Файл: Методологические основы качественного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Атмосфера детства

Вопросы интервью: «Расскажите о Вашей семье: какой был образ жизни, уклад в Вашей семье? Что пытались развить в Вас родители? Что Вы взяли от близких людей в детстве?»

Данный вопрос затрагивает как особенности семейного воспитания, атмосферы, в которой прошло детство респондента, так и возможные ценности и смыслы, либо воспринятые от значимых в детстве людей, либо поставленные под сомнение и в дальнейшем трансформированные в собственные жизненные установки.

Треть респондентов признали желание родителей создать атмосферу обращения к культуре, заинтересовать чтением, музыкой, поэзией, интересные беседы и общение, происходившее в семье. Лишь двое респондентов отметили стремление родителей передать конкретные умения (например, заниматься музыкой). Двое отметили высокие ожидания родителей, задаваемую в семье образовательную и культурную планку.

В ответах респондентов о том, кто именно присутствовал в ближайшем окружении в детстве, нет единства: одни вспоминают родителей, другие — бабушку или дедушку, отчима, других родственников, третьи — в первую очередь других детей, с которыми проводили больше всего времени. Однако практически все участники интервью отметили наличие особенно значимого человека в детстве (отец, брат, дед, бабушка, дядя, для некоторых

  • оба родителя). С этим человеком происходит наиболее сильная идентификация, по отношению к нему переживаются наиболее сильные эмоции (любовь, благодарность, восхищение).

Вместе с тем более половины респондентов отметили собственное ощущение того, что родители не занимались их целенаправленным воспитанием, а они сами росли, развивались, открывали для себя жизненные сферы:

«Честно сказать, родители университетов не кончали... не они меня учили назидательно, а я из них брала то, что меня интересовало, причем они этого даже не подозревали».

«Родители мало занимались — поэтому, наверное, тем самым развивали самостоятельность.. Мама была хозяйственная — от нее я взял умение хорошо готовить. Я ближе к отцу — взял его породу, породистость. И этой породой горжусь, считаю себя ее вполне приличным представителем».

Также треть участников интервью вспоминают чувство внутренней свободы, впервые пережитое в детстве, отсутствия ограничений в действиях:

«Такой процесс — как у Некрасова, крестьянские дети. чего только не придумывали, во что только не играли».

Двое респондентов назвали свое детство счастливым.


В то же время двое участников интервью особо остановились на нехватке любви, внимания, испытанной в детстве, еще трое назвали условия жизни в детстве тяжелыми. Таким образом, треть опрошенных обозначили наличие физических сложностей либо лишенность близких эмоциональных отношений в детстве:

«Я не могу вспомнить чего-то очень приятного из этого детства — все время какое-то выживание. какая-то нехватка, особенно любви родительской».

В то же время успешные люди продемонстрировали умение выделять и видеть жизнеутверждающий смысл в своей семейной истории, даже в тяжелых условиях детства:

«Но это помогло моему старшему брату стать мне и мамой, и папой. Мы с ним всю жизнь такие друзья, что все просто удивляются. Лучшее общение — это общение с ним. Тогда я, наверное, очень сильно закалилась — начала шить, готовить, убирать... понимать в этом смысл, это тоже важно, наверное. Стала очень активной. Может быть, не было бы того периода — я бы не была такой целеустремленной, деловитой».

Ощущение внутренней свободы, несмотря на внешние ограничения:

«Я помню те времена, когда кусочек хлеба был просто лакомством... мы были предоставлены сами себе — мальчишки, девчонки, жили в бараках, родители уходили на работу рано, двери ни у кого не закрывались, общежитие такое было свободное. Но мы не ощущали, что это было трудно или тяжело».

Веру в любовь и связь одним из родителей даже в ситуации детства, содержащей и трагическое начало:

«Я дитя любви, дитя окопов, у меня мама с папой познакомились на фронте. Отец погиб 25 сентября, а я родилась 25 ноября. Мама уехала с фронта — единственное, имя мне от отца досталось — он сказал, если будет девочка, назови ее по имени своей матери».

Пример 2

Глубинное интервью было проведено с врачами общей практики и направлено на выявление критериев, которые позволяют врачам рекомендовать пациенту обратиться к психологу за оказанием помощи.

Врачам общей практики был задан вопрос: «На Ваш взгляд, каковы критерии направления на консультацию к психологу пациента врачом общей практики?»

Большинство респондентов назвали конкретные поведенческие или эмоциональные паттерны, которые могут рассматриваться как признаки депрессивности:

  • изменение в поведении или чувствах клиента: если врач общей практики знает клиента на протяжении некоторого времени, для него становится возможным наблюдать любого рода изменения в том, как клиент себя проявляет;
  • раздражение, проявляемое клиентом относительно любой темы, обсуждаемой во время приема;
  • выраженная грусть или даже слезы — в тех случаях, когда клиенты не стремятся «замаскировать» свои чувства, но и не могут полностью понять смысл происходящего с ними в жизни;
  • переживаемое клиентом чувство неполноценности, которое можно распознать по соответствующим ответам на вопросы: «чувствуете ли вы себя менее важным, чем остальные?», «вы чувствуете, что другие люди значат больше, чем вы?» и т. п.[25]

2.2. Биографические методы

Биографические методы (ново-греч. рюуращажизнеописание, от др.-греч. вожизнь, урафтпишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, базирующиеся на анализе их профессионального пути и биографий.

Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Предмет биографического метода — жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Специфические черты биографического метода

    1. Является историческим по происхождению, т. к. пришел в психологию из исторических наук. Кроме того, жизненный путь историчен по своей природе, вплетен в социокультурный контекст жизни личности. Основной единицей анализа является событие.
    2. Основан на ретроспективности, опосредованности источниками, стремлении к реконструкции прошлого. Факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.
    3. Относится к генетическим. В этом смысле аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ре- троспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.
    4. Оперирует таким единицами как событие, поступок, обстоятельства. Нацелен на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим и значительной мере описательным.
    5. Освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания личности, восприятие и переживания по поводу произошедшего в прошлом. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью.
    6. Отношения «исследователь — исследуемый» строятся на взаимном доверии, открытости и ощущении безопасности. Велика вероятность влияния реакций на исследователя, психологических защит, искажений памяти на процесс взаимодействия.
    7. Высок уровень субъективности, остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.

Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность процедуры, т. е. использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов (экспертное обсуждение).[26]

Основными источниками биографических данных являются:

  • официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
  • практические результаты деятельности (показатели профессиональной и общественной деятельности, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.);
  • автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения и анализа документов. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, индивидуально-психологических качествах. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об исследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых личностных феноменов.

Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности. Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.

Качественная обработка всего биографического материала сводится к описанию и интерпретации личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т. д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Варианты биографического метода

  1. Ретроспективный анализ, т. е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников. Традиционный биографический метод — описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках — продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т. д. Ретроспективное воссоздание жизненного пути имеет ряд преимуществ перед объективным сегодняшним исследованием: исследователь хорошо представляет себе последствия решений и поступков описываемого им человека, его роль в общественной жизни, знает исторический контекст его развития, владеет широкой панорамой событий. Все это способствует пониманию целостности описываемой личности. Очевидны и ограничения такого варианта биографического метода. Используя документальные данные, исследователь вынужден полагаться на то, что сохранило время. Он неизбежно сталкивается с пробелами в сведениях о том или ином периоде в жизни данной личности, с низкой достоверностью некоторых фактических событий и с противоречиями в оценках и мнениях современников.
  2. Длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа. Другой вариант биографического анализа индивидуальности — непосредственное прослеживание жизненного пути человека, предполагающее периодические экспериментальные исследования. Уже несколько десятилетий существует направление, получившее название «онтогенетическая психология». Оно объединяет исследовательские группы, которые проводят лонгитюдные исследования, охватывающие значительные периоды жизни человека. Наиболее длительным из таких исследований является Калифорнийский лонгитюд, продолжающийся уже около 70 лет. Объективные экспериментальные исследования, проводимые в онтогенетической психологии, отличаются от ретроспективных биографических описаний прежде всего тем, что в них выбор психологических особенностей, являющихся предметом анализа, оказывается в полной власти исследователя. Однако, как и в любом психологическом обследовании человека, проводимом идиографическим методом, остро стоит вопрос об интеграции разнообразных экспериментальных данных, о воссоздании целостности индивидуальности. Зачастую эти исследования дают полезную информацию лишь об индивидуальных различиях в возрастной динамике отдельных функций и характеристик. Использование реальных измерений, а не документальных свидетельств, несомненно, имеет свои преимущества. Однако длительность онтогенетических исследований, их соразмеримость с жизнью экспериментатора делают их непригодными для решения многих задач.
  3. Каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми. [27]

В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронологического (паспортного) возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности. Конкретные методики каузометриче- ского анализа разнообразны по форме, но все они направлены на достижение одной и той же цели — помочь исследуемому наиболее полно реконструировать свой жизненный путь и оценить свои жизненные перспективы. В качестве таких методов могут быть использованы глубинные интервью, методы с элементами проективных техник, игровые и психотерапевтические ситуации. Получаемая в результате картина субъективна. Однако в отличие от субъективности автора традиционных биографий, который может, например, привносить свои мотивы в описание анализируемой им личности, субъективность в данном случае сама имеет диагностический характер: то, как человек видит и оценивает свой жизненный путь, имеет не меньшее значение для его личностных особенностей, чем реальные объективные данные.

Циклический «тест времени»

Эта методика используется для исследования доминирующих временных ориентаций и анализа субъективного восприятия временных интервалов. В целостной временной перспективе прошлое, настоящее и будущее могут быть представлены в различных соотношениях.

Помимо описания структуры временных представлений личности, этот тест выполняет также функцию биографической разминки: вводит человека в ситуацию исследования, выполняя роль катализатора размышлений над собственной жизнью как целым.

Достоинства:

  • прост в применении;
  • не требует много времени;
  • исключает социальную желательность ответов;
  • учитывает не только линейную, но и пространственную модели времени.

Недостатки:

  • не до конца понятна психологическая реальность, стоящая за результатами методики;
  • сложно использовать в исследованиях, т. к. затруднено сравнение результатов разных испытуемых.

Инструкция. С помощью трех кругов изобразите на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали Ваши переживания взаимосвязи Вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Вы можете использовать круги разной величины. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой — настоящему, какой будущему.