Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

— в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве[37].

2.3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»


Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище[38].

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, мною разработана Программа классного руководителя (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно:

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:

- развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

- воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;


- создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

- развивать любознательность и познавательный интерес;

- воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

- создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

В этом учебном году наступил завершающий этап работы по реализации Программы. Достигая поставленной цели и задач, я планирую по окончанию I ступени обучения увидеть своих выпускников, обладающих следующим потенциалом:

Ценностный потенциал:

Восприятие ценности семьи в своей жизни.

Понимание ценности дружбы со сверстниками.

Авторитет педагога.

Ценность природы родного края, её исторических памятников.

Доброта.

Честность.

Оптимизм.

Аккуратность.

Познавательный потенциал:

Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.

Забота о здоровье.

Умение быстро и осмысленно читать.

Умение сопоставлять себя с героем устного народного творчества и историческими личностями.

Навыки этикета.

Внимание.

Воображение.

Творческий потенциал:

Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения, анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Художественный потенциал:

Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном).

Это требует от классного руководителя большой и планомерной работы.

Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям: [4]

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных качеств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.


Я считаю, что в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом мне помогают информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём районе, стране и мире. Например, такой информационный час мы провели на материале местной газеты «Александровская жизнь» по теме «Мои знаменитые земляки», цель которого познакомиться с биографиями людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Творчество поэтов – земляков помогает формировать уважительное отношение к защитникам Родины.

При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи. Мною разработана серия классных часов по культуре речи. Например, классный час «В миг по речи те спознали…» помогает детям овладевать этикетными средствами речи, формирует умение правильно формулировать свои мысли, учит работать в группе.

Четвёртый год мои ученики обучаются по УМК «Перспективная начальная школа». В УМК выстраивается система интерактивного общения посредством клубной работы с помощью переписки. Участие детей в клубной работе способствует восстановлению почти утраченной культуры переписки (освоение этикетных форм вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки, воспитание потребности поздравить адресата с наступающими праздниками); является дополнительным источником предметной информации и способом контроля за ходом её освоения; помогает детям, нуждающимся в дополнительном общении с умным взрослым.

Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках и дополнительных заданий, формулируемых организаторами клубной деятельности в условиях индивидуальной переписки. Для любителей естественных дисциплин это клуб «Мы и окружающий мир» или «Конструкторское бюро», для любителей гуманитарных дисциплин – клуб «Ключ и заря».


Мои ученики уже четвёртый год ведут активную переписку с разными клубами, являются их членами, что подтверждают их членские билеты. Ребята выполняют задания, отсылают свои сочинения, стихи, басни, рисунки, фотографии. На каждое письмо приходит персональный ответ

По окончанию начальной школы участники клуба получат сертификат советника клуба. Но для этого им необходимо участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах, опубликовывать свои работы в газете. Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале прошлого учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках», в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь во время перемены?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало выступление на III районной научно-практической конференции младших школьников в марте 2015 года по теме « Влияние шума на здоровье младших школьников». За активное участие творческая группа была награждена грамотами. Классный час, проведённый во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день с введением в школе предмета «Основы духовно – нравственной культуры России», у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно–нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.