Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Это и есть важнейшее условие успешного развития России[39].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования явилось изучение нравственного развития личности, что приобретает особую актуальность в современном российском обществе.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Результатом нравственного становления подрастающего поколения в сложных социальных условиях является появление ряда особенностей в развитии их нравственно-ценностной сферы. Наиболее значимым среди них выступают:

- «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

- отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;

- прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;

- отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.

Условия, в которых происходит нравственное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой  традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности.


Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ориентиров способствуют:

- полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека;

- конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, личности, их выраженности в проведении и последствий такого поведения.

- формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий;

- умение эмоционально и критично относится к ситуациям, проявлять волю и выдержку, если нравственный поступок ведет к лишению чего-то для самого человека.

Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества.

Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру – в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.
  5. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2012. - N 3. - с.35-40.
  6. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
  7. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108 - 113.
  8. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  10. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  11. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  12. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  13. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – 400 с.
  14. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  16. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
  17. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
  18. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. - 2013. -№1- С. 117-121.
  19. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  20. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - с.21-29.
  21. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с.
  22. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  23. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.)

наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)

практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.)

Рисунок 2 – Таблица по классификации форм организации воспитательной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  2. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  3. Там же.

  4. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  5. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  6. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  8. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  9. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  10. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  11. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  12. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 108.

  13. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 108.

  14. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  16. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  17. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  18. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126.

  19. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126.

  20. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  21. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – с. 369.

  22. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  23. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  24. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  25. Там же.

  26. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  27. Там же

  28. Там же

  29. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  30. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  31. Там же.

  32. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  33. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  34. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  35. Там же.

  36. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  37. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  38. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно- нравственного развития и

    воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» - 2009- С. 20.

  39. Шакирова Г.М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. – Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 47.