Файл: "Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
Расходы затраченные на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018 оцениваются KPMG в € 2,6 млрд. (табл. 3).
Таблица 3
Расходы на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018
Стадион |
Мест |
Стоимость (млн. евро) |
Лужники |
89318 |
189 |
Динами |
44920 |
221 |
Спартак |
43000 |
229 |
Калининград |
45015 |
166 |
Казань |
45105 |
197 |
Самара |
44198 |
142 |
Краснодар |
50015 |
205 |
Саранск |
45015 |
166 |
Волгоград |
45015 |
166 |
Нижний-Новгород |
44899 |
189 |
Санкт-Петербург |
67000 |
316 |
Ярославль |
44042 |
158 |
Екатеринбург |
44130 |
126 |
Сочи |
43702 |
178 |
Ростов-на-Дону |
43702 |
174 |
Итого: |
739076 |
2601 |
Данная оценка расходов достаточно оптимистична: по многим стадионам в СМИ приводят куда более существенные суммы. К тому же ни все арены еще достроены, а учитывая опыт строек к олимпиаде в Сочи, можно сказать, что сметы подобных объектов по мере реализации имеют стремительную тенденцию к росту расходов.
Тем не менее, чемпионат мира положительно может сказаться на экономике России, что следует из расчетов Оргкомитета «Россия-2018». По предварительным данным, дополнительный прирост ВВП России к 2018 г. составит около 530 млрд. руб. и более, минимум будет создано около 800 тысяч рабочих мест, поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 100 млрд. руб.
Тенденции развития присущи так же и другим видам спорта. Поэтому выводы будут сделаны по индустрии спорта в целом. Здесь нужно отметить главные элементы спортивного сектора, каждый из которых имеет ряд специфических особенностей и при более глубоком анализе должен рассматривать отдельно:
• виды спорта с подразделением на профессиональное и любительское направления; у каждого вида спорта есть своя Федерация, курирующая его, в том числе и по финансовым вопросам;
• массовый спорт - развитие физической культуры и спорта для населения;
Можно выделить основные факторы, которые способствуют развитию спортивной индустрии:
- Поиск инвесторами новых перспективных проектов для их дальнейшего инвестирования.
- Спортивная команда в собственности предоставляет возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов в различных отраслях.
- Возможность выхода на мировой рынок.
- Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести контракты компаний, таких как «МегаФон», который был выбран как официальный партнёр и оператор сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи 2014.
6. Государство уделяет повышенное внимание к спорту и создает благоприятные режимы для создания новых спортивных проектов.
Выше перечисленные факторы привлекают в индустрию спорта многих инвесторов, которые способствуют ее дальнейшему развитию. Тем не менее, помимо факторов, способствующих развитию того или иного направления, существует и набор ограничений, который не стал ограничением и для спортивного сектора:
- Нехватка профессиональных управляющих, способных эффективно организовать деятельность компании в индустрии спорта.
- Нужда в повышенном финансировании.
- Большой риск при экономических кризисах.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
- Сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов, сельских поселений, в которых часто не хватает спортивных секций и площадок для занятия спортом.
- Если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть интересен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать источником получения дохода.
- Многие виды спорта не сразу дают отдачу от своих вложений, но в дальнейшем этот вид спорта может стать очень популярным, престижным и прибыльным как для государства, так и для частных инвесторов.
- Особая роль в развитии индустрии спорта отводится малому и среднему бизнесу. Вложения даже в небольшие проекты тоже может дать свои «плоды», поэтому предпринимателям не стоит обходить стороной проекты, не достигшие масштаба Олимпийский Игр или Чемпионатов Мира.
- Государство должно выполнять одну из главных ролей в стимулировании и финансировании спортивных проектов, а так же оказывать помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.
Таким образом, перспективы развития индустрии спорта как полноценного сектора экономики в целом для России представляются вполне оптимистичными. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.
Заключение
Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менеджмента в индустрии спорта: стратегический, тактический и исполнительский.
Что касается функций менеджмента в индустрии спорта, то они представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и специфические функции менеджмента.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
Технологии широко применяются практически во всех сферах жизни человека, поэтому не стал исключением и спорт, которому уделяется большое внимание в настоящее время. В обозреваемой области можно легко просмотреть взаимосвязь между технологиями и спортивной наукой: развитие данной науки невозможно отдельно без применения современных технологий, а наука, в свою очередь, способствует развитию технологий, которые можно было бы применить для решения актуальных проблем.
