Файл: Методологические основы качественного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Жизненный мир. Интервью ориентировано на определенную тему, относящуюся к обыденному жизненному миру респондента и его отношения к этой теме.
  • Смысл. Интервью направлено на интерпретацию смысла центральных тем жизненного мира респондента. Интервьюер регистрирует и интерпретирует смысл того, что говорится, и того, как это говорится.
  • Качественная направленность. Интервью направлено на получение качественных знаний. Точность в описании и строгость в интерпретации смысла в качественном интервью соответствует точности в количественных измерениях.
  • Описание. Интервью направлено на достижение открытых и подробных описаний различных аспектов жизненного мира респондента.
  • Специфичность. Интервью предполагает получение описаний специфических ситуаций и последовательности действий, а не обобщенного мнения.
  • Преднамеренная наивность. Интервьюер демонстрирует открытость новому и неожиданному, вместо того чтобы опираться на готовые категории и схемы интерпретации.
  • Фокусирование. Интервью фокусируется на определенных темах; оно не является ни жестко структурированным со стандартизированными вопросами, ни абсолютно «недирективным».
  • Неоднозначность. Иногда высказывания интервьюируемого могут быть двусмысленными. Задача интервьюера — максимально точно описать возможную неясность в тех смыслах, которые высказывает интервьюируемый, т. к. часто это является адекватным отражением противоречий мира, в котором живет человек, а не результатом неудачной формулировки (хотя последнее также возможно).
  • Изменение. Участие в интервью может приводить респондента к новым инсайтам и осознанию, и вследствие этого он может по ходу интервью изменять описания и смыслы, которые он связывает с темой.
  • Сензитивность. Разные интервьюеры могут вызывать разные суждения относительно одних и тех же вопросов в зависимости от своих знаний и сензитивности по отношению к теме интервью.
  • Межличностная ситуация. Знание, получаемое с помощью интервью, возникает в результате межличностного взаимодействия (inter views — «между взглядами»).
  • Позитивный опыт. Интервью, проведенное на высоком уровне, может явиться для интервьюируемого редким, обогащающим опытом, в результате которого он может прийти к новому пониманию своей жизненной ситуации.

Обозначенные особенности подчеркивают взаимное влияние интервьюера и респондента на процесс интервью, взаимную ответственность за получение и характер этого совместного опыта и знания, вероятностный характер личностных изменений в процессе интервью.[21]


Проведение глубинного интервью предполагает наличие определенных навыков у интервьюера. Важно, чтобы интервью проводил опытный интервьюер, т. к. велика вероятность влияния предвзятого отношения интервьюера на конечный результат исследования. Интервьюер должен собрать все необходимые детали и в то же время не сбить респондента с его мысли.

Структура глубинного интервью

У глубинных интервью нет четкой структуры, в отличие от количественных опросов, в ходе которых одни и те же вопросы задаются всем респондентам. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ», когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента. Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод «выявления скрытых проблем», когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод «символического анализа», в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположных им. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов в биографическом пути, социально-исторической ситуации. Биографические повествования могут стать предметом анализа и в своей совокупности — как коллективный опыт «проживания» определенной социальной ситуации. Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев (примерно от 5 до 25) становится основой для описания отношения к тем или иным проблема, которые вырисовывается за время проведения интервью.

Условия проведения интервью

Глубинные и экспертные интервью могут проводиться в обстановке, уютной как для респондента, так и для интервьюера. Важно, чтобы ответы респондента записывались на диктофон или видеокамеру (с согласия респондента). Запись будет полезна при расшифровке текста, чтобы выделить и расшифровать смысловые единицы.

