Файл: «Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждает, что органы местного самоуправления осуществляется как непосредственно- с помощью выборов, местного референдума, собрания - так же и через выборные и иные органы местных муниципалитетов, а также органы территориального общественного самоуправления.[5]

Местное самоуправление в системе управления государства занимает важное место, так как оно проводит определенную связь между государством и населением. Муниципалитеты имеют все признаки власти, главным из которых является обязательность их решений для населения, которое проживает на его территории. Исполнение указов местного самоуправления осуществляется с помощью реализации функций управления на местном уровне. Для этого и создаются органы местного самоуправления, которые являются частью общего механизма управления государством, при котором они имеют определенные черты, которые отличают их от органов государственной власти. Это такие черты как:

  • Это есть власть подзаконная, которая действуют в рамках определенного законодательства, которое принимают органы государственной власти.
  • Возникает только тогда, когда четко определены предметы его ведения.
  • Местное самоуправление должно иметь достаточно как материальных, так и финансовых ресурсов, при помощи которых оно решает вопросы местного значения.
  • Требует в обязательном порядке наличие представителя населения в муниципальных органах власти.[6]

В настоящее время при формировании российской государственности местное самоуправление является отдельной самостоятельной властью, которая происходит от государственной, и которая действует только с разрешения государства и в рамках закона.

Государство обязует органы местного самоуправления ответственно исполнять определенную часть дел самостоятельно, а так же определенные государственные функции, с возможной передачей полномочий по принятию от государства определенных решений.

Исходя из всего этого, можно сказать, что местным самоуправлением является деятельность муниципальных органов, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, которые осуществляются в определенных законом формах.

Государственное и местное управление различают не только по тому, что они происходят на разных уровнях власти, а так же и по целям, субъектом и задачам управления, которые реализуются функциями, полномочиями и управленческими технологиями и процедурами. Государственное управление реализует функции управления в разных сферах жизни: экономической, политической и социальной т.д. у местного самоуправления свойства более узкого профиля: управленческие действия опираются на права, обязанности и ответственность муниципальных органов и исполняются в пределах местного общества, то есть распространяются на людей, которые проживают на этой территории.


Глава 2. Механизмы взаимодействия государственного муниципального управления.

2.1. Принципы взаимодействия между государственным и муниципальным управлением

Под государственным управлением понимается не только управляющее действие, но сотрудничество между самим государством и его субъектами, которое обеспечивает положительное функционирование местных образований.

Под взаимодействием между органами государственной власти и местными муниципалитетами понимается, что они равны по отношению к главному объекту управления, которое осуществляется для достижения основной цели-увеличения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом[7].

Конституция Российской Федерации обозначила организационную деятельность местных муниципалитетов от органов государственной власти, но в жизни эффективное управление не может быть без четко отработанного механизма их взаимодействия. Все вопросы, которые решаются на местном уровне, неотделимы от государственного интереса и не могут остаться без государственного влияния.

На федеральном уровне по отношению местных муниципалитетов решаются несколько главных задач – обеспечение гарантий муниципалитета и получение единственной государственной политики в этой сфере. Они могут решаться такими способами как[8]:

  1. Законодательство устанавливает общие принципы организации местных муниципалитетов на федеральном уровне.
  2. 02.05.!!!!!Федеральные органы разрабатывают и принимают определенные государственные программы для поддержки местного самоуправления.
  3. Принимаются законы на федеральном уровне для обеспечения закона « Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

Если государство признает местное самоуправление, значит, оно видит в нем определенный социальный институт, который не обладает свойствами государственной структуры. Децентрализация власти – способ не только сохранения целостности Российской Федерации, а так же эффективной защиты общества и граждан, развития культурных, духовных и экономичных связей между частями государства.


Взаимодействие между самоуправлением и верховной властью отслеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действующее там общинное самоуправление, земство постоянно находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они « поддерживали» и уравновешивали друг друга.

На сегодняшний день взаимодействие между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоится на некоторых принципах, таких как законность, сочетание интересов населения и определенных муниципальных образований, учет местных и исторических традиций, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, общих принятых решений, обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами при реализации вопросов, которые требуют совместного решения, взаимной и общей ответственности и гласности.

Содержание, а так же характер полномочий региональной власти позволяет нам этой основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти и местных муниципалитетов[9]:

- правовое регулирование местного самоуправления и контроль исполнения законодательства;

- разграничения компетенций местных и государственных органов;

- обеспечение финансово-экономической основы для местных муниципалитетов;

- сохранение и поддержание исторических и других местных традиций;

- защита прав и свобод на местном уровне.

