Файл: Теоретические основы требований к менеджеру по персоналу.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы требований к менеджеру по персоналу
1.1. Сущность и функции менеджера
1.2. Особенности работы с персоналом
Глава 2. Практические основы психологических требований к менеджеру по персоналу
2.1 Обязанности менеджера по персоналу
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что от качества труда менеджера по продажам, зависят ключевые показатели работы предприятия в целом.
Многие люди, стремящиеся стать руководителем, предпочитают действовать инстинктивно. Психологи давно установили, что основные препятствия, стоящие на пути карьерного роста, в первую очередь, это именно внутренние барьеры. Они- результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Также неуверенность, страх, раздражение становится для некоторых непреодолимым препятствием на пути к достижению поставленной цели.
Задача будущего менеджера состоит в том, чтобы проанализировать свой потенциал, свои навыки, подходы и способности в какой-либо сфере деятельности. Все это находится внутри нас, просто с этим нужно найти контакт. Затем будущий менеджер должен поверить в свой собственный успех, даже если в данный момент нет никаких предпосылок к этому. Далее наступает момент мужества и силы воли, так необходимых для реализации поставленных целей. И самое главное будущий менеджер не должен бояться поражения. И на пути к этому ему придется учиться на собственном опыте. Мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно.
Суть становления хорошим менеджером состоит в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать все способности и навыки, которые ему даны. Иначе все попытки будут лишь пустой имитацией, жалким стремлением казаться тем, кем он не является. Необходимо также заметить, что хороший менеджер — это стержень в организации, поэтому к ее целям и проблемам он должен относиться как к собственным.
Поэтому он, сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются. Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо иметь свой подход. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 - 12 часов в день. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о деятельности менеджера, профессиональных и личностных его качествах.
Цель данной работы – изучить психологические требования к менеджеру по персоналу.
Объект исследования – психологические характеристики личности.
Предмет исследования – психологические требования к менеджеру по персоналу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и функции менеджера.
2. Рассмотреть особенности работы с персоналом.
3. Проанализировать обязанности менеджера по персоналу.
4. Раскрыть психологические требования к менеджеру по персоналу.
Методы исследования: анализ психологической литературы; сравнение; обобщение.
База исследования: ООО «Замковъ».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы требований к менеджеру по персоналу
1.1. Сущность и функции менеджера
«Менеджер» - это руководитель или директор или заведующий или администратор, постоянно принимает решения по управлению реализацией задач в своей рабочей области. Но это не достаточное определение.
1. Под менеджером понимают руководителя, который должен уметь выполнять различные роли в организации разделения труда на предприятиях или организациях различных форм собственности и подчинения. Менеджеры в частной экономике должны принимать решения по принципу увеличения прибыли для компании. В сфере государственных учреждений нужно принимать решения в рамках определенного бюджета финансирования. Уже с этой характеристики становится ясно, что менеджеры по их положению в общественном производстве отличаются. Их невозможно просто заменить друг на друга.
2. Под менеджером понимают и исполнителя функций менеджмента на предприятии (от английского языка: to manage - управлять). Менеджмент на предприятии представляет собой иерархическую систему функций управления, разделения труда между различными группами сотрудников, поэтому менеджеры имеют свое определенное место в иерархии организации, фирмы, государственного учреждения или общественной организации. Для каждого предприятия определяется своя структура менеджмента и иерархия менеджеров.
3. В своих действиях менеджеры в сфере экономики должны связывать определены методы техники руководства и исполнения с экономической эффективностью. В условиях конкуренции между фирмами за высокий уровень качества при минимальных издержках производства менеджер должен иметь кроме технического опыта также и экономический.
4. Методы и технические процессы выполнения рабочих действий всегда сочетают материальные и человеческие ресурсы. Поэтому менеджеры должны быть также специалистами в области управления персоналом.
Менеджер — это энергичный, динамичный сотрудник, который наделен особыми способностями, навыками, опытом, для решения проблем и достижения поставленной цели в организации. Он обладает лидерскими свойствами и коммуникативными возможностями.
Ему следует быть квалифицированным специалистом, владеть превосходной памятью. Он обязан обладать познаниями в сфере экономики, психологии, социологии и документоведения.[1]
Ему понадобится способность функционировать в инструкции и правильно рассредоточивать рабочие прямые обязанности среди сотрудников.
Основные задачи менеджера:
1. Координация
2. Руководство
3. Управление
4. Принятие решений
Существует применяемый к любой организации процесс управления. Он заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой менеджер.
Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер. Менеджеры распределяют функции в подразделениях.
Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу.
Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть согласована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на согласование работы других руководителей. В свою очередь, тоже могут согласовывать работу руководителей. Так до уровня менеджера, которые согласовывают работу неуправленческого персонала.[2]
Неуправленческий персонал организации, например, предприятие, которое занимается продажей замочно-скобяных изделий представляют работники, которые:
- продавцы-консультанты;
- монтажники;
- уборщики;
- технологи;
- программисты.
Вертикальное разделение труда образует уровни управления
В соответствии с уровнем управления в организации выделяют:
- менеджеров (руководителей) низового звена;
- менеджеров (руководителей) среднего звена;
- менеджеров (руководителей) высшего звена (топ - менеджеров - главных управляющих).
Все капитальные труды по менеджменту содержат в себе указание на необходимые черты характера и качества личности менеджера.
Так, например, основоположник научной организации труда и менеджмента Ф. Тейлор выделял у хорошего менеджера: ум; образованность; технические знания; силу, тактичность; энергичность; решительность; честность; рассудительность.
Другой классик менеджмента А. Файоль считал, что менеджер должен: обладать предвидением; организаторскими способностями; быть компетентным; отличаться здоровьем; иметь развитый интеллект; высокий уровень культуры и нравственности.
Современные теоретики продолжают анализировать, какими качествами и чертами характера должен быть наделен идеальный менеджер.
Американские теоретики считают, что хорошему менеджеру должны быть присущи такие качества как: лидерство; инициативность; решительность; рассудительность; независимость; умение делегировать власть; коммуникабельность; способность к размышлению; умение рисковать; стрессоустойчивость; настойчивость; развитое воображение; чувствительность.
Прежде всего менеджеру необходимо отслеживать обстановку как внутри своей организации, так и за ее пределами. Вследствие своего опыта наблюдений и информационно-справочных сведений он ставит перед собой цели и разрешает проблемы, достигая желаемого результата. Также менеджер — это такой специалист, который имеет в своем подчинении группу продавцов, он распределяет между ними обязанности, для разрешения сложных трудностей в организации. Он регулярно отслеживает качество работы своих подчиненных и результативность их труда, также дает им рекомендации для эффективности их работы.[3]
Профессия менеджера - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе менеджера важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.
Профессия менеджера относится к числу востребованных на рынке труда.
Навыки этого специалиста могут пригодиться в различных торговых, туристических организациях, в компаниях, нуждающихся в осуществлении руководства персоналом. В сфере менеджмента существует возможность карьерного роста. Так, менеджер низшего звена благодаря своим достижениям и опыту может дорасти до специалиста среднего или высшего звена. Значительное большинство представителей профессии менеджера считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.[4]
Процесс управления менеджера состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Рассмотрим каждую из них подробнее в таблице 1.
Таблица 1
Функции менеджера
Функции менеджера |
Описание функции |
Планирование |
Функция планирование представляет собой структуру выполнения заданий по этапу для достижения конечных результатов, для реализации целей. Прежде чем добиться успеха, руководителю необходимо распланировать свои возможности. Планирование должно быть постоянным, нельзя заканчивать успех, после достижения желаемого результата, нужно постоянно обновлять свои интересы, потребности и ставить перед собой новые цели и достигать их вместе со своей организацией. А помогать в реализации новых целей, должен менеджер. |
Организация |
Функция организация представляет собой структуру предприятия. То есть организовывать - это когда менеджер определенной деятельности структурирует некоторые элементы для того, чтобы организация могла выполнять свои планы, тем самым достигать поставленной цели. В данном случае все отдельные работники должны выполнять каждое задание организации. А чтобы разобраться, кто из них будет выполнять и какое именно задание, для этого нужен менеджер, который подбирает людей для конкретной работы в организации. |
Мотивация |
Менеджер всегда должен помнить, что эффективная работа сотрудников в частности зависит от мотивации. Мотивация может быть разная, в большинстве случаев она имеет количественный вид в виде премиальных выплат работнику Но также, никто не отменял, словесную похвалу, выдача грамоты или поощрения в виде сертификатов, выдача наград. Мотивация - это не только когда поощряют работника, также, когда указывают на его недостатки, неправильную работу, ленивость и не внимательность, лишая работника премиальных выплат, наград, грамот и т.д. Тем самым подталкивают его на эффективную работу. |
Контроль |
Контроль - это процесс, который направлен на действительно достигаемого результата. Менеджер обязан контролировать своих сотрудников. Следить за их поведением в организации, выполняют ли они ту или иную обязанность, которую он ему поручил, верно ли сотрудники ведут документацию, контактируют с клиентами. Также, менеджер должен контролировать обстановку на рынке. Одним словом, менеджер должен контролировать ситуацию не только в самой организации , но и за ее пределами. |