Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны ( Предмет преступлений против государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, в обвинительном приговоре Новосибирского областного суда по ч. 1 ст. 283 УК РФ, вынесенном 23 декабря 2013 года, было установлено, что предметом преступных деяний стал секретный документ о текущем местонахождении и технической готовности транспортных средств, предназначенных для поставки в Вооруженные силы РФ. Виновный Л.В., размножил поступивший в его ведение грифованный документ и поручил специалисту, не имеющему соответствующий допуск, направить данные копии руководству сельскохозяйственных организаций района.[20]

Исследовав судебную практику мы установили, что предметом преступных действий так же стали: рукописные варианты рабочих документов виновного Е.С., переданные им своему сыну, для набора на компьютере; данные секретного документально оформленного "Боевого распоряжения", продемонстрированные виновным Е.А., подчиненному лицу не имеющему соответствующий допуск, с указанием на их основе подготовки "Решения командира части на выполнение поставленной задачи".[21]

Ярким примером размещения закрытой информации в интернет пространстве служат преступные действия Б.М., который опубликовал на форуме "Военный рубеж", открытом на интернет-сайте, секретную информацию, которая в последующем стала достоянием всех пользователей данного ресурса, что было установлено в обвинительном приговоре Уральского окружного военного суда по ч.1 ст. 283 УК РФ 14 апреля 2010 года.[22]

В большем объеме государственная тайна как информация имеет документальное оформление, то есть зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее определить. В Перечень таких реквизитов входит: степень секретности; данные о должностном лице, осуществившем засекречивание; номер регистрации по журналу учета подготовленных документов; дата или основание рассекречивания информации.[23]

Действующее законодательство выделяет три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и определяющие их грифы секретности для носителей указанных сведений: "Особой важности"; "Совершенно секретно"; "Секретно". Определение сведений как государственная тайна осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с НПА. Квалификация преступных деяний по ч.1 или ч.2 ст. 283 УК РФ будет зависеть от степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, которые были разглашены и прямо пропорциональна степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. А также от того какие действия и какой их объем необходимо применить РФ для устранения наступивших последствий преступления.


Хабаровский чиновник в должности начальника отдела, регулирующего земельные отношения, находящийся в подчинении комитета по управлению муниципальным имуществом, в угоду собственным интересами с целью расположение вышестоящего руководства продемонстрировал секретные сведения, а именно секретные карты с масштабом 1:25 чиновникам, не имеющим соответствующего допуска к сведениям, содержащим государственную тайну. За данное преступное деяние Хабаровский краевой суд осудил чиновника с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде штрафа на 5 тыс. рублей и лишил права занимать должности, связанные с работой со сведениями содержащими государственную тайну.[24]

Деятельность по отнесению сведений к государственной тайне и их засекречивание базируется на следующих принципах: законности, обоснованности и своевременности.

Следует упомянуть и о сведениях, которые отнесению к государственной тайне и засекречиванию не подлежат, в частности: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые угрожают безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии демографии, здравоохранения, санитарии, экологии, хозяйства, образования, а также о состоянии о предоставляемых государством должностным лицам, и организациям привилегий, и социальных гарантий; о прав и свобод и гражданина; о размерах запаса и государственных резервах РФ; о здоровья высших лиц РФ; о нарушения законности государственной власти и должностными лицами.[25]

В году в Верховный РФ поступило журналиста В.Д., в он заявил о признать недействующим пп. 1 Указа №273. Данная содержит в себе неопределенность, чем права и свободы а точнее гарантии Закона РФ 27 декабря г. №2124-1 средствам массовой противоречащие ст.ст.5,6,7 РФ от июля 1993 г. №5485-1 государственной тайне". Заявитель свое мнение образом: "В о государственной тайне внесены сведения о личного состава в время в период специальных операций". Одновременно же поступило группы журналистов, с о нарушении их на свободный получение и распространение предоставленных им РФ от июля 2006 г. №149-ФЗ информации, информационных и защите информации". По заявителей, указанные нарушают формальной определенности, может послужить нием угрозы возможного привлечения к уголовной ответственности с тем, что могут в полной предвидеть последствия действий по и распространению сведений о личного состава в время в период специальных операций. Верховный РФ определением 22 июня г. объединил по выше заявлениям.


В ходе суд пришел к что засекреченные раскрывающие потери состава, относится к тайне, и обеспечение не связано с прав граждан а именно прав на свободный получение и распространение в том числе характера.[26]

Подведем итоги. Объектом ст. 283 РФ выступают по надлежащей государственной тайны.

Непосредственным разглашения государственной являются общественные по поводу порядка хранения важных интересов в области военной, экономической, разведывательной и –розыскной деятельности, сведений о которых нанести ущерб страны.

Предмет – сведения отнесенные к тайне.

1.2 Проблемы определения государственной тайны

В ходе исследованиям нами установлено, что предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. Как мы знаем, идет сопоставление и корреляция понятий "сведения", "информация" и "тайна".Определение и существование такой правовой категории как "тайна", обусловлено исполнением основного принципа законодательства РФ по защите интересов общества и личности, обеспечении их постоянной безопасности и восстановления социальной справедливости. Однако на практике мы видим, что институт государственной тайны тормозит естественное развитие, как в целом общества, так и в частности экономики.

