Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия
1.3. Особенности управления конкурентной стратегией предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ПАО «НК РОСНЕФТЬ» ИЗМЕНЕНИЕ
2.1. Экономическая характеристика ПАО «НК Роснефть»
2.2. Оценка конкурентоспособности и стратегии ПАО «НК Роснефть»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем является повышение конкурентоспособности организации в условиях рыночной среды. Далеко не все организации способны к ведению эффективной конкурентной борьбы. Для выживания компании требуется иметь в совокупности качественную и продукцию, набор навыков конкурентной , дабы оставаться « плаву».
Конкурентная – эта управленческая , которую выбирает для своего развития. Поэтому, задачей разработки стратегии является методов ведения и методов, которые для привлечения , ведения конкурентной и укрепления позиции рынке.
Но четко назвать стратегию, которая для всех разом, как и , назвать универсального стратегического управления. составления конкурентной уникален для компании. Повышение любого объекта собой процесс, способностью принятия управленческих решений, не только опыт, а требующий механизмов и моделей использования финансово-, социального, производственно- и организационного потенциалов организации. Вследствие чего, большая потребность в эффективных методов и в управлении конкурентоспособностью компании.
Нефтегазовый комплекс играет важную как в экономическом страны, так и мировом энергетическом . Производство нефти и – наиболее конкурентоспособные национальной экономики с интеграции страны в систему мировых экономических связей. Нефть и газ являются одним из приоритетных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и ее крупномасштабный экспорт многие годы фактически обеспечивал функционирование и развитие менее рентабельных секторов российской экономики.
Российский нефтегазовый сектор характеризуется высокой степенью государственного участия. Господство кампаний на внутреннем рынке страны определяется преимущественно, величиной государственной поддержки, что объясняет монополизацию сектора. При этом, конкурентоспособность компаний на мировом рынке определяется многими характерными факторами. Однако, применяемая политика оказывает же сильное на процесс конкурентоспособности национальных за рубежом, и внешние экономические .
Помимо ведущих данной отрасли политическая и экономическая в России и в мире в , тенденция стремительного цены нефти баррель значительно текущее положение компаний в данной и заставляет фирмы и изменять конкурентные на рынках.
фирма, функционирующая в или иной , имеет конкурентную , сформулированную или . Тщательное формулирование приносит значимый эффект в силу политики и действий фирмы и ориентирование на достижение общей совокупности . Таким образом, рыночной ситуации первый план основные вопросы, перед управляющими.
В условиях явная комплексного исследования аспектов конкурентоспособности нефтегазовых компаний, и возможных прогнозов мирового нефтегазового определяет актуальность данной работы.
данного исследования в том, чтобы процедуру проведения конкурентной стратегии, а разработать модель диагностики конкурентоспособности предприятия на примере ПАО «НК Роснефть».
Поставленная цель обозначила решение следующих задач:
- Рассмотреть понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия;
- Изучить классификацию видов конкурентных стратегий предприятия;
- Определить эффективные конкурентные стратегии;
- Дать экономическую характеристику ПАО «НК Роснефть»;
- Проанализировать место РФ в мировом нефтегазовом секторе;
- Провести конкурентный анализ нефтегазового комплекса РФ и положение ПАО «НК Роснефть» в нем;
- Разссмотреть стратегию ПАО « Роснефть».
Степень проблемы. В области проблематики конкуренции отметить основополагающие М.Портера, а также И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. , А.А.Томпсона и А. Дж. .
Среди российских , чьи работы рассматриваемой тематике, Г.Л. Азоев, Г.Б. Клейнер, С.А. и А.Ю. Юданов. Вместе с , недостаточная теоретическая сложной проблемы и реализации стратегии компании на рынке, отсутствие -обоснованных и апробированных по формированию конкуренции применительно к российской экономики выбор направления исследования.
Объектом исследования является ПАО «НК Роснефть».
Предмет исследования – процесс разработки конкурентной стратегии ПАО «НК Роснефть».
В процессе исследования использовались эмпирические и обще логические методы, а именно: измерение, описание, обобщение, сравнение, оценка и др. Так же были использованы специальные методы в рамках раскрываемой темы, такие как SWOT-анализ, матричный метод, метод экспертных оценок, метод коэффициентного анализа конкурентной позиции и другие.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия
Успешное функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике требует обоснованного подхода к формированию его конкурентной стратегии. Целевая направленность этого процесса предполагает необходимость определения роли и значения стратегии в деятельности предприятия, рассмотрения экономического содержания понятия стратегии предприятия, а также изучить базовые конкурентные стратегии, в том числе их экономические модели.
Слово «стратегия» знакомо многим и применяется в разных контекстах, несмотря на то, что когда-то речь шла только о военной сфере.
Впервые термин «стратегия» был использован применительно к производству, бизнесу Альфредом Чандлером - младшим в книге «Стратегия и структура» в 1962 г.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей[1].
Узнать о том, как менялось понятие «стратегия» можно, например, в работах J. Quinn[2]. Отметим, что факт схожести стратегий военной сферы и бизнеса является поразительным, например, опыт военно-дипломатической стратегии Филиппа и Александра в битве при Херонее в 338 г. до н. э., безусловно, адаптированный и модифицированный, может смело учитываться при разработке стратегий компаний в XXI веке.
По J. Quinn стратегия компании – это паттерн, который интегрирует множество целей организации, её политики, принципы функционирования в единое и согласованное целое[3].
