Файл: "Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
Необходимо отметить, особое преимущество рынка спортивных товаров - связь с фанатами, которые не всегда имеют возможность посещать спортивные мероприятия, например те, кто живут в других странах, отсюда появляется спрос на онлайн продажи. Кроме того, сейчас существует тренд на опцию «кастомизации» товара, то есть приспособления под каждого уникального покупателя. Особо ярким примером здесь является компания Nike. Кроме того, любое использование бренда как правило лицензировано, и поэтому дешевле покупать у самого производителя или дистрибьютера.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что индустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутствующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.
2.2 Перспективы развития индустрии спорта в России
Рассмотрим и обоснуем важность спортивной индустрии для развития экономики в целом и проанализируем дальнейшие перспективы.
В данной работе показываются примеры, доказывающие высокую роль индустрии спорта в современной экономике, выделяются ключевые составляющие спортивного сектора, формулируются факторы, способствующие развитию спортивной индустрии, предполагаются критерии эффективности индустрии спорта, выделяются главные тенденции развития индустрии.
Согласно исследованию международной компании, в области консалтинга и аудита, направленному по выявлению перспектив развития мировой индустрии спорта до 2015 года, несмотря на все проблемы в мировой экономике, индустрия продолжает расти и развиваться. Инвесторы выделяют на спортмассовые проекты все больше средств, бизнесмены вкладываются в спортивные клубы, а государство активно обновляет спортивную инфраструктуру и стимулирует развитие сектора в целом.
В 2011 году доходы мировой спортивной индустрии составили 125,0 млрд долл. США. 2011 год оказался достаточно прибыльным из-за проведения ЧМ по футболу в Южно-Африканской Республике. Наибольшая доля в суммарном доходе приходится на Северную Америку. Тем не менее самые наибольшие темпы роста наблюдались в Латинской Америке. На втором месте располагается Европа, страны Ближнего Востока и Африки, однако показатели темпов роста здесь считаются самыми низкими. Это можно объяснить количеством и сроками проведения крупных спортивных состязаний на территории этих стран.
Таблица 1
Доходы мировой спортивной индустрии
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Продажа билетов (млн. долл. ) |
||||||
38873 |
39570 |
39043 |
40613 |
41317 |
43554 |
44746 |
Спонсорство (млн. долл. ) |
||||||
31467 |
34972 |
35132 |
39173 |
40236 |
45559 |
45281 |
Мерчендайзинг (млн. долл. ) |
||||||
17586 |
17624 |
17570 |
18002 |
18549 |
19565 |
20067 |
Итого: (млн. долл. ) |
||||||
112489 |
121391 |
118690 |
129929 |
130164 |
146469 |
145341 |
Можно сделать вывод, что спортивную индустрию ждет рост. Однако нельзя не учитывать, что, во-первых, случайное изменение в заложенных тенденциях может привести к абсолютно противоположным результатам. Во-вторых, по анализам всемирного рынка и по всем видам спорта, специалисты PwC не уделяют внимание отдельным, часто решающим моментам, которые специфичны для каждой страны. В-третьих, доходные статьи в отчете показываются без привязки к их получателям, в то время как распределение прав, обязанностей и потоков денег во многом является определяющим. Необходима анализ каждой области: продажи билетов, прав на трансляции, спонсорства и мерчендайзинга.
Таблица 2
Темпы роста спортивной индустрии
Годы |
Итого (млн. долл. США) |
Темпы роста к предыдущему году, % |
2009 |
120760 |
|
2010 |
112489 |
93,2 |
2011 |
121391 |
107,9 |
2012 |
118690 |
97,8 |
2013 |
129929 |
109,5 |
2014 |
130164 |
100,2 |
2015 |
146469 |
112,5 |
2016 |
145341 |
99,22 |
Следует отметить, что спортивный рынок Северной Америки все еще остается крупнейшим в мире, и темпы его роста значительно превысят темпы роста рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.
По прогнозу самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9%) покажет Латинская Америка, отчасти благодаря чемпионату мира по футболу прошедшему в Бразилии.
На втором месте с небольшим отрывом окажется Северная Америка, СТГР которой составит 4%.
Самые низкие темпы роста доходов (2,9%) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, что частично объясняют экономическими условиями. Однако и здесь будут происходить отдельные всплески активности: связанные с правоведением чемпионатов мира по различным видам спорта.
На протяжении периода экономической нестабильности становилось все очевиднее, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран Востока, отмечает компания. "Эта тенденция будет способствовать дальнейшей интернационализации спортивной индустрии, поскольку спортивный рынок заинтересован в появлении нового источника прибыли - растущего среднего класса в странах с быстроразвивающейся экономикой", - полагает "PwC в России".
Компания представила прогноз и по доходам индустрии спорта. Так, доходы от продажи билетов составят 32,6% от совокупной выручки спортивной индустрии (до $44,7 млрд в 2017 г.).