2.2. Формы взаимодействия между органами местного самоуправления и органов государственной власти

В основном взаимодействие органов власти и местных муниципалитетов происходит в определенных организационных формах[10]. Под ними понимается наличие определенных структур (организаций), осуществляющих определенные процессы взаимодействия. Это такие формы как:

Главными органами, которые взаимодействуют между собой и являются сами органы государственной власти и местного самоуправления.

  1. Для решения совместных вопросов создаются временные комиссии и группы.
  2. Для решения вопросов, которые возникают, постоянно создаются постоянные группы и комиссии.
  3. По вопросам, которые касаются всех муниципальных организаций этого региона, возможна общая работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

При рассмотрении этих пунктов подробнее, можно определить исходными структурами являются сами органы местной и государственной власти. Так же существует возможность их прямого взаимодействия. Так же понятно, что только прямым взаимодействием по определенным вопросам не ограничивается, потому что в большинстве случаях это физически невозможно. Многие проблемы не смогут быть решены, если не выстроить работоспособную систему неких промежуточных органов.

Во-первых, можно выделить определенные вопросы, которые не являются такими, которые возникают не систематически, то есть они частые и решаются однократно. Для того, что бы решить эти вопросы есть смысл создать совместные рабочие группы или комиссии, которые будут временными, о чем упоминалось выше. Во- вторых, при решении вопросов, которые требуют постоянного взаимодействия, группы и комиссии могут создаваться на постоянной основе. В-третьих, как уже упоминалось выше, по тем вопросам, которые касаются всех муниципальных образований этого региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им может быть надан необходимый статус.

Эти случаи касаются тех вопросов, которые решаются между органами местных муниципалитетов и «центральными» органами государственной власти субъектов России. Но так же существует ряд сфер постоянной деятельности, в которых более целесообразно взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными подразделениями органов государственной власти. Создание, а точнее, сохранение определенной реорганизации территориальных органов государственного управления неизбежно. Идеально получается, когда государственная власть осуществляется только из федеральных и региональных центров, а все остальное пространство покрыто территориями местных образований, практически неработоспособна. Даже если определить отдельные государственные полномочия, которые требуют исполнения непосредственно на местах, на органы местных муниципалитетов, то тогда какие-то органы должны осуществлять контроль за исполнением возложенным на них полномочий, а так же быть в контакте с органами самоуправления. Если этого не делать, то центральный аппарат будет парализован объемом работы с местными муниципалитетами, а также многие вопросы нуждаются в учете особенностей более мелких территориальных единиц, чем субъект страны, и быстроты решения, что невозможно при полной централизации и концентрации власти.


Исходя из этого, нужна административно- территориальная организация субъекта России, а также наличие, а административно-территориальных образованиях территориальных подразделений органов государственной власти. Основой для этого могут быть существующие районы, но в некоторых случаях могут быть как более крупные, так как и более мелкие административные образования. Периодами, в крупных территориальных субъектов страны, возникает необходимость существования одновременно и укрупненных, и небольших территориальных единиц. Полномочия органов государственной власти по формированию своей территориальной организации не ограничены никаким законом. Очень важно, чтобы каждая из властей не должны выходить за пределы своей компетенции и не вмешивались в чужие полномочия.[11]

В большинстве случаев именно район является территорией государственного управления. Есть определенные функции, которые исполняются существующими администрациями районов, которые необходимо выполнять на местах.

В наше время часто встречаются создание территориальных органов государственного управления на территориях местных органов самоуправления. В результате выборов формируются органы местных муниципалитетов и так же избраны должностные лица, которым органы власти не хотят доверять исполнение государственных полномочий. В этом случае возникает потребность в продолжении государственной вертикали до муниципального образования.

Система органов, которые обеспечивают взаимодействие государства и местного самоуправления, является разветвленной и выстроенной как по вертикали, так и по горизонтали и также включает в себя создаваемые рабочие органы. При этом нужно не стремиться к упрощению этой системы.

Эффективность местных муниципалитетов во многом определяется политикой государства по отношению к этому муниципалитету, а так же системой взаимоотношений между государственными и местными органами управления. Государственное управление местными органами включает в себя большой спектр воздействий:[12]

  • Законодательное регулирование;
  • Экономическое регулирование;
  • Контроль и надзор;
  • Государственная поддержка;
  • Государственные гарантии прав.

Одно из главных воздействий такого регулирования - возможность определения предметов ведения и полномочий местного муниципалитетов. В зависимости от того, какие вопросы возлагает государство на самоуправление и какими полномочиями наделяют эти органы местного самоуправления, и зависит результат их деятельности.