Интервью обычно проводят в так называемом «мягком стиле». При «мягком» стиле ведения интервьюер действует в соответствии со следующими правилами (О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская, 2001):

  • стремится, чтобы респондент чувствовал себя непринужденно и не ощущал превосходства интервьюера;
  • стремится быть объективным и сдержанным в выражении своих эмоций;
  • выбирает манеру поведения, располагающую к откровенному разговору;
  • побуждает респондента к развернутым ответам с помощью техники зондирующих вопросов.[22]

Семь этапов исследования

  1. Выбор темы. Формулирование цели исследования и описание концепции исследуемой темы еще до начала интервью. На вопросы «почему» и «что» следует ответить еще до того, как задавать вопрос «как», т. е. выбирать метод исследования. Важно определить тему исследования (Что? Зачем? Как исследовать?). Например:
  • какая из форм учебной мотивации доминирует в старшей школе?
  • какие факторы способствуют адаптации пожилых людей в специализированном центре?
  1. Планирование. Прежде чем начинать интервьюирование, спланируйте все исследование, беря в расчет все семь этапов.
  2. Планирование производится для того, чтобы достичь знания, к которому вы стремитесь, и принять во внимание этические аспекты исследования. Планирование исследования предполагает определение критериев отбора респондентов, их количества (15 ± 10 человек), продолжительность: 45 мин — 1 час, смысловые блоки и опросы, технические средства записи интервью
  3. Интервьюирование. Проведение интервью по схеме, с осознанным подходом к искомым знаниям и межличностным отношениям в ситуации интервью.
  4. Расшифровка. Подготовка материалов интервью к анализу, который обычно включает расшифровку и перевод из устной формы в письменный текст.
  5. Анализ. Основываясь на цели и теме исследования, а также на природе материалов интервью, следует решить, какой метод анализа годится для данных интервью.
  6. Верификация (проверка). Убедитесь в обобщенности, надежности и валидности ваших открытий. Надежность относится к однородности результатов, а валидность результатов означает, что в процессе интервью изучалось именно то, что вы намерены были изучать.
  7. Написание отчета предполагает изложение исследовательских находок. Форма изложения должна отвечать критериям научности с учетом этических аспектов исследования.

Типы вопросов, используемых в интервью.

  • Вводный вопрос. «Не могли бы вы мне рассказать о ...?»; «Не припомните ли случая, когда ...?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать как можно более подробно ситуацию, в которой вы чему-то научились?», — такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос.
  • Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и доброжелательной критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, относящихся к тому, что только что было сказано. Можно использовать с этой целью и кивки, и «м-м-м», и просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе, такие как необычные слова, усиленные интонации и т. п., которые могут сигнализировать о комплексе важных для собеседника тем. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта.
  • Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?», — в данном случае интервьюер следует за ответом собеседника, проясняя содержание, не акцентируя конкретные аспекты высказывания.
  • Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Когда интервью содержит множество общих высказываний, интервьюер может попытаться получить более точные описания, спросив: «Вы сами это тоже испытали?».
  • Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь испытывали страх за жизнь близких?»; «Когда вы упомянули о кризисе, вы имели в виду его позитивную или негативную сторону?». Их следует задать после того, как собеседник уже высказал собственный спонтанный взгляд и показал таким образом, какие аспекты данного явления имеют для него важное значение.[23]
  • Косвенные вопросы. Имеются в виду проективные вопросы, типа: «Как вам кажется, близкие вам люди так же реагируют на драматические стороны жизни?» Ответ может содержать мнение об отношении других людей, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Для того чтобы интерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно.
  • Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. Интервьюер может вежливо прямо пресечь многословный ответ, который не соответствует теме исследования, сказав, например: «Сейчас я бы хотел перейти к другой теме...».
  • Молчание. Вместо того чтобы превращать интервью в перекрестный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать нечто важное.
  • Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может происходить в виде перефразирования ответа, например «То есть Вы считаете, что..?», или попыток прояснить высказывание «Если я правильно понял, Вы...». Вопросы могут быть открытыми, закрытыми и альтернативными.

Методические приемы глубинного интервью

Среди приемов, которые могут использоваться для интервью, прежде всего следует назвать такие, как понимание, диалог, интерпретация, рефлексия.

Понимание рассматривается как процесс смыслопорождения, в результате которого возникающий смысл обнаруживается не в отчужденном знании, а в осознании нерасторжимого совместного духовного бытия понимающего и понимаемого. Понимание носит активно-диалогический характер, и смысл порождается в совместной деятельности и общении психолога и респондента. При этом важнейшим условием понимания является рассмотрение предъявляемого смысла как авторского по отношению к говорящему, а не вносимого от себя слушающим.

