Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам воспитания позволяет выделить существенные характеристики нравственного воспитания:

- нравственное воспитание пронизывает все сферы воспитательной и образовательной деятельности;

- нравственное воспитание реализуется на различных уровнях взаимодействия школьника со сверстниками, учителями, родителями в разных видах деятельности – учебной, досуговой, игровой и др.;

- система нравственного воспитания должна рассматриваться в последовательности развития качеств личности по мере интеллектуального и физического созревания ребенка;

- учебная деятельность расширяет возможности ребенка, помогает овладеть способами решения нравственных задач;

- процесс нравственного воспитания непрерывен и длителен, а его результаты отсрочены по времени;

- процесс нравственного воспитания требует от учителя творческих решений, постоянного внесения коррективов и изменений[6].

Развитие нравственного сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей, педагогов и окружающих людей. Происходит переработку этих воздействий через нравственный опыт индивида, его взгляды и ценностные ориентации. В сознании ребенка это воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком в его собственных поступках. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в достижении соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Важнейшим звеном процесса нравственного воспитания является нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения, что способствует формированию моральных оценок и поступков.

1.2. Формирование нравственных качеств личности

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности[7]. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности.


Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность[8].

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер[9].

Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание[10].

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности.


Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы)[11].

1.3 Методы и формы нравственного воспитания во внеурочной деятельности

Школа является основным и главнейшим звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка преобладает своя область воспитания. Учебный процесс тесно интегрируется с нравственным воспитанием каждого ребенка. В условиях нынешней школы, когда содержание учебных знаний прилично увеличилось в объеме, а также усложнилось по своей структуре, в нравственном воспитании очень сильно возрастает роль самого учебного процесса. Смысл всех моральных понятий диктуется научными знаниями, которые ученики получают, изучая различные предметы. Сами нравственные знания имеют фундаментальное значение для общего развития школьников, по сравнению со знаниями по конкретным учебным предметам.

Весь процесс воспитания всегда проходит в разных формах и при помощи различных методов, воспитательных приемов и средств. Такое понятие как форма воспитания, в педагогической литературе объясняется как способ организации воспитательного процесса. Разные формы организации воспитательного процесса проявляют отношения, которые имеют место быть между воспитателями и воспитанниками[12].

В.Г. Нечаева методами нравственного воспитания называет способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствиями с его потребностями и социальными ожиданиями.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод упражнения, когда детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Побуждение к поступку сопровождается с влиянием на чувства ребенка и его сознание.


Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих школьников к таким поступкам.

Часто используется метод примера, когда эталон необходимого поведения демонстрирует авторитетный для ребенка взрослый или сверстник. В тех случаях, когда ребенок не может выявить в своем поведении те или иные черты, используется метод показа. В этом случае имеет возможность оценить ту или иную манеру действий со стороны и составить о ней собственную оценку[13].

Важным методом нравственного воспитания является метод организации деятельности. Школьники выполняют задания совместно и могут ощутить на себе эффект от того или иного поступка сверстника. В качестве основного вида деятельности может выступать игра, учебная деятельность и др.

Вторая группа методов направлена на формирование у учеников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят этические беседы с классом, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций[14].

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.


Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося.

А.А. Никитина задачу нравственного воспитания виделa в формировании умений воспринимать себя как часть мира, различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, выразительное и невыразительное, насыщать эстетическим содержанием свою жизнь. Достижение этих задач осуществляется за счет занятий по литературе, музыке, изобразительному искусству, внеурочных занятий – экскурсий в музеи, на природу. Приоритетными авторы считают занятия по изобразительному искусству[15].

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества.

М.Х. Марквальд акцент делает на развитии патриотизма, привитии ценностного отношения к своей родине, согражданам, родной природе, национальной культуре. Автор предлагает разнообразные формы проведения занятий: игровые и тематические занятия, способствующие активизации творческой деятельности детей, создающие положительную эмоциональную атмосферу. На занятиях сочетается исполнительская музыкальная деятельность с беседами с педагогом, пением народных песен, разучиванием народных танцев. По мнению авторов, знакомясь с народной культурой, традициями, ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к этой культуре, понимать и принимать ценности, в ней транслируемые.

Музыка способствует развитию высших психических функций. Прослушивание музыкальных произведений дает толчок к развитию восприятия. Желание уловить мельчайшую деталь произведения активизирует внимание. Разучивание песенок, танцев тренирует память. Первичный анализ музыкальных произведений (определение пола автора, музыкального инструмента, с помощью которого исполнялось произведение, настроения произведения и др.) активизирует работу мышления.

Музыка способствует эмоциональному развитию. Прослушивание музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости ребенка. Ребенок расширяет свой арсенал чувственных и эмоциональных реакций на окружающие его события. Музыка способствует личностному развитию. В музыкальных произведениях отражаются особенности той исторической эпохи, в которой они были созданы. Кроме того, ребенок получает возможность ознакомиться с культурными ценностями, которые находят свое отражение в музыке. Освоение всего этого способствует глубокому пониманию закономерностей общественного развития, ускорению социализации. Музыка способствует развитию сенсорной системы. Неоспорима роль пения, слушания в развитии органов слуха.