Файл: Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств на расчетных счетах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативные документы в бухгалтерском учете определяют методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях на территории Российской Федерации.

Организация бухгалтерского учета в России производится в соответствии с Международными стандартами учета и отчетности, ориентирована на рыночную экономику.

Основные нормативные документы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 854—860).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 22 июля 2016 г. № 54–ФЗ «О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт».

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное в ред. приказом Минфина России от 26 декабря 2007 г. № 147н.

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

9. Положение Банка России от 31 октября 2002 г. № 14–П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

10. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 40, установленный решением Совета директоров Банка России.

Основными задачами учета денежных средств на расчетных счетах являются:

1)  учет и контроль наличия и движения денежных средств на счетах в учреждениях банков;

2)  своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

3)  контроль за правильным и своевременным перечислением средств финансовым органам, банкам, работникам и другим физическим и юридическим лицам;

4)  контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах;

5)  контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.

1.3. Порядок открытия и закрытия расчетных счетов организации

Главная цель открытия расчетного счета в банке – обеспечение надежного хранения и оперативного доступа к денежным средствам. В большинстве случаев этот банковский продукт используется индивидуальными предпринимателями и руководителями коммерческих организаций.


Открытие расчетного счета в банке – неотъемлемый этап создания любого предприятия.

В каждой финансовой организации существует свой пакет документов, требуемый для открытия расчетного счета.

Их точный перечень можно узнать у сотрудников конкретного банка или на его официальном сайте. Но в любом случае потребуется подготовить:

  1. Свидетельство о создании юридического лица (оригинал и копию). Документ должен быть заверен у нотариуса или в соответствующем регистрирующем органе;
  2. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью (Устав и др.);
  3. Свидетельство о постановке на учет в ФНС (оригинал и копию);
  4. Паспорта лиц, которые буду нести ответственность за будущий расчетный счет, и документы, подтверждающие эти полномочия;
  5. Паспорт и документальное подтверждение полномочий руководителя организации;
  6. Выписка из ЕГРЮЛ.

В отделении самого банка потребуется также заполнить заявление на открытие расчетного счета, специальную карточку и несколько договоров. Эти документы предоставляются сотрудниками кредитного учреждения.

Порядок проведения процедуры. Первое, о чем необходимо позаботиться – документы. Они должны быть заверены строго согласно принятой в финансовой организации политике: в одних случаях требуется подпись нотариуса, в других достаточно предоставления оригиналов.

После этого в отделении банка потребуется заполнить следующий пакет документов:

  1. Заявление на открытие расчетного счета;
  2. Договор;
  3. Анкету;
  4. Письмо;
  5. Специальную карточку, содержащую информацию об ответственных за будущий расчетный счет лицах, их подписи, а также образец печати общества с ограниченной ответственностью.

Последний из вышеперечисленных документов можно оформить в нотариальном кабинете. Нередко в компаниях, особенно небольших, функции главного бухгалтера берет на себя руководитель. В этом случае в карточке необходимо указать факт отсутствия лица, наделенного правом второй подписи.

В каждом банке установлены свои тарифы на открытие счетов. Стоимость оформления расчетного счета варьируется в диапазоне от 500 до 1500 рублей. Некоторые кредитные учреждения предоставляют возможность бесплатного открытия расчетного счета. Однако в этом случае следует помнить о тарифах на дальнейшее обслуживание, так как нередко подобные предложения являются всего лишь своего рода «приманкой», и последующие платежи сводят на нет всю экономию.

Расчетный счет может быть закрыт в следующих случаях:


  • по инициативе организации;
  • по инициативе банка;
  • по решению суда на основании требования банка.

Для закрытия расчетного счета необходимо подать заявление в банк о прекращении договора банковского счета. Форма заявления законодательно не установлена. Как правило, банки разрабатывают ее самостоятельно и закрепляют в своих внутренних правилах. Если банк не предоставит организации форму такого заявления, его можно составить в произвольном виде.

В случае, когда на расчетном счете организации не ведутся операции в течение двух лет, банк вправе закрыть расчетный счет в одностороннем порядке. Также по требованию банка суд может принять решение о расторжении договора в следующих случаях:

  • если сумма средств на счете окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами;
  • при отсутствии операций на счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Закрыть расчетный счет банк должен не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда был расторгнут договор банковского счета.

В течение семи дней после получения соответствующего заявления, банк обязан перечислить организации остаток денег, находящихся на счете. Форма заявления о перечислении остатка денег с расчетного счета при его закрытии законодательно не установлена. Банк может закрепить ее в своих внутренних правилах. Если банк не предоставил организации форму такого документа, то его следует составить в произвольном виде. Организация также может указать требование о выдаче (перечислении) остатка денег с расчетного счета в заявлении о расторжении договора банковского счета.