Нами были выявлены в ходе исследования следующие проблемы относительно понятий "тайна" и "сведения, составляющие государственную тайну" при квалификации преступных деяний:

1. В Законе РФ "О государственной тайне" закреплено, что Государственная тайна-это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

2. В Законе РФ"О государственной тайне" нет определения Понятия "сведение", что на практике порождает сложности, в частности, в части не документированных сведений (незарегистрированных и не снабженных идентификационными индексами).Мы согласны с В.В. Бендиным, исследовавшим данный пробел законодательства, и полагаем что, не документированные сведения не могут быть предметом государственной тайны, потому что в их отношении не может соблюдаться процедура засекречивания и иные процессуальные действия.[27]


На основании выше изложенного считаем необходимым переработать определение государственной тайны, и изложить его следующим образом: "Государственная тайна-защищаемые государством сведения в области военной, экономической, научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, разглашение, утрата, похищение либо распространение, которых может нанести существенный ущерб безопасности РФ.

За частую при определении предмета преступного посягательства и квалификации действий субъекта у правоохранительных органов возникает большое множество вопросов и это не случайно, так нами установлены явные проблемы отнесения сведений к государственной тайне, их объем, актуальность и целесообразность засекречивания:

1. Унаследование от СССР базы тотальной секретности и в связи с этим включение в себя излишней информации, имеющей гриф "секретно", не являвшейся таковой до этого.

2. Исследование понятийного аппарата позволило выявить несовершенство эмпирического подхода, используемого при определении степени секретности сведений, относимых к государственной тайне, так как этот подход не в полной мере отвечает одному из принципов отнесения сведений к государственной тайне "принципу обоснованности". Засекречивание информации сугубо по субъективному мнению исполнителя или ведомства, привело к тому, что на данный момент в законодательстве фигурирует около 40 форм тайн, более 120 законов и нормативных актов федерального уровня регламентируют обращение, что явно излишне. Утрачивается сущность государственной тайны как особых сведений, имеющих значение для всего государства, для общества, для личности. При квалификации преступных деяний необходимо обращение к бланкетным уголовно-правовым нормам, имеющим, огромнейшее количество правовых актов затрудняющих применение уголовного законодательства. Государство не имеет необходимый объем сил и средств, для того чтобы успевать адекватно реагировать на каждое нарушение обращения с "тайной", караются лишь резонансные, явно оказавшиеся в поле зрения правоохранительных органов.

3. Институт государственной тайны –достаточно финансово затратное удовольствие: отделы делопроизводства и режима, службы собственной безопасности, делопроизводители, фельдъегерские почтовые отделы, килотонны бумаги, процентные надбавки от должностного оклада, расходы по сохранению самой тайны т.п. В конечном счете все это заложено в смету расходов, а также в стоимость продукции или оказываемых услуг, т.е. снижает их конкурентоспособность коммерческих организаций. А налогоплательщики берут на себя финансовое бремя расходов по обслуживанию оборота государственной тайны государственными органами.


4. В уголовно-правовом регулировании охраны государственной и служебной тайны, также имеются пробелы. В качестве примера можно привести, отсутствие оснований привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих доступом к служебной тайне, за ее разглашение либо неправомерное нарушение конфиденциальности, законодательно не предусмотрена ответственность за посягательства на тайну судопроизводства, если отсутствует предупреждение о неразглашении. Действующие диспозиции ст.ст. 283 и 284 РФ не четко разграничить государственной тайны нарушения правил с ее носителем. Неоднозначность практики также эффективность уголовно– охраны государственной и тайны.

Для указанных необходимо мы м:

1. Прежде на порядки круг сведений, к государственной тайне. Критерий к разряду государственной могут относиться такие сведения, которых чрезвычайно для общества личности. Они – государственная тайна, а просто гриф в верхнем углу документа. Другими в защите наиболее интересов общества и зиждется материальный критерий относимости к государственной тайне. Практическая этого критерия в эффективном и адекватном сведений использовании затратного инструмента, институт государственной тайны.

Если данный критерий к массиву государственной то тайной только сведения важности, а также совершенно секретные сведения. Исключение разряда государственной секретных и некоторых секретных сведений означает отказ их защиты. Такие следует преобразовать в тайну, конфиденциальную сведения для пользования или аналоги.

2. В законе "О тайне" целесообразно лишь понятие тайны, а также засекречивания и рассекречивания сведений. Процедуру тайны (т.е., в административно-правовой надо выделить в закон. Будущий по уровню регулирования обращения тайны необходимо на один например, с УК РФ.

Относительно преступных деяний исследуемой литературе проблемы относительно стороны разглашения тайны:

1. В изложении ст. 283 РФ установлена поскольку под сведений понимается преступное предание сведений, при они становятся других лиц. Разглашение без того, с ними были посторонние лица, самого носителя сведений. Не на это в статьи при объективной стороны формулировка "если сведения стали других лиц".

2. З установлен квалифицированный "разглашения" – разглашение, по неосторожности последствия (ч. 2 ст. 283 РФ). В данном этот признак оценочным, поэтому объем следует по каждому деянию с учетом обстоятельств: суть и сведений, их значимость, характеристика и т.д.[28] Фатальный государственных мероприятий, сил и средств объекта, раскрытие сети– все возможные тя последствия "разглашения". Однако, известно, именно Правительства РФ, в основе определения "разглашения". Согласно п. 3 ст. 4 "О государственной именно порядок масштабов и размеров возлагается на РФ, которое в очередь обязано таким образом методики, согласно можно будет и рассчитать размер ущерба. Соответствующего на сегодняшний нет.[29]