На сегодняшний день технологии незаменимы при организации спортивных соревнований, проводимых на разных уровнях, подготовке и построении тренировок спортсменов, при обучении судей и повышении их квалификации.
Можно перечислить несколько основных пунктов, на которые главным образом влияют современные технологии:
- модернизация и улучшения в спортивном оборудовании, одежде и спортивном инвентаре;
- анализ спортивных событий, соревнований и характеристик самих спортсменов, применяемый для повышения качества обратной связи между тренерами и спортсменами;
- модернизация спортивной медицины.
В целом в РФ идет положительная тенденция развития спортивной-оздоровительной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.
Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.
В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.
Ииндустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутствующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.
Можно выделить основные факторы, которые способствуют развитию спортивной индустрии:
- Поиск инвесторами новых перспективных проектов для их дальнейшего инвестирования.
- Спортивная команда в собственности предоставляет возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов в различных отраслях.
- Возможность выхода на мировой рынок.
- Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести контракты компаний, таких как «МегаФон», который был выбран как официальный партнёр и оператор сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи 2014.
Государство уделяет повышенное внимание к спорту и создает благоприятные режимы для создания новых спортивных проектов.
Выше перечисленные факторы привлекают в индустрию спорта многих инвесторов, которые способствуют ее дальнейшему развитию. Тем не менее, помимо факторов, способствующих развитию того или иного направления, существует и набор ограничений, который не стал ограничением и для спортивного сектора:
-Нехватка профессиональных управляющих, способных эффективно организовать деятельность компании в индустрии спорта.
-Нужда в повышенном финансировании.
-Большой риск при экономических кризисах.
Также можно отметить следующее:
-сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов, сельских поселений, в которых часто не хватает спортивных секций и площадок для занятия спортом.
-если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть интересен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать источником получения дохода.
-многие виды спорта не сразу дают отдачу от своих вложений, но в дальнейшем этот вид спорта может стать очень популярным, престижным и прибыльным как для государства, так и для частных инвесторов.
-особая роль в развитии индустрии спорта отводится малому и среднему бизнесу. Вложения даже в небольшие проекты тоже может дать свои «плоды», поэтому предпринимателям не стоит обходить стороной проекты, не достигшие масштаба Олимпийский Игр или Чемпионатов Мира.
-государство должно выполнять одну из главных ролей в стимулировании и финансировании спортивных проектов, а так же оказывать помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.
Таким образом, перспективы развития индустрии спорта как полноценного сектора экономики в целом для России представляются вполне оптимистичными. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.
Список использованных источников
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Российская газета. 8 декабря 2007 г.
- Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. – №1101–р. – С. 1–16.
- Авершина Ю.С., Пономарева Е.А. Роль PR-деятельности в спортивно-оздоровительной индустрии фитнеса//В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Материалы IV (IX) международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф.. 2015. С. 67-68.
- Алешин Д.В. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса в отечественном спорте // Труды молодых ученых: современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – №1. – 57–64 с.
- Алешин, В.А., Калашников А.Ф., Лукьяничникова Т.Л. Организационно-педагогические условия эффективности работы клуба на рынке спортивно-оздоровительных услуг //Современные проблемы науки и образования, 2013.
- Ангара М.А. Современные тенденции развития спортивной индустрии за рубежом//Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. № 2 (9). С. 17-23.
- Андропова Е.М., Романенков А.И., Кутьин И.В. Проблемы и перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма в Крыму//Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 8 (69). С. 42-49.
- Асомчик А.А. Продвижение фитнес-услуг//Бюллетень науки и практики. 2016. № 6 (7). С. 266-273.
- Барышева А.В., Ищенко М.М. , Передеряев В.И. Инновационный менеджмент. Учебное пособие под ред. Барышевой А.В. - М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2016. -395с.
- Бояринцев, Б.И., Гладышев, А.А. Экономика здоровья населения. –М.: Экономические факультет МГУ, ТЕИС. 2001.
- Букреев А.А., Лаврушина Е.Г. информационная поддержка в фитнес индустрии//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 (44). С. 23-24.
- Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2016 – 320 с.
- Гостев Г.Р., Лотонешо А.В., Струк П.П. Физическая культура в субъектах Российской Федерации. —М.: Теория и практика физической культуры, 2014.- 360 с.
