Файл: «Стратегия диверсификации компании (по выбору).».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в большинстве стран мира деятельность предпринимателей малого бизнеса составляет существенную часть экономики. Большая конкуренция заставляет предпринимателей непрерывно развивать свой бизнес, искать новые решения, стремиться к новым точкам роста компании, увеличению оборотных средств, обеспечению непрерывности своей деятельности. Кризис экономики усилил этот процесс. Стало понятно: чтобы выжить, сохранить финансовую устойчивость и конкурентоспособность, необходимо иметь несколько направлений в бизнесе, другими словами, надо его активно диверсифицировать. 

Сущность диверсификации заключается в рассредоточении капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков. Вследствие этого диверсификация дает фирме возможность увеличить вероятность повышения рентабельности и при этом оставаться «на плаву», быть конкурентоспособной. Одним из направлений диверсификации является расширение ассортимента услуг. 

При выборе компанией диверсификационной стратегии необходимо учитывать плюсы и минусы этого процесса, независимо от того выбрала компания расширение ассортимента товаров и услуг или решила приобрести новые дочерние структуры.

Данная темя является актуальной т. к. на сегодняшний день изучение и разработка направлений диверсификации для предприятий в российской экономике остается актуальным по следующим причинам. В настоящее время в период кризиса экономики предприятия вынуждены приспосабливаться к существенным изменениям экономических, социальных, научно-технических условий.

Спад экономики, рост конкурентоспособности заставляет по новому использовать созданный производственный потенциал, осваивать новые области деятельности.

Стратегия диверсификации предприятий малого бизнеса недостаточно широко описана в работах экономистов. Российские экономисты, изучая проблемы диверсификации, опираются на работы зарубежных ученых. Такие ученые, как И. Ансофф, М. Горт, Е. Есинара, А.Стрикленд, А.Томпсон, П. Друкер, Г. Минцберг, Н. Фридмен, Ф. Котлер, М.Портер исследовали проблемы диверсификации, а именно как этот процесс влияет на рентабельность, конкурентоспособность предприятий

Актуальность изложенных проблем, а также недостаточная разработка для практической деятельности в современных условиях хозяйствования и определило выбор данного научного исследования.

 Цель работы заключается в разработке диверсификации деятельности ООО «Регионпродснаб», обеспечивающей получение дополнительной прибыли, повышение рентабельности и финансовой устойчивости организации.


 Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих конкретных задач: 

1)изучить теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности; 

2) рассмотреть возможность применения диверсификации для предприятия

3)проанализировать возможные пути развития организации; 

4)разработать методические рекомендации по подготовке и осуществлению диверсификации деятельности предприятия.

Объектом исследования являются ООО «Регионпродснаб», предметом исследования – диверсификация деятельности малого предприятия.

Методы исследования – традиционные приемы экономического анализа: группировки, сравнения, обобщения, а также комплексный подход, основанный на взаимосвязанном исследовании экономических, социальных, организационных отношений.

1 Теоретические основы стратегии диверсификации

1.1 Понятие и сущность диверсификации

В деятельности любой компании существуют различные варианты развития бизнеса. Один из таких вариантов– диверсификация. Экономическая литература предлагает большое количество определений понятия диверсификация. Это обусловливается тем, что диверсификация – это неоднозначный процесс. Разные ученые, экономисты включают в него те или иные процессы. Умение разглядеть и понять этот процесс в конкретных ситуациях является важным моментом[1]

Диверсификация (позднелат.diversificatio –изменения, разнообразие от лат. diversus –разный и facio –делаю) представляет собой в самом общем виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями[2].

В приложении 1 дано определение понятия «диверсификация» различными авторами.

Прослеживается взаимосвязь использования ресурсов предприятия не только на ведение основного направления своего бизнеса, но и для организации новых направлений – расширение ассортимента товаров и услуг, проникновения в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе под диверсификацией понимают «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности»[3]


Таким образом, понятие диверсификации связано с процессом распространения деятельности компании с ориентацией ее на освоение новых сфер влияния. Для современных предприятий принятие решения об изменениях в своей деятельности порой вызывает трудности. Ведь для этого необходимо провести ревизию своего капитала и трудового потенциала, рассмотреть перспективы роста в будущем. Диверсификация не только расширяет номенклатуру, но и заставляет компании применять новые способы управления бизнесом, появляются новые производственные отношения[4].

Цель диверсификации – повышение показателей эффективности при полном использовании ресурсов. Известный ученый-экономист И. Ансофф сформулировал определение процесса следующим образом: «Диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих»[5]

Можно добавить, что диверсификация происходит тогда, когда появляются новые отрасли, рынки, технологии, такие сферы бизнеса, в которых предприятие раньше не работало. Номенклатура товаров и услуг должны требовать новых финансовых инвестиций и не повторять уже имеющуюся продукцию предприятия. При диверсификации деятельность становится эффективной, разнообразие товаров и услуг обеспечивают рост компании из года в год. Диверсификация может происходить внутри страны («узкая» диверсификация) и внедряться в производственные области других стран («широкая» диверсификация)[6].

