Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия
1.3. Особенности управления конкурентной стратегией предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ПАО «НК РОСНЕФТЬ» ИЗМЕНЕНИЕ
2.1. Экономическая характеристика ПАО «НК Роснефть»
2.2. Оценка конкурентоспособности и стратегии ПАО «НК Роснефть»
4. Стратегия стагнации. Для сохранения достигнутых ступеней на рынке, при проведении частичной структурной перестройки деятельности предприятия[12].
Теперь стало понятно, что в частых случаях для стратегии предлагается проводить реструктуризацию, которая направлена на поднятие роста эффективности производства, увеличение конкурентоспособности предприятия и на приспособление структуры и путей производства к изменениям в наружной и внутренней среде. Она носит в себе конкретные мероприятия, которые предназначены для улучшения структуры организации и функций управления:
- совершенствованию структуры производства;
- поднятие на новый уровень экономической политики предприятия;
- понижение затрат на производство и реализацию товаров;
- оптимизацию использования материальных и трудовых ресурсов;
- обеспечение документооборотом и современными информационными системами[13].
Конкурентные стратегии необходимы для успешного конкурирования в условиях постоянно меняющейся внешней среды и для формирования конкурентоспособного предприятия. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества - это основа конкурентной стратегии. Прежде чем выбирать стратегию, необходимо выявить факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества предприятия.
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия
В настоящее время экономика России двигается по пути преобразований на рынке. Конкуренция между организациями становится ещё более жесткой, поэтому в этих условиях выбрать оптимальную стратегию развития организации и конкурентную стратегию является необходимым.
Как правило, успешная работа любой организации в долгосрочной перспективе, её экономический рост зависит от правильного выбора стратегии развития организации, которая позволяет наилучшим образом реализовать ресурсы организации[14].
В условиях острой конкуренции и резко изменяющейся ситуации на рынке организациям необходима не только концентрация внимания на состояние внутренних дел компании, но и на выработку стратегий на долгосрочный период, позволяющей вовремя реагировать на окружающие их изменения. Отсюда учёт конкурентных преимуществ организации и правильная оценка рынка обеспечивают компаниям различных форм собственности построение оптимальной конкурентной стратегии для того, чтобы удержать свою долю на рынке.
В настоящее время, значимо важным является то, что необходимо осуществлять такое управление, которое обеспечивало бы адаптацию компании к быстрым изменениям, происходящим в условиях ведения бизнеса.
Главный фактор здесь является конкуренция, определяющая успешность организации или её неудачу. В ходе конкуренции оказывается понятно, насколько инновационная политика предприятия, разработка корпоративной культуры или воплощение выбранной стратегии определяют ее эффективность[15].
Стратегия – объединяющая модель действий, которые предназначены для достижения поставленных целей организации. Содержанием стратегии является свод рекомендаций по принятию решений, которые используются для того, чтобы определить основные направления деятельности организации[16].
Выделяют следующие виды стратегии, которые представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Классификация стратегий
Конкурентная стратегия – данная стратегия рассчитана на долгосрочный период времени для наступления или обороны, для того чтобы укрепить положение компании[17].
Создание конкурентной стратегии организации ориентировано на то, чтобы достичь конкурентных преимуществ[18].
Виды конкурентных стратегий представлены на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 Виды конкурентных стратегий и их характеристика
Как показано на рисунке 1.2 сущность стратегии преимущества в издержках заключается в свободе выбора действий, как в ценовой политике, так и на определенных уровнях доходности.
При данном виде стратегии компания может достичь своей цели – абсолютное отраслевое лидерство в издержках за счет то, что будет применять комплекс специфичных мер. К таким мерам можно отнести: создание производственных мощностей, осуществление жесткого контроля, снижение уровня издержек на основе накопления опыта, отказаться от мелких операций с потребителями, сократить издержки в следующих областях: исследование и разработка, обслуживание, сбыт, реклама.
Внедрение выше перечисленных мер позволит организации завоевать большую долю рынка, но для этого понадобятся следующие элементы: четкая организационная структура, большие первоначальные капиталовложения, готовность нести издержки на стартовом отрезке деятельности.
Компания получит прибыль из-за низких издержек, даже когда соперники потерпят убытки – это защита от конкурентов.
1. Защита от покупателей заключается в том, что низкий уровень издержек позволит компании снизить цены до уровня менее успешных конкурентов.
2. От поставщиков – низкий уровень издержек позволит компании быть более гибкой при изменениях стоимости необходимый материалов, сырья, комплектующих и т.д.
3. Высокие барьеры входа в отрасль защитят компанию от появления новых конкурентов.
4. Выбранная позиция создаст благоприятные условия, чем у конкурентов с субститутами[19].
Стратегия дифференциации предполагает создание нового продукта или услуги, которые обладают уникальными свойствами. Дифференциация может быть осуществлена по различным критериям таким, как:
- престиж дизайна или брэнда,
- используемая технология производства,
- функциональные возможности,
- качество обслуживания потребителей,
- по развитости дилерской сети и другие[20].
Наиболее эффективной является дифференциация сразу по нескольким критериям.
Результат успешного применения стратегии дифференциации – это сформировать высокий уровень лояльности потребителей.
У рассматриваемой стратегии можно выделить следующие риски:
1. Возможность того, что уменьшиться лояльность потребителей из-за значительной разницы в издержках между фирмой, которая производит, и её конкурентами.