При этом подобные доходы останутся крупнейшей составляющей мирового спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью культуры, - основным источником дохода от их проведения[19].
Тем не менее темпы роста на этом сегменте рынке будут самыми низкими среди всех сегментов мировой индустрии спорта, а СТГР в 2015-2020 гг. составит всего 2,5%. "Несмотря на то, что желание болельщиков присутствовать на соревновании и поддерживать свою команду продолжает расти, а билеты на многие крупные спортивные мероприятия распродаются полностью, некоторую обеспокоенность вызывает соотношение между состязательным спортом и массовыми развлекательными мероприятиями"[20].
Кроме того, возникают вопросы по ценообразованию, особенно в тех случаях, когда из-за высокой стоимости билетов посещение спортивных мероприятий становится возможным исключительно для состоятельного среднего класса и богатых зрителей. "Регулирование, как это ни странно, могло бы стать одним из стимулов роста данного сегмента. Так, принятые УЕФА правила "честной игры" в финансовой области заставляют европейские футбольные клубы искать способы увеличения доходов и служат дополнительным стимулом для строительства новых стадионов", считает "PwC в России".
Развитию спортивной индустрии поможет также спонсорство. На долю спонсорства приходится 28,8% от общего объема спортивного рынка. До 2015 г. средний рост этого компонента индустрии составил 5,3%, а доходы на мировом рынке достигнут $45,3 млрд, равномерно распределенных между всеми регионами.
Спонсорство по-прежнему рассматривают как основную возможность напрямую обратиться к целевой аудитории. Банки и страховые компании используют спонсорство для повышения узнаваемости своих брендов во всем мире. Например, банк Standard Chartered выступает в роли спонсора футбольного клуба Liverpool, а банк UBS спонсировал проведение этапа Гран-при в Шанхае.
Говоря о более общих тенденциях, необходимо подчеркнуть, что телекоммуникационные компании выделяют больше средств на спонсорскую деятельность, чем 10 лет назад. В качестве примера можно привести компанию Vodafone, которая является спонсором австралийской сборной по крикету, и российского оператора телекоммуникационной связи "Мегафон", который оказывает активную спонсорскую поддержку российским спортивным федерациям и является генеральным партнером Всемирной летней универсиады в Казани 2013 г. и зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи", - отмечает компания.
Однако структура спонсорских сделок изменилась. Теперь спонсорство направлено не только на достижение максимальной узнаваемости бренда, но и на обеспечение более глубокого и эмоционального контакта с болельщиками, прежде всего благодаря возможностям, предоставляемым новыми цифровыми технологиями.
Рекламодатели и спонсоры используют социальные сети в своей деятельности, связанной со спортом. При помощи социальных сетей и новейших технологий сбора данных у спонсоров появляется возможность создавать такие рекламные обращения и сообщения, которые будут привлекать всех потребителей и подойдут для каждой платформы и способа доставки контента. Главная проблема состоит в точном измерении доходности инвестиций.
Еще одним фактором повышения доходов являются права на трансляцию. "Права на трансляцию - третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1% всех доходов мировой спортивной индустрии) и второй по показателю СТГР, который составляет 3,8%. Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным - с $29,2 млрд в 2010 г. до $35,2 млрд в 2015 г. Прогноз на 2020г.- $41,3 млрд.
Однако за этими цифрами скрываются традиционные существенные колебания от года к году, причиной которых являются крупные международные состязания, проводимые по четным годам, такие как Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу (ФИФА)".
Хотя на телевизионные трансляции по-прежнему приходится основная доля дохода от продажи прав на трансляцию, совместное использование различных медиаплатформ, таких как интернет и мобильные телефоны, может расширить спектр впечатлений зрителей и сделать эти впечатления более яркими.
Правильное использование социальных сетей может увеличить выгоду как для самих телевизионных компаний, так и для зрителей. Многие телекомпании уже осуществили инвестиции в интерактивные порталы. Это позволяет совмещать показ телепередач в режиме онлайн с социальными сетевыми услугами, что дополняет предложение на рынке.
Важную роль в развитии спортиндустрии будет играть мерчандайзинг. "Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта - на него приходится только 14,5% мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2% от всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а общий темп роста в этом сегменте (2,6%) близок к темпу роста доходов от продажи билетов, что приведет к росту доходов в сегменте мерчандайзинга с $17,6 млрд в 2010 г. до $20,1 млрд в 2015 г.", с перспективой роста до $27,1 млрд в 2020г.
Во всем мире сегодня наблюдают все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений.
Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), к стратегической цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта относится развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях (школах, университетах) и по месту жительства, увеличение количества спортивных площадок;
- развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых не только в крупных городах, но и в сельских местностях;
- осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
- нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
- реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Подтверждением тому, что данная программа успешно выполняется может служить возведение многочисленных спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 года, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, который затронет многие города России. Данные мероприятия требуют невероятно больших инвестиций и нуждаются не только в государственном инвестировании, но и в частном.