Файл: Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1. Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

1.2. Влияние психофизиологических он факторов на он работоспособность и производительность он труда

1.3. Методы анализа еще психофизиологических рабочих он нагрузок персонала

Глава 2. Анализ он психофизиологических аспектов еще работоспособности и производительности еще труда персонала

2.1. Характеристика и направления еще деятельности ООО "еще КРОНИКС ПЛЮС"

2.2. Анализ кадрового еще состава

2.3. Анализ условий и еще производительности труда еще работников компании

2.4. Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности

Заключение

Список использованной литературы

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94. а у операторов вычислительных машин - на 60-180%.

Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров.

Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

По данным К.К. Платонова (1960), при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%, повышенная раздражительность - в 32%, понижение аппетита - в 27% и головные боли - в 26% случаев. Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма. Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности еще умственного труда.

1. Во всякий еще труд следует он входить постепенно. Соблюдение этого он условия позволяет он без "надрыва" еще включиться адаптивным еще регуляторным реакциям еще организма и тем еще самым обеспечить еще оптимальный уровень он работоспособности. Резкий переход еще от напряженной он умственной деятельности к еще полной бездеятельности он также пагубен он для здоровья, он как и резкий он переход от еще бездеятельности сразу к еще напряженной творческой он работе.


2. Для высокой еще умственной работоспособности еще необходимы мерность и он ритм работы. Иными словами, еще для каждого еще человека требуется еще определенный, оптимальный еще для него еще ритм деятельности, еще оптимальное количество еще информации. Недостаток поступающей еще информации также он опасен, как и еще ее избыток. Наиболее эффективный еще путь преодоления еще длительного перенапряжения и он сохранения высокой он умственной работоспособности он состоит в выборе и еще соблюдении не еще только рационального еще ритма и режима еще труда, но и он различных основных еще жизненных отправлений.

3. Условием высокой он работоспособности является он привычная последовательность и еще систематичность работы. Об этом еще же очень еще ярко и страстно еще говорил великий он русский физиолог И.П. Павлов, обращаясь с он письмом к молодежи. "Что бы я еще хотел пожелать он молодежи моей он родины, посвятившей он себя науке.

4. Правильное чередование он труда и отдыха, он как и смена еще одних форм еще труда другими, еще также служит еще важным условием он сохранения высокой еще работоспособности. Гигиена умственного еще труда предусматривает еще правильную организацию и он чередование умственной еще деятельности и рационального он отдыха. Состояние отдыха он заключается не в он бездействии, а в переходе к он новому виду еще деятельности.

Физическая нагрузка, еще выполняемая после он напряженной умственной еще работы, доставляет еще человеку, по он образному выражению И.П. Павлова, "мышечную еще радость". Рациональное он сочетание напряженной он творческой деятельности с еще физической работой он обеспечивает полноценное еще интеллектуальное и физическое еще долголетие.

5. Продуктивный труд и он высокая работоспособность еще требуют систематического он упражнения и укрепляющего он навыка. Теперь хорошо еще известно, что еще закрепленные профессиональные еще навыки отличаются он большой устойчивостью к он воздействию различных он неблагоприятных факторов он среды.

6. Условием высокой еще работоспособности является он благоприятное отношение он общества к труду. Решение социальных еще аспектов этой он проблемы в нашей еще стране способствует еще не только еще повышению продуктивности еще умственного труда, он но и его он оздоровлению.


1.2. Влияние психофизиологических он факторов на он работоспособность и производительность он труда

Важное он значение с точки еще зрения физиологии он труда имеет он изучение протекания он психических и физиологических еще процессов во еще время трудовой он деятельности человека, он которую можно он условно разделить еще на физическую и еще умственную. Физическая деятельность еще определяется в основном он работой мышц, к он которым в процессе он работы усиленно еще приплывает кровь, еще обеспечивая поступление еще кислорода и изъятие он продуктов окисления. Этому содействует он активная работа еще сердца и органов он дыхания. В процессе работы он происходит расход он энергии.

По величине еще энергозатрат работы он подразделяют на еще три категории:

он Легкие - относятся еще работы, выполняемые еще сидя и сопровождающиеся он незначительным физическим он напряжением (профессии еще сферы управления, еще швейного и часового еще производства).

Средней он тяжести - относятся он работы, связанные с еще ходьбой и перемещением он грузов массой он до 10 кг и еще сопровождающиеся умеренным еще физическим напряжением (еще ряд профессий еще машиностроения, металлургии).

он Тяжелые - относятся еще работы, связанные с он постоянными передвижениями, он перемещением и переноской он значительных (более 10 кг) он тяжестей и требующие он значительных физических еще усилий (ряд он профессий с выполнением он ручных операций еще металлургических, машиностроительных еще предприятий). Чем он выше категория еще выполняемой работы, еще тем больше еще нагрузка на он опорно-двигательную, еще дыхательную и сердечно-он сосудистую системы.

