Файл: "Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
Введение
В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегиисоздать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта
Одним из свидетельств развития страны и растущего уровня благополучия граждан является тенденция к популярности спорта и спортивных занятий в борьбе за здоровый образ жизни, поддержание хорошей физической формы. И быстрое развитие получают не только профессиональные виды спорта, такие как фигурное катание, художественная гимнастика, теннис и другие, но и «любительские»– фитнес, йога, пилатес, аэробика, спортивные танцы и т.д.
Объектом исследования является индустрия спорта в России.
Предметом исследования является спортивная индустрия в Российской Федерации и за рубежом.
Целью работы является анализ развития в России спортивной индустрии.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
– проанализированы становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества;
-охарактеризованы инновационные технологии в современном спорте;
– проведен анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта ;
Методы: были использованы анализ, синтез, обобщение, анализ документов, конкурентный анализ, статический метод.
Исходя из цели и задач работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне (владельцы гладиаторов) и агенты всесильной китайской якудзы, которые устраивали поединки лучших бойцов Дальнего Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в конце XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопутствующих кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры.
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности[1].
Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах[2].
В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менеджмента в развитых европейских странах стала рыночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.
В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, коллективом или различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики.[3] Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Возникает первое противоречие, которое, возможно, и не дает раскрыться спорту в полной мере. Просто представьте человека, занимающего в одной фирме сразу две, а то и три должности, думаю, не стоит тогда и говорить о качественном выполнении обязанностей, связанных с каждой из должностей. Если углубиться в историю спортивного менеджмента, можно открыть много нового для себя. Так, например, первыми спортивными менеджерами были еще римляне-владельцы гладиаторов. Однако настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда весь мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в около спортивных кругах выделились спортивные администраторы или, как их чаще называют «агенты», и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть - именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться, для извлечения максимальной прибыли из спортивных увлечений. Более того, известны случаи, когда доходы менеджеров превышали гонорары подопечных спортсменов[4]. Не стоит забывать и о Советском Союзе, где также были спортивные менеджеры, которые, в большинстве случаев, приходили из силовых структур и создавали «всеспортивные» клубы, существующие и сегодня: ЦСКА, Динамо и Спартак. Руководством таких клубов занимались люди, бывшие офицерами МВД, КГБ и Министерства обороны.
Спортивные менеджеры, являясь субъектами управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции. Первая из них это - функция принятия решения. Именно менеджер определяет направление деятельности клуба или отдельно взятого игрока, решает вопросы распределения ресурсов и осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия. Вторая, не менее важная функция, - информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации. Несомненно, именно для реализации этой функции требуется привлечение профессионалов в сферу спортивного менеджмента, ведь в клубе или окружении спортсмена присутствует большое количество профессионалов в разных областях, которые четко отслеживают информацию, непосредственно связанную с их деятельностью, менеджер же рассматривает информацию в совокупности и принимает управленческие решения, исходя из той или иной информационной ситуации. Третья - функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями. Иными словами, менеджер подбирает команду профессионалов для клуба или спортсмена, а также ищет спонсоров для своего подопечного. Здесь стоит отметить, что менеджер максимально заинтересован в получении наилучших спонсоров и достижении высоких спортивных показателей, ведь деятельность менеджера, как правило, измеряется не четко выверенной зарплатой, а процентом от доходов, получаемых подопечным спортсменом[5].
Таким образом можно сделать вывод, что современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.
Что касается функций менеджмента в индустрии спорта, то они представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и специфические функции менеджмента.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Технологии широко применяются практически во всех сферах жизни человека, поэтому не стал исключением и спорт, которому уделяется большое внимание в настоящее время. В обозреваемой области можно легко просмотреть взаимосвязь между технологиями и спортивной наукой: развитие данной науки невозможно отдельно без применения современных технологий, а наука, в свою очередь, способствует развитию технологий, которые можно было бы применить для решения актуальных проблем.
На сегодняшний день технологии незаменимы при организации спортивных соревнований, проводимых на разных уровнях, подготовке и построении тренировок спортсменов, при обучении судей и повышении их квалификации.
Можно перечислить несколько основных пунктов, на которые главным образом влияют современные технологии:
- модернизация и улучшения в спортивном оборудовании, одежде и спортивном инвентаре;
- анализ спортивных событий, соревнований и характеристик самих спортсменов, применяемый для повышения качества обратной связи между тренерами и спортсменами;
- модернизация спортивной медицины[6].
Рассмотрим более подробно применение инновационных технологий в спортивной экипировке.
Технологии коренным образом изменили подход к разработке спортивного оборудования, инвентаря, а также спортивной одежды. Сегодня облик спортивной формы постоянно меняется, экипировка спортсменов становится более высокотехнологичной и многофункциональной. Причиной этих изменений служит в основном тот факт, что зачастую непосредственно от экипировки зависят спортивные результаты.
Технологии спортивного обмундирования подразумевают применение передового снаряжения и экипировки с современными видами фибры, которые помогают спортсменам улучшить их результаты.
Последними разработками в данной области являются:
- костюмы для водных видов спорта, сделанные из полиуретана, которые усиливают эффект плавучести. По причине использования подобных костюмов, наблюдалось значительное улучшение результатов пловцов на мировых соревнованиях, что в дальнейшем привело к ограничению их использования;
- волокно из кевлара, которое применяют для придания стойкости изделиям по отношению к режущим воздействиям. Из таких тканей в настоящее время шьют защитные вставки для одежды (одежда для сноубординга, мотошлемы, футбольные бутсы, теннисные ракетки и т.д.);
- высокотехнологичные волокна, сокращающие к минимуму сопротивление воздуха и воды при сохранении характеристик прочности и легкости (Lycra (обладает эластичностью при сохранении комфорта передвижения), NykmDuPont(«дышащая» ткань, защищает от ветра и влаги), PolayDC(материал, обладающий высокой износостойкостью) и др.).
Технологии также изменили подход к организации тренировок спортсменов. Подготовка высококвалифицированных спортсменов является чрезвычайно сложным процессом как в физическом и психологическом аспектах, так и с точки зрения управления им.
Основная цель применения технологий - создание таких прикладных программных продуктов или автоматизированных систем, которые бы оптимизировали управление тренировочным процессом. Применение умных технологий позволило увеличить результативность и производительность данного процесса. Команды тренеров применяют целый ряд технологий: от машинного обучения до трехмерного биомеханического сканирования, что позволяет выявлять сильные и слабые стороны атлета. Полученные данные могут быть использованы для составления индивидуальных программ тренировок.