2. Из-за накопления у покупателей потребительского опыта может, произойди снижение значимости фактора дифференциации.
3. Конкуренты могут применять аналогичную стратегию, что снизит эффективность проведенной дифференциации[21].
Сфокусированные стратегии предполагает концентрацию деятельности организации в узкой сфере, в рамках одной отрасли, на ограниченном рынке.
Сфокусированные стратегии отличаются от других стратегий достаточно узкой специализацией и ограничением рынка сбыта продукции или услуги среди небольшого количества покупателей.
Данная стратегия предполагает сконцентрировать продажи на целевую аудиторию потребителей при ограниченном ассортименте продукции или услуг.
Выбирают сфокусированные стратегии для составления бизнес-плана компании, у которых недостаточно ресурсов (финансовых, интеллектуальных, сырьевых) необходимых для нахождения в большом сегменте продукции. Ещё одна причина выбора данного вида стратегии – это недобросовестная конкуренция, которая проявляется доминированием участников рынка, также существованием препятствий и барьеров для нахождения продукции на рынке.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что находит применение данная стратегия на небольших предприятиях, которая является для таких компаний оптимальной формой развития. Бывают и моменты, когда узкая специализация характерна и для крупных организаций. Но важно помнить, применяя сфокусированную стратегию, что происходит ограничение потенциала бизнеса и, как следствие, предприятие может упустить прибыль. Использование сфокусированных стратегий для небольших компаний связано с риском столкновения с более крупными конкурентами на рынке, стремящихся к использованию преимуществ в конкурентной борьбе и имеющих крупные производство.
Сфокусированные стратегии направлены на обеспечение преимущества над главными конкурентами в данном сегменте рынка. Основа сфокусированной стратегии включает в себя направленность деятельности организации и квалифицированность персонала, которые позволяют успешно обслуживать рынок.
Организация, которая выбирает сфокусированную стратегию, определяет отдельный сегмент и направляет деятельность только на данный сегмент. Оптимизирует свою стратегию с соответствующими целевыми сферами, организация может получить некие конкурентные преимущества в данных областях, хотя общими конкурентными преимуществами во всех отрасли, организация не может и не обладать. Организации, которые реализуют сфокусированные стратегии, всегда должны осуществлять контроль за действиями, которые приминают их конкуренты с широкой сферой деятельности[22].
Маркетинг является важнейшим фактором сфокусированных стратегий. С его помощью можно понять, насколько перспективна занимаемая рыночная ниша, даже если считается, что она давно поделена между сильными игроками рынка. Например, компания выбирает сфокусированную стратегию, делает глубокие маркетинговые исследования, понимает в какой рыночной нише ей работать, организация сконцентрирует деятельность только в данном сегменте. В данном случае принятые усилия по оптимизации будут максимально эффективными, чем если бы маркетинговые исследования не проводились.
При определенных достоинствах сфокусированной стратегии, можно выделить следующие риски:
1. Применение технологий и методов, лежащих в основе стратегии фокусирования, легко скопировать. Как следствие, они могут использоваться конкурентами, которые имеют более гибкую систему планирования.
2. Демпинг, осуществляемый конкурентами при предложении ими более широкого подобного ассортимента продукции или услуги, что уничтожит рыночную нишу.
3. Если привлекательность рынка будет достаточно высокой, то это приведет к появлению новых конкурентов, то есть к переполнению. Показатели рентабельности упадут, а уровень конкуренции вырастет.
4. При узкой специальной направленности продукция или услуги могут оказаться неконкурентоспособными.
5. Для достижения большей специализации конкуренты будут применять особые свои преимущества (финансовые, технологические, интеллектуальные), что позволит им войти в узкую нишу.
6. Для достижения максимального уровня конкурентоспособности, при производстве отдельной продукции или услуги, эффективными оказываются применение одновременного нескольких базовых стратегий[23].
Также следует сказать, что каждая отдельно взятая сфера деятельности имеет свои характерные черты, особенности, которые стимулируют применение той или иной стратегии[24].
Сфокусированные стратегии могут применяться не на всех рынках, и не при любых условиях, которые происходят на рынке. Для того чтобы применить данный вид стратегии, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Потребители должны формировать разнообразие спроса;
2. Рыночная ниша, которая была выбрана в качестве объекта специализации, должна обеспечить необходимый сбыт товаров или услуг при хорошем уровне рентабельности и потенциале роста;
3. В широком сегменте рынка есть такие ниши, применение которых возможно и при использовании более узкой специализации;
4. Компании-конкуренты, которые представлены в широком сегменте рынка, назвать активными игроками нельзя;
5. Организации, которые стремятся стать основными игроками на рынке, концентрируют внимание потребителей на узкой сфере деятельности из-за нехватки ресурсов[25].
Показатели эффективности деятельности компании, которые выбирают сфокусированную стратегию, будут высокими только в случае, если:
- организация добивается в своем сегменте устойчивой лидерской позиции в минимизации издержек (сфокусированная стратегия на издержках) или максимально дифференцирует свою продукцию или услугу в данном сегменте;
- выбранный сегмент должен быть привлекательным[26].
Реализация любой из конкурентной стратегии требует того, чтобы компания создала непреодолимые препятствия, которые затрудняли бы имитацию стратегии конкурентами. Т.к. создать такие препятствия невозможно, то компания становится «подвижной мишенью» для конкурентов, продвигаясь на выгодные позиции и инвестировать в те мероприятия, которые этому способствуют.