Диалог понимается как приобщение к иному смысложизненному пространству, которое не исчерпывается языковым взаимодействием и не приводит к поиску истины, а проясняет смысловые измерения существования. М. М. Бахтин, определяя диалог, вводит понятие «высшей инстанции ответного понимания», которой является каждый из участвующих в диалоге. Целью диалога выступает достижение полного взаимопонимания, причем взаимопонимание здесь не приход к консенсусу, а процесс, помогающий раскрыть авторский замысел говорящего. Для такого рода диалога важно желание собеседников общаться в данной конкретной ситуации в данное время на данную тему — в случае наличия у собеседников коммуникативной заинтересованности другие факторы (глубина знакомства, степень социальной зависимости, эмоциональный фон) имеют намного меньшее значение.[24]

Интерпретация как метод психологической работы включается при помощи так называемых понятийных конфигураторов языка, при помощи которых складываются интерпретационные схемы. Попадая в интерпретационные схемы, жизненные факты приобретают различные смыслы, позволяя расширить или, наоборот, конкретизировать понимание различных жизненных отрезков.

Рефлексия является одним из методов понимания себя и своего бытия. Задачей психолога часто является помочь респонденту выйти в рефлексивную позицию по отношению к его жизни, вывести за пределы его ситуации. Понимание человеком не только смыслов отдельных фрагментов своей жизни, но и себя в контексте окружающей жизни часто является ключевым в интервью.

Общими основаниями, объединяющими описанные приемы, являются субъективность и глубоко личный характер такой работы, построенной на проникновении в область индивидуальных значений, погружении в контекст происходящего при помощи эмпатиче- ского участия и вживания в ситуацию, раскрываемую человеком.


Гибкость интервью и его близость к жизненному миру респондентов имеют возможность «привести к знанию, которое может быть использовано для улучшения условий человеческого существования» .

Метод интервью также представляет особый интерес для психологов-консультантов, будучи максимально приближенным к процессу консультирования, предоставляя возможности для самопознания и личностных открытий (для респондента/клиента) и для выдвижения и проверки гипотез, уточнения, проблематизации проговариваемого текста (для исследователя/консультанта).

Исследователи соглашаются, что трудно провести достаточно четкую линию, разделяющую исследовательское и терапевтическое интервью. Оба могут привести к росту понимания и изменению, но в терапевтическом интервью акцент делается на личностном изменении, а в исследовательском — на интеллектуальном понимании. В то же время новое понимание ситуации может послужить мощным личностным изменениям или основой для дальнейшего самоанализа и саморазвития.

Пример . В качестве примера глубинного интервью представим материал из кандидатской диссертации Н. С. Головчановой «Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты», выполненной на кафедре консультационной психологии ФБ ГОУ ВО «Ярославский государственный университет им П. Г. Демидова» в 2010 г. Научный руководитель — доктор психол. наук, профессор Н. В. Клюева.

Респодентами выступили представители региональной элиты, которые отвечали на вопросы, связанные с семейным сценарием и установками и их влиянием на успешность.

Ответы на вопросы были записаны на диктофон, составлены протоколы, выделены смысловые единицы для анализа (см. контент-анализ), выдвинуты гипотезы о детерминантах успешности элиты (табл. 1, ПРиложение).

При анализе и интерпретации использовалась информация текстов всего интервью.

Пример анализа и интерпретации

Собственный урок (заключение), вынесенный из детства

Вопрос интервью: «Какой урок Вы вынесли из детства?»

Уроки или некоторые заключения, вынесенные из детства, тесно соприкасаются с отношением к родительскому/семейному посланию и сценарию. Воспоминания, наполненные восхищением и любовью к родителям, природе, педагогам, к увлекающему делу/творчеству, характерны для успешных людей, в большей или меньшей степени воплощающих ожидания родителей или значимых людей в собственной жизни.

Заключения некоторых респондентов имеют протестный характер — нежелание повторить жизненный путь одного или обоих родителей, желание преодолеть сформированные в детстве качества, стремление выйти «за рамки» жизни родительской семьи. Проблемы, осознанные при переходе из детства во взрослую жизнь, внутренне переформулированы в задачи, которые респонденты решали или — в некоторых случаях — продолжают решать на протяжении жизни. Во всех случаях таких формулировок респонденты обозначали способы или направления создания желаемых внутренних и внешних условий жизни.