Файл: «Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов относятся такие сферы общественных отношений, по регулированию и (или) управлению которыми властные полномочия принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов Российской Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы совместного ведения и полномочия органов Федерации и ее субъектов, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Вопросы государственного и защиты прав и

- обеспечение конституций и законов уставов, законов и нормативных правовых краев, областей, федерального значения, области, автономных Конституции РФ и федеральным

- прав и свобод и гражданина, обеспечение общественной безопасности, прав национальных правопорядка, режим зон;

- защита среды обитания и образа жизни этнических общностей;

- определение общих организации системы государственной власти и самоуправления.

Вопросы экономики и социального

- разграничение государственной вопросы владения, и распоряжения землей, водными и другими ресурсами;

- природопользование, окружающей среды, экологической безопасности, деятельности на особо природных территориях, памятников истории и

- общие образования, науки, воспитания, физической и спорта;

- вопросов здравоохранения, семьи, материнства, и детства, социальная в том числе обеспечение;

- осуществление по борьбе с катастрофами, бедствиями, эпидемиями, а ликвидация их последствий;

- установление общих налогообложения и сборов в Федерации.

Вопросы деятельности органов и правовой

- кадры судебных и органов, адвокатура,

- административное, трудовое, семейное, земельное, водное, законодательство, законодательство о об охране окружающей

Осуществление международных и внешнеэкономических субъектов Федерации, международных договоров Федерации.[13]

Предметы субъектов Федерации такие сферы отношений, по регулированию и которыми только государственной власти Федерации (а также местного самоуправления в законодательством объеме) и осуществляют все полномочия, что не исключает возможности ими осуществления полномочий федеральным или органам самоуправления.

власти каждого осуществляют по закрепленным за предметам ведения виды деятельности – Иногда понятия ведения и функций Например, содержание одновременно предмет и функция (вид какого-либо органа. А предмет ведения, местные финансы, не в своем названии функции (применительно к самоуправлению).


ведения местного – это круг Конституцией РФ, законами, законами Федерации, уставами образований вопросов, осуществлением местного его задачами и местом и ролью в власти народа, по которым принимается и (или) через и иные органы самоуправления самостоятельно.

Предметы ведения самоуправления являются элементом правового каждого муниципального Предметы ведения самоуправления, установленные муниципального права, всего, определяют те жизнедеятельности населения образования, на которые его юрисдикция.

Конституция Российской Федеральный закон общих принципах местного самоуправления в Федерации" от 06.10.2003 № (далее – ФЗ № 131) для характеристики ведения местного понятие "вопросы значения". Вместе с Конституцией Российской и названным выше в круг предметов включены также и государственные полномочия, могут наделяться органы. Таким предметы ведения самоуправления состоят а) вопросов местного б) отдельных государственных

Согласно ФЗ № вопросы местного – вопросы непосредственного жизнедеятельности населения образования, решение в соответствии с Конституцией указанным Законом населением и (или) местного самоуправления

В ФЗ № 131 отсутствует на устав муниципального и на законы субъектов Таким образом, Федерации лишились относить своими к вопросам местного иные вопросы вошедшие в федеральный которое им предоставлял закон 1995г. общих принципах местного самоуправления в Федерации", а муниципальные – права принимать к рассмотрению данные основываясь на законах Федерации.

В соответствии с Конституцией федерации и ФЗ № 131 к местного значения [14]

1. местного самоуправления и ее закрепление в уставе образования. Каждое образование, в процессе вопросов организации и местного самоуправления, разрабатывает и принимает устав, вносит в изменения, а также контроль за него

2. Правовое муниципальных отношений в полномочий местного Значительная часть которая регулирует отношения, содержится в муниципальных образований. того, муниципальные принимают общеобязательные по предметам своего устанавливают порядок и распоряжения муниципальной осуществляют регулирование по и застройке территории образования; регулирование по водных объектов значения, месторождений полезных ископаемых, а недр для подземных сооружений значения, решают вопросы правового муниципальных отношений.

3. Управление муниципальной и местными финансами, комплексного социально-экономического муниципального образования. образования самостоятельно пользуются и распоряжаются собственностью; формируют, и исполняют местный устанавливают местные и сборы, решают финансовые вопросы значения. При этой деятельности учитывать задачи социально-экономического развития муниципального образования. с этим, органы самоуправления разрабатывают и планы и программы муниципального образования, рациональные пропорции в производственной и социальной осуществляют координацию участии предприятий, и организаций, независимо от собственности, в комплексном развитии территории образования.


4. Организация, и развитие муниципальных предприятий и учреждений, с обеспечением жизнедеятельности в различных сферах жизни, создание для удовлетворения населения в различного услугах. Муниципалитеты содержат и развивают учреждения образования, К их ведению относятся по созданию условий деятельности учреждений сохранению памятников и культуры, находящихся в собственности. Муниципальные создают условия организации зрелищных развития физической и спорта в муниципальном

5. Осуществление контроля за правовых актов образования, участие в за соблюдением законодательства на муниципального образования. образования осуществляют за соблюдением своих общеобязательных правил по ведения муниципального В ведении муниципальных находятся также контроля за использованием на территории муниципального Муниципалитеты участвуют в окружающей среды на муниципального образования, а осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством, уставами образований.

6. В круг ведения местного входят также связанные с формированием и работы органов и лиц местного

В ведении муниципальных находятся также вопросы местного предусмотренные законом общих принципах местного самоуправления в Федерации".

Полномочия местного – это строго и закрепленный нормами права (Конституцией федеральным законодательством, актами субъектов РФ и местного самоуправления) за выборными и иными местного самоуправления конкретных прав и необходимых для задач и функций самоуправления на территории образований. Компетенция местного самоуправления – правовая категория, которой складывается из ведения, прав и

В Европейской Хартии самоуправления провозглашены принципы установления органов местного [15]

Полномочия, местным органам должны быть и всеобъемлющими. Пределы органов местного могут быть по их инициативе и с их согласия. В передачи или полномочий органов самоуправления для государственных функций сообщества должны насколько это правом контроля и адаптировать их осуществление к условиям. Ключевая – распределение полномочий представительными и исполнительными местного самоуправления. В решение этой в настоящее время на места" в виде определять структуру положениями) местного Исчерпывающий перечень представительных и исполнительных главы администрации и главы муниципального закрепляется в уставе образования, выносимом на

К исключительным представительных органов в соответствии с федеральным относятся:


1) устава муниципального и внесение в него и дополнений;

2) утверждение муниципального образования и о его исполнении;

3) принятие планов (в числе и градостроительных) и социально- экономического муниципалитета, утверждение об их исполнении;

4) установление, изменение и местных налогов и

5) установление порядка и распоряжения муниципальной

6) за деятельностью органов самоуправления и должностных местного самоуправления, уставами муниципальных

7) определение порядка решений о создании, и ликвидации муниципальных и учреждений, а также об тарифов на их услуги;

8) определение порядка и организационного обеспечения местных органов

9) порядка участия в организациях межмуниципального

полномочия представительных муниципальных образований федеральными законами и в соответствии с ними (уставами), законами Российской Федерации, муниципальных образований.

В время на уровне РФ и РФ предметы ведения и соответствующих государственных довольно четко Конституцией РФ определены исключительного ведения РФ и РФ и предметы совместного Вне пределов РФ и полномочий по предметам ведения Российской и субъектов РФ региональные обладают всей государственной власти.

На взгляд, подобный разграничения предметов и соответственно полномочий органами государственной и органами местного должен применяться и на региональная – муниципальная В Конституции РФ нет порядка разграничения на этом уровне.

Глава 3. и пути оптимизации органов государственной и местного самоуправления.

3.1 Проблемы взаимодействия государственной власти Российской Федерации и самоуправления

Институт местного играет значительную в процессе формирования общества, так все гражданские и массовые виды различные негосударственные общественной жизни зарождаются и в конечном реализуются в местных образующих базу общества. Особенно значение и звучание сегодня проблема государства и местного осмысление теоретических и аспектов взаимодействия государственной власти и самоуправления с позиций анализа, соотношения и общества, правового и гражданского общества.


В своей деятельности местного самоуправления взаимодействуют с органами власти, и, прежде с органами регионального которыми в РФ являются в очередь государственные власти субъектов

Необходимо о проблеме разграничения между региональными власти и органами самоуправления. В Конституции Федерации порядок полномочий между не конкретизируются. Содержание ведения и полномочий местного самоуправления в РФ раскрывается через "вопросы местного и "отдельные государственные которыми могут муниципальные органы Тем самым в РФ определены два подхода. Через "вопросы местного подчеркивается самостоятельность самоуправления и его от государства, через "отдельные государственные определяется возможность местного самоуправления к государственными делами.

Однако, в дальнейшем в законе "Об принципах организации самоуправления в Российской который призван конституционные нормы о самоуправлении, была такая юридическая определения предметов местного самоуправления, значительно усложнила разграничения полномочий региональными органами власти и органами самоуправления.

выделить следующие проблемы, которые своего законодательного

проблема состоит в что Федеральный "Об общих организации местного в РФ" содержит вопросов местного отнесенных к ведению образований. Этот вопросов местного нуждается в уточнении, в с тем, что из них с достаточным на то могут быть к государственным. Например, как обеспечение благополучия населения, общественного порядка, условий для и социально-культурного строительства, дорог, организация обслуживания населения, поддержка населения, занятости населения, окружающей среды. что все вопросы имеют и значение, поэтому было бы назвать вопросы предметами ведения органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.[16]

Необходимо в время определить реализации полномочий органов власти и государственной власти по совместного ведения и финансирования. Без разграничения полномочий реализации полномочий решении вопросов, в исключительном ведении местного самоуправления, и находящихся в совместном возникнут споры, в очередь, межбюджетные. этого органы власти и местного могут вторгаться в друг друга. это не способствует и эффективности во взаимоотношениях органами государственной и местного самоуправления.

Вторая – правовое обеспечение для действия местного самоуправления в собственной компетенции. не могут наделять дополнительной компетенцией, предусмотренной законодательством. В смысле формулировка, в Федеральном законе общих принципах местного самоуправления в Федерации", о том, муниципальные образования принимать к своему иные вопросы, не из их ведения и не отнесенные к других муниципальных и государственных органов должна быть в связи с тем, здесь также вмешательство в компетенцию органов власти. разрешения споров в случаях не предусмотрен, а судебный порядок оперативен.[17]