Банк вправе закрыть расчетный счет по инициативе организации, если есть решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счету.

Банк не вправе отказать организации в закрытии расчетного счета, если к этому счету есть неисполненные расчетные документы (в т. ч. от налоговой инспекции), при этом на расчетном счете организации денежные средства отсутствуют.

В мае 2014 года было принято решение, согласно которому владельцам бизнеса больше нет необходимости уведомлять сотрудников ФНС и служащих других государственных органов об открытии расчетного счета в банке. Отныне они делают это самостоятельно.


1.4. Документальное оформление денежных средств на расчетных счетах

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступле­ний документов.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных сче­тах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные сче­та». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит — уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету слу­жат выписки банка с приложенными к ним оправдательными доку­ментами.

Если предприятие (организация) имеют несколько расчетных счетов, то по каждому их них ведется отдельный субсчет.

Отражение операций по счету 51 происходит на основании банковской выписки (документ о движении средств предприятия по лицевому счету, открытому в обслуживающем банке).

Расчетные документы являются теми документами, которые контрагенты используют для произведения расчета между собой. Они представляются в банк плательщиком (например, при применении платежных поручений) или получателем (к примеру, при расчетах по инкассо).

Учитывая тот факт, что юридические лица обязаны рассчитываться друг с другом безналичным способом, то расчетные документы являются обязательным спутником жизни этих экономических субъектов. Зачастую прибегают к ним и ФЛ.

Законодательство РФ предусматривает возможность расчетов между сторонами с использованием нижеуказанных документов:

  • платежных поручений;
  • инкассовых документов;
  • аккредитивов;
  • платежных карт;
  • чеков.

Формой безналичных расчетов, нашедшей наибольшее применение в России, считаются расчеты платежными поручениями.

При использовании платежных поручений обязанность в их представлении в банк возникает у плательщика. Он предъявляет их в кредитный институт и производит оплату за продукцию или услуги. Банк передает эти документы по специальным каналам связи в банковское учреждение получателя, которое производит зачисление финансов на счет последнего. Клиент имеет возможность отправить поручение (впрочем, как и остальные документы) в кредитное учреждение электронным способом с помощью банк-клиента. Это значительно сэкономит его время, а также деньги. 

При задействовании инкассовых форм расчета обязанность в заполнении расчетных документов ложится уже на получателя. Он заполняет платежное требование или поручение (инкассовое), после чего передает документ в кредитный институт, который отправляет его банковскому учреждению плательщика. Данные о том, что расчеты будут производиться посредством платежных требований или поручений (инкассовых), обязаны быть прямо прописаны в условиях договора между сторонами.


Если требования на осуществление платежа могут быть использованы любым экономическим субъектом, то право выставления инкассовых поручений в основном представлено налоговым службам, органам власти, различным социальным ведомствам. Плательщик обязан оплатить эти документы. Напротив, при использовании платежных требований он может оспорить сумму платежа, особенно если предусмотрен его акцепт. В подобной ситуации плательщик вправе его не предоставить.

При этом клиенты банка могут произвести отзыв своих расчетных документов в предусмотренном порядке. Плательщики имеют законное право вернуть платежные поручения, а получатели – инкассовые документы (например, в случае нехватки средств на счете плательщика). Банк производит отзыв документа, основываясь на  представленном клиентом заявлении. Последнее подлежит оформлению в двух экземплярах, имеет произвольную форму и следующие обязательные реквизиты:

  • порядковый номер, дату оформления;
  • сумму документа;
  • название получателя или плательщика.

Несмотря на различия между видами расчетных документов все они имеют такие общие реквизиты, как:

  • вид и дату расчетного документа;
  • название плательщика и получателя, номера их расчетных счетов и ИНН;
  • реквизиты и наименование банков, обслуживающих стороны (их местонахождение, БИК, корреспондентские счета, КПП, ИНН);
  • назначение платежа.

Приходными операциями по расчётному счету являются любые поступления от осуществления предпринимательской деятельности – выручка за реализацию товаров, оказание услуг, выполнение работ, кассовая выручка, превышающая установленные лимиты, авансовые платежи, ссуды и иные поступления субъектов предпринимательской деятельности.

К расходным операциям по расчетному счету относят любые платежи поставщикам, выплаты по заработной плате, уплата налогов и сборов, погашение кредиторской задолженности и многие другие.

2. Бухгалтерский учет безналичных денежных средств в АО «ПМК-38

2.1. Организационная характеристика

Акционерное общество «Передвижная механизированная колонна №38» - это надежная и серьезная компания, работающая на рынке строительных работ и услуг 41 год. Богатый опыт работы, мощная производственная база, квалифицированные специалисты, внимательное и добропорядочное отношение к каждому клиенту, делает работу с нами эффективной и выгодной.