В концепции Г. Минцберга объединены объекты стратегии в одном определении, где план, паттерн и перспектива ориентированы на внутренних пользователей при принятии решений, а приём и позиция ориентированы на внешних пользователей: то, как компания намерена обойти своих конкурентов и то, как компания намерена достичь конкурентного преимущества в своей отрасли[4].
А. Томсон и А. Стрикленд определяют стратегию со стороны объектов, отраженных в ней, как комбинацию методов конкуренции и организацию бизнеса, направленную на удовлетворение потребностей клиентов и достижение организационных целей[5].
Стратегия компании – это решения определенного рынка и методы конкуренции на нем. По Портеру – это корпоративная и конкурентная стратегии соответственно[6].
В основе конкурентных стратегий М. Портера находятся преимущества в издержках и преимущества в выгодах (Приложение 1). Данный подход называется generic strategies[7], также Портер выделял частные случаи фокусированной стратегии лидерства в издержках или дифференциации.
Так, например, Г. Хамел, К.К. Прахалад, М. Трейси и Ф. Вирсема, А. Томпсон и А. Стрикленд рассматривали конкурентную стратегию как способ достижения лидерства на рынке. Адам М. Бранденбургер, Барри Дж. Нейлбафф и Джеймс Ф. Мур под конкурентной стратегией понимали построение взаимоотношений с конкурентами с целью дальнейшего сотрудничества. Р. Румельт и П. Диксон видели осуществление конкурентной стратегии в реализации преимуществ фирмы.
Также конкурентные стратегии на примере автомобильной промышленности в 1980-1990 гг. рассматривал Дж. Томпсон. Также значительный вклад в развитие взглядов на конкурентную стратегию внесли профессор стратегического и международного менеджмента Лондонской школы бизнеса Г. Хамел и профессор делового администрирования К.К. Прахалад, которые ввели новый термин для обозначения конкурентной стратегии – «стратегическая архитектура».
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что сегодня так и не существует однозначного или общепризнанного определения стратегии, но обобщив мнения различных авторов, можно сформулировать определение стратегии. Конкурентная стратегия – это комплексный план ее развития (иновационно -технологического, рыночного, кадрового, коммуникационного), носящий стратегический характер[8].
Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся различия в подходах к исследованию содержания конкурентной стратегии, все они сходятся в том, что конкурентные стратегии определяют, какими способами предприятие обеспечивает себе прочные конкурентные преимущества, привлекает покупателей, борется с конкурентами.
Первоначально стратегическое планирование сформировалось в начале 50-х гг. XX в. и базировалось на идеи о неизменности и предсказуемости внешней среды. В настоящее время стратегия определяет направление развития организации с учетом постоянно изменяющейся бизнес-среды[9].
Основоположниками стратегического менеджмента являлись следующие учёные: Д. Чандлер, И. Ансофф, Р. Аккофф, В. С. Каталько, Г. Альфред, Минцберг, Ф. Котлер, М. Б. Шифрин.
Очень большой вклад внес в развитие стратегического менеджмента М. Портер, выпустив в свет свою работу «Конкурентные стратегии»[10].
Существующие в этой работе описания конкурентных стратегий считаются наиболее ценными для практического менеджмента. Он выделил 4 типовые конкурентные стратегии, основывающиеся на конкурентных превосходствах и сфере конкуренции:
- лидерство за счет экономии на издержках;
- сфокусированные издержки;
-дифференциация;
- сфокусированная дифференциация[11].
Для каждой стратегии он выделил возможные риски. М. Портер считает, что нужно выделить только одно конкурентное преимущество, которое и будет использовать фирма в своей конкурентной стратегии. Мы считаем это мнение ошибочным, так как в условиях глобализации экономики необходимо сочетание нескольких конкурентных преимуществ.
Предприятия могут обладать лидерством за счет экономии на издержках и дифференциации продукции. Так же, как нам кажется, что он описал недостаточно конкурентных превосходств для конкурентной стратегии, не выявил фактор неопределенности наружной среды.
Ф. Котлер выделил стратегии, в зависимости от доли рынка предприятия.
Свои стратегии на основе стадии развития предприятия в зависимости от развития национальной экономики предложил А. Н. Петров.
И. Ансофф разработал модель роста фирмы, состоящую из 5 составляющих, и к каждой из составляющей предложил стратегические альтернативы.
Л. Ежкин и О. Одинцов выделяют 4 конкурентные стратегии за счет различных конкурентных превосходств, но непосредственно связанные с реструктуризацией:
1. Ограниченного роста. Для этого перед предприятием ставятся цели, которые будут держаться за полученные результаты с учетом инфляционных процессов и других воздействий наружной среды.
Может использоваться предприятиями со статическим объемом выпуска и сложными технологическими процессами, имеющими прочные позиции на рынке с традиционными товарами длительного жизненного цикла и устойчивой рентабельностью.
2. Стратегического роста. Используется в оперативно-развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями и обновляющимися готовыми продуктами. Рост объема продаж растет благодаря внутренним факторам, сюда относится номенклатура и ассортимент.
3. Стратегического сокращения. Предприятие снижает целевые показатели для реструктуризации производства. Этот способ используется в случае, когда происходит не запланированное ухудшение экономических показателей. Происходит ликвидация доли производства, удаление лишнего или перевод на другие условия хозяйственной деятельности, смена механизма производства.