ст. 283 УК РФ и являются именно отношения по надлежащей сохранности государственной тайны.

Непосредственным объектом разглашения государственной тайны являются общественные отношения по поводу регламентированного порядка хранения жизненно важных интересов России в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение сведений о которых может нанести ущерб безопасности страны.

"Непосредственный объект преступления– общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне" –такого мнения придерживается А.И. Рарог.[12]

В.В. Максимов считает, что это общественные отношения по поводу установленного порядка хранения государственной тайны в области военной, внешнеполитической, экономической разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение сведений о которое может нанести ущерб безопасности страны."[13]


По нашему мнению, определение данное В.В. Максимовым, является наиболее правильным и точны из всех приведенных. Т.к. объект преступного деяния –это безусловно общественные отношения, сформировавшиеся в обществе, интересы и блага, находящиеся под охраной уголовного закона, на которые распространяется то или иное незаконное посягательство. А согласно статье 283 УК РФ такими общественными отношениями и охраняемыми интересами являются отношения по поводу установленного порядка хранения государственной тайны.

Несмотря на солидный перечень охраняемых законом тайн, нормативного закрепления общеправовой дефиниции "тайна" не существует. Формулируя тезисы различных видов охраняемых законом тайн, законодатель опирается на несколько более объемных понятий – на понятие "сведения", "информация" и "режим конфиденциальности информации".[14]

Через понятие – "сведения" тайну определяют ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I (в ред. от 08.03.2015 г.) "О государственной тайне".[15]

"Государственная тайна – защищаемые государством сведения защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".[16]

Предмет преступления служит составным звеном для правильной квалификаций преступного деяния по ст. 283 УК РФ. Согласно мнению А.И. Рарога, В.В. Максимова "Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну..."[17]

С.В. Дьяков считает, что предметом преступления является государственная тайна, а вот М.А. Вус с мнением которого мы согласны, определяет, что предметом выступает: как документированная, так и недокументированная информация, составляющая государственную тайну.[18]

Что нашло свое подтверждение в обвинительном приговоре по ч.1 ст. 283 УК РФ, вынесенном Тихоокеанским флотским военным судом 17 апреля 2013 года. Так предметом преступления, совершенного И.И.- начальником штаба заместителем командира воинской части, выступили задокументированные секретные сведения, а именно секретный документ "План подготовки бригады в 2012 году", раскрывающий направление, содержание действий мобилизационной подготовки, отработки соответствующих навыков и вопросов в ходе проведения учений по поставленным задачам. Данные документы виновный продемонстрировал Н.П., не имеющему соответствующий допуск, с указанием на их основе подготовить электронный вариант, адаптированный для их военной части.[19]