- Гостев Р.Г. Спорт и законодательство.—М.:НИЦ «Еврошкола», 2011. - 438 с.
- Гуськов С.И. Государство и спорт. — М.:МЦНТИ, 2016. - 176 с.
- Долматова Т.В., Гаркавенко В.А. Формирование спортивно-оздоровительной индустрии на принципах государственно-частного партнерства- приоритетное развитие//Вестник спортивной науки. 2014. № 6. С. 49-51.
- Жукова А.Б. Медиапроект "СПОРТ И ПРАВО" как информационно-аналитический ресурс спортивной индустрии России // Четвертая международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития": материалы конференции. - М., 2014. - С. 32-35
- Золотов М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России. // Физкультура и спорт. №2,- 2009.- С.-19-23.
- Иванюженков Б. В. и др. Рыночные механизмы стратегического управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. –М.: Советский спорт, 2007. – 236 с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие./Под ред. Барышевой А.В.- М., Дашков и К, 2015.- 374с.
- Исаев А. А.. Спортивная политика России: монография. – М.: Советский спорт, 2015. – 512 с.
- Карпов В.Ю., Гладких А.М., Волобуев А.Л. Спортивный менеджмент как вид профессиональной деятельности. 2015. №4 (32). С. 53 – 55.
- Кудинова Ю.В. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании студентов // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. №1 (11) С. 49-52.
- Кудинова Ю.В. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании студентов/ Ю.В. Кудинова, Н.Е. Курочкина, Л.К. Федорова // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. №1 (11) С. 49-52.
- Култышева А.В., Сметанин А.Г. Роль фитнес- индустрии в популяризации здорового образа жизни среди студентов// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-8. С. 105-107.
- Кокоулина О.П. Менеджмент в спорте//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 38. С. 40-45.
- Леднев В. Роль бизнеса в индустрии спорта // Спорт и право. 2016. - №3 (5). - С. 7-9.
- Леднев В. Роль бизнеса в развитии индустрии спорта.// Спорт и право. № 3 (5) 2011, 01 июля 2011. С.7-9.
- Леонтюк А.М. Спорт как социокультурный феномен: дис. канд. филос. наук. – СПб., 2006. -140 с.
- Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2014. –№ 1. – С. 2–5.
- Лубышева Л.И., Лотоненко А.В., Игнатьев А.С. Физическая культура и молодежь. - М.:Теория и практика физической культуры, 2009. - 181 с.
- Малыгин А.В., Силина Е.А. Специфика продуктовой политики спортивно-оздоровительного клуба в конкурентной среде//Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5 (59). С. 75-80.
- Маркова, В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: 2013. – 288 с.
- Перькова Е.Ю. Использование механизма государственно-частного партнерства в спортивной индустрии в РФ //Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). С. 14.
- Пономарева А.А., Гвоздкова В.С., Давыденко К.Д. Влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (8). С. 162-166.
- Попова А.О., Савельева О.В. анализ доступности услуг для занятий массовым спортом в Самаре // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2015. № 1. (1). С. 148-150
- Рожков П.А. Совершенствование экономического механизма функционирования физической культуры и спорта. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 254 с.
- Росенко, С.И., Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительные услуги: своеобразие в контексте сервисной деятельности // Научно-теоретический журнал «Учёные записки», 2014.- № 12 (118). С 26-34
- Сабитова Р., Квон Г.М. Роль средств массовой информации в менеджменте физкультурно-спортивных организаций. 2015. С. 253 – 258.
- Савельева О.В., Бердников Г.Ю. Информатизация образовательной сферы // OlymPlus.Гуманитарная версия. 2016. № 1. (2). С. 16-18.
- Сафронова А.В., Наумова С.А., Кваша В.А. Спортивный менеджмент как фактор развития индустрии спорта. 2015. №7-8. С. 110 – 113.
- Слуцкая С.В., Сологубова Л.В. Спортивный менеджмент как наука побеждать. 2015. С. 73 – 76.
- Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №6 (24). - С. 1-13.
- Стыцюк Р.Ю. Человеческий капитал как главный элемент успеха в развитии спортивно-оздоровительного бизнеса//Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-1 (82-1). С. 452-459
- Тимофеева, Ф.Р. Конкурентное сотрудничество на рынке спортивно-оздоровительных услуг как инструмент повышения эффективности деятельности компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 2012. - № 2. – С. 498 - 502.