Умственная деятельность он человека определяется в еще основном участием в он трудовом процессе еще центральной нервной еще системы и органов он чувств. При умственной он работе уменьшается еще частота сердечных он сокращений, повышается еще кровяное давление, еще ослабляются обменные еще процессы, уменьшается еще обеспечение кровью он конечностей и брюшной еще полости, в то он же время он увеличивается поступление он крови в мозг (в 8-10 он раз по он сравнению с состоянием он покоя).

Умственная еще деятельность очень еще тесно связана с еще работой органов еще чувств, в первую еще очередь органов он зрения и слуха. По сравнению с он физической деятельностью в он отдельных видах он умственной деятельности (еще работа конструкторов, он операторов ЭВМ, еще учащихся и учителей) еще напряженность органов он чувств увеличивается в 5-10 он раз. Это предопределяет еще более жесткие еще требования к нормированию еще уровней шума, еще вибрации, освещенности он именно при еще умственной деятельности.


При интенсивной и он продолжительной работе еще может наступить еще утомление, для он которого характерным он является снижение еще работоспособности. Под утомлением еще понимают совокупность еще временных изменений в еще физиологическом и психическом еще состоянии человека, еще развивающихся в результате еще напряженной и продолжительной еще деятельности и ведущих к еще ухудшению ее еще количественных и качественных еще показателей. Утомление является он защитной реакцией, еще которая направлена он против истощения он функционального потенциала он организма человека.

После отдыха он утомление исчезает, а он работоспособность восстанавливается.

Утомление может он возникнуть как он при интенсивной он физической, так и еще при умственной еще деятельности, хотя он при последней он оно менее он заметно.

Гигиеническая классификация он труда необходима еще для оценки еще конкретных условий и он характера труда еще на рабочих он местах. На основании он такой оценки еще принимаются решения, он направленные на он предотвращение или еще максимальное ограничение еще влияния неблагоприятных еще производственных факторов. Оценка условий еще труда проводится еще на основании "еще Гигиенической классификации он условий труда он по показателям он вредности и опасности еще факторов производственной еще среды, тяжести и еще напряженности трудового он процесса".

Исходя он из принципов еще Гигиенической классификации, еще условия труда еще подраспределяют на 4 он класса:

1 класс - еще оптимальные условия еще труда - такие он условия, при он которых сохраняется он не только он здоровье работающих, а он создаются предпосылки еще для поддерживания еще высокого уровня еще работоспособности.

2 класс - допустимые еще условия труда - он характеризуются такими еще уровнями факторов еще производственной среды и еще трудового процесса, еще которые не еще превышают установленных еще гигиенических нормативов он для рабочих еще мест, а возможные он изменения функционального он состояния организма он восстанавливаются за он время регламентированного еще отдыха или он до начала еще следующей смены и еще не оказывают еще неблагоприятного влияния еще на состояние он здоровья работающих и он их потомство в еще ближайшем и отдаленном он периодах.

3 класс - вредные еще условия труда - еще характеризуются наличием он вредных производственных он факторов, которые он превышают гигиенические еще нормативы и способны он вызвать неблагоприятное он влияние на еще организм работающего.


4 класс - опасные (еще экстремальные) - условия он труда, которые еще характеризуются такими он уровнями факторов еще производственной среды, еще влияние которых в он течение рабочего он времени создает он высокий риск еще возникновения тяжелых еще форм острых он профессиональных поражений, еще отравлений, увечий, он угрозу для еще жизни.

Определение общей он оценки условий еще труда базируется он на дифференцированном еще анализе определения еще условий труда он для отдельных он факторов производственной еще среды и трудового еще процесса. Факторы производственной еще среды включают: еще параметры микроклимата; он содержание вредных он веществ в воздухе еще рабочей зоны; он уровень шума, он вибрации, инфра - и он ультразвука, освещенности и т.д.

Подведем итоги еще всему вышеизложенному и еще сделаем выводы:

он Работоспособность - это еще способность человека он выполнять заданную он функцию с той еще или иной еще эффективностью. Нулевая работоспособность - еще это отсутствие еще возможности действовать, и, он соответственно, отсутствие он эффекта.

Под производительностью еще труда понимают еще степень его он плодотворности. Она измеряется он количеством потребительных еще стоимостей, созданных в еще единицу времени, он или величиной еще времени, затрачиваемого он на единицу он продукта труда.

Трудовой процесс еще определяется - показателями еще тяжести и напряженности еще труда. Под термином "он тяжесть труда" он понимают степень еще вовлечения в работу еще мышц и физиологические он затраты вследствие еще преимущественной физической еще нагрузки. Напряженность труда еще отражает нагрузку еще на центральную он нервную систему и еще оценивается по 16 еще показателям, характеризующим еще интеллектуальные, сенсорные, он эмоциональные нагрузки, еще монотонность и режимы он труда.

Адекватная оценка он конкретных условий и он характера труда еще будет содействовать еще обоснованной разработке и еще внедрению комплекса он мероприятий и технических еще средств по еще профилактике производственного он травматизма и профессиональных еще заболеваний, в частности еще за счет он улучшения параметров еще производственной среды, он уменьшения тяжести и он напряженности трудового он процесса.