Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы анализа оборотных средств
Понятие, состав, структура и классификация оборотных активов
Глава 2 Бухгалтерский учет оборотных средств
Бухгалтерский учет запасов материалов
Бухгалтерский учет готовой продукции
2.3 Бухгалтерский учет незавершенного производства
2.4 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
2.5 Бухгалтерский учет денежных средств и их эквивалентов
Глава 3 Анализ эффективности использования оборотных активов на примере предприятия ОАО УМТН
3.1 Анализ динамики и структуры оборотных средств
3.4Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования оборотных средств
2.4 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
Дебиторская задолженность может иметь две разновидности.[10]
- Обусловлена обычными процессами хозяйственной деятельности и может подразумевать аванс, перечисленный поставщику, или стоимость товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных), но не оплаченных покупателями (заказчиками) по условиям договора и иным причинам.
- Выражается долгами в результате судебных споров между поставщиком и покупателем из-за несоответствия количества или качества товаров (работ, услуг) установленному ассортименту, несвоевременной оплаты или ее отсутствия, иных причин расхождения в договорных отношениях.
В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:
-
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (организацией выдан аванс в счет поставки товара).
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (поставка товаров, работ, услуг в счет последующей оплаты).
- 68 "Расчеты по налогам и сборам" (переплата в бюджет налогов, сборов).
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (переплата при расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию работников организации).
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (при удержании с работника в пользу организации определенных сумм).
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (подотчетное лицо не возвратило выданные ему денежные средства).
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (возникновение задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и тому подобное).
- 75 "Расчеты с учредителями" (возникновение задолженности учредителей по вкладам в уставный, складочный капитал).
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю расчетов по претензиям в пользу организации, расчетов по причитающимся дивидендам).
Дебиторская задолженность возникает, когда товары (работы, услуги) реализованы, а денежные средства за них еще не получены, или когда поставщику выплачен аванс, а товары (работы, услуги) в счет него еще не поступили.
В случае, если появляются обоснованные сомнения в том, что дебиторская задолженность не будет погашена, по такой задолженности создается резерв, уменьшающий финансовый результат.
Порядок формирования резерва по сомнительной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете отличается от порядка его формирования для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль:
Таблица 1 – Порядок формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учёте
Этапы создания резерва |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет по налогу на прибыль |
1. Необходимость создания резерва |
Резерв создается обязательно |
Налогоплательщик вправе создавать резерв, если это предусмотрено его учетной политикой |
2. Признание дебиторской задолженности сомнительной |
Дебиторская задолженность, не погашенная в срок и не обеспеченная гарантиями |
|
Дебиторская задолженность, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в оговоренный срок |
||
3. Порядок расчета величины резерва по сомнительной дебиторской задолженности |
Определяется учетной политикой |
Регламентирован ст.266 НК РФ |
4. Использование резерва |
На покрытие убытков от безнадежных долгов |
|
5. Остаток неиспользованного резерва |
Увеличивает финансовый результат года, следующего за отчетным |
По выбору налогоплательщика: 1. Может быть перенесен на следующий налоговый период. В этом случае, сумма вновь созданного резерва корректируется на остаток неиспользованного резерва предыдущего налогового периода. 2. Увеличивает прибыль отчетного года. |
Если взыскать дебиторскую задолженность невозможно в силу истечения срока исковой давности, ликвидации должника и т.п., эта задолженность подлежит списанию на уменьшение финансового результата или за счет резерва (если резерв по ней создавался).
По общему правилу срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если срок погашения задолженности в договоре не указан, то он определяется в порядке, установленном законодательством (ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
2.5 Бухгалтерский учет денежных средств и их эквивалентов
Для отражения в бухгалтерском учете сведений о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а так же ценных бумаг, платежных и денежных документов используются счета разд. V Плана счетов "Денежные средства".[11]
Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах данного раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. К разд. V "Денежные средства" относятся счета: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений".
Наличные денежные средства и денежные документы организации хранятся и учитываются в кассе организации.
Касса – подразделение организации, выполняющее кассовые операции с наличными деньгами и другими денежными ценностями.
Всю полноту ответственности за соблюдение установленного порядка, создание условий сохранности денег в помещении кассы, при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк несет руководитель организации. Кроме него, ответственность за соблюдение вышеуказанного Порядка ведения кассовых операций возлагается на главного бухгалтера и кассиров организации.
В организациях, имеющих несколько касс, прежде всего на предприятиях торговли, транспорта, организуется главная касса, которую ведет главный кассир. Ему подчиняются и перед ним ежедневно отчитываются кассиры операционных касс.
В организациях, в которых имеется один кассир, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагают на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
Помещение кассы должно быть специально оборудовано для обеспечения сохранности денежных средств и снабжено сигнализацией. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу на время совершения операции заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда (и другие приравненные платежи), регистрируются после их выдачи.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Счет в банке – сердцевина взаимоотношений организации с клиентами посредством банковской структуры, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы организации.
Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, прав, обязанности и ответственность сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5 % суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.
Для проведения операций по расчетному счету используются следующие формы безналичных расчетов:
- Расчеты платежными поручениями. Основным платежным инструментом являются платежные поручения. Платежное поручение – это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
- Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. При этом платежный инструмент (платежное требование-поручение) предъявляется получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему банковских расчетов.
- Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств.
- Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем – лицо, в пользу которого выдан чек; плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Различают чеки предъявительские, ордерные и именные. Именной – выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя передается от одного лица к другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи.
Расчеты по инкассо служат документом для бесспорного списания средств с расчетного счета организации (ст. 874, 875 ГК РФ). Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или иных финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
Для учета движения средств на расчетном счете используется активный балансовый счет 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете.
В случае если организация имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов, подтверждающих правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет.
Выписка из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ей банком. Сохраняя денежные средства организаций, банк считает себя должником организации, поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания – по кредиту.
Организации могут открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Банком России на проведение операций с иностранными валютами.
К валютным ценностям, помимо иностранной валюты, относятся также:
- Ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
- Драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.
- Природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.