 Различают два направления диверсификации–связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса. Несвязанная (латеральная) диверсификация – новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса. 

Связанная диверсификация подразделяется на вертикальную и горизонтальную. При вертикальной диверсификации предприятие начинает производить товары и услуги, которые в технологическом и маркетинговом аспекте связаны с существующими товарами фирмы. При горизонтальной диверсификации расширяется ассортимент, появляется производство новых товаров, которые отличаются от уже имеющихся[7].

Каждое предприятие выбирает для себя свой вариант стратегии диверсификации, при этом необходимо учесть позитивные и негативные последствия (таблица 1.1).


 Таблица 1.1 – Негативные и позитивные последствия

 

Очевидно, что диверсификация позволит предприятию пережить трудные времена, а в перспективе увеличить доходность, финансовую устойчивость[8].

Конечно, диверсификация деятельности – процесс затратный. Увеличиваются дополнительные затраты, распыляются общие затраты, организация труда и производства становятся сложнее[9]. Основными факторами, которые помогут повысить конкурентоспособность предприятия, являются диверсификация и интеграция хозяйствующих объектов. Существуют несколько видов диверсификации. 

Диверсификация производства предполагает синхронное осуществление и развитие разрозненных видов производств, несвязанных между собой[10]. При этом происходит существенное расширение ассортимента продукции, переориентации текущих рынков сбыта. Основной базой для этого типа диверсификации является повышение эффективности производства. Цель – получение экономической прибыли и избежание банкротства. Компания становится многоотраслевым комплексом подразделений.

 Диверсификация рисков предполагает распределение инвестиций: в инвестиционный «портфель» включают финансовые инструменты одного вида (акции нескольких компаний) и финансовые инструменты различные между собой (например, акции и облигации)[11]

Диверсификация бизнеса – диверсификация менеджмента – основа диверсифиционного роста компании, при этом открываются перспективы для стабильной деятельности в будущем, снижаются угрозы рисков. 

Диверсификация экономики – развитие сферы услуг и производства, не связанных друг с другом. Это развитие происходит одновременно, комплексно, затрагивает разные отрасли. Политика государства способствует и направляет процесс диверсификации экономики[12].

 Конгломератная диверсификация – заключается в том, что ассортимент товаров, услуг пополняется позициями, не имеющими какого-либо отношения к номенклатуре и технологиям, которая уже существует. Диверсификация услуг, как и диверсификация товара, означает увеличение количественного ассортимента путем выпуска нового продукта, который ориентирован на новые рынки сбыта. 

 Диверсификация деятельности – это переход от выпуска одного единственного продукта, к широкой номенклатуре многопрофильного предприятия. 


1.2 Основные стратегии диверсификации

 Для выбора стратегии процесса диверсификации необходимо определить перспективный комплекс мер по его обеспечению, разделяя поэтапно на разные уровни деятельности предприятия. С точки зрения теории и практики для нас важна стратегия диверсификации предприятия на микроуровне. Рассмотрим исследования разных авторов стратегий диверсификации микрохозяйственных систем. 

Г.Немченко выделяет два варианта микродиверсификации. Выбор варианта зависит от финансового благополучия фирмы, от возможных направлений развития бизнеса[13].

Первая стратегия диверсификации происходит на базе основного вида детальности, который был положен в основу создания предприятия, в отличие от второй, которую необязательно осуществлять на базе главного производства. Исчерпав возможности роста, предприятие наращивает средства и выбирает стратегический путь от связанной диверсификации к автономной[14]

М.Паскье разделяет диверсификационные стратегии в зависимости от категории предприятия[15].

Первая категория – специализированные предприятия, которые принимают решение о диверсификации. Для этой категории М. Паскье считает необходимым определить оказывает ли процесс диверсификации положительное воздействие и какое направление правильнее выбрать. М. Паскье выделяет конгломеративную диверсификацию, вертикальную интеграцию, диверсификацию на базе существующих видов деятельности. Обобщив большой эмпирический материал, М. Паскье пришел к выводу, что у стратегии диверсификации произошла эволюция целей: от внутрифирменного распределения капитала, роста  предприятий, снижения риска к достижению синергетического эффекта различных видов бизнеса, повышению конкурентоспособности[16].

 Вторая категория – уже диверсифицированные предприятия. Для разработки второй категории диверсификационных стратегий необходимо принимать во внимание взаимосвязь между рекламой и иными действиями, направленными на продвижение одного товара, сбыта других товаров, реальный синергетический эффект; финансовый расчет стратегии; создание условий для быстрого и агрессивного вхождения на новые рынки. 

А.Стрикленд и А.Томпсон представили